Дело № 2-3072/2010 Р Е Ш Е Н И Е (з а о ч н о е) именем Российской Федерации 23 декабря 2010 г. г. Чебоксары Московский федеральный районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ишуткина Н.В., при секретаре судебного заседания Фоминой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Государственному учреждению «Чебоксарское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии ЧР и Зиновьеву Сергею Васильевичу о расторжении договора аренды с встречным иском к Министерству природных ресурсов и экологии ЧР об обязании ответчика оформить и подписать договор аренды, у с т а н о в и л: 14.08.2009г. между арендодателем Государственным учреждением «Чебоксарское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и арендатором Зиновьевым С.В. заключен договор аренды лесного участка № 107 (далее - договор). Договором, на срок с 14.08.2009г. по 14.08.2019г. арендатору предоставлен во временное пользование (аренду) находящийся в государственной собственности участок лесного фонда общей площадью 0,12 га в квартале 62 (выдела 13) Сосновского участкового лесничества ГУ «Чебоксарское лесничество» Минприроды Чувашии. Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор ЧР в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ГУ "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии ЧР, Зиновьеву С.В. о признании недействительным договора аренды лесного участка, указывая, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в деятельности учреждений, оказывающих услуги по обеспечению управления государственным имуществом, рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Проверка законности заключения договора аренды лесного участки выявила основания для признания данной сделки недействительной в силу ст.ст. 74, 82 Лесного Кодекса РФ, Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. №324. В судебное заседание истец не обеспечил явку своего представителя. Ответчики, третьи лица, уведомлённые надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что подтверждается материалами дела, также на процесс не явились, не обеспечили явку своих представителей, заявлений либо ходатайств об отложении дела не представили. Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме, отказывает в удовлетворении встречного иска в заочном порядке по следующим основаниям. В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Как видно из материалов дела, 14.08.2009г. между Государственным учреждением «Чебоксарское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и гражданином Зиновьевым С.В. заключен договор аренды лесного участка № 25. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Далее - Закона) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Во исполнение ст. 4 Закона Министерством природных ресурсов РФ издан Приказом № 258 от 04.10.2007, которым утвержден Порядок приведения договоров аренды участков - лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено, что заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а также регламентированы содержание данного заявления и перечень документов, прилагаемых к нему. В силу п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка, которое является основанием для заключения договора аренды лесного участка. Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, заключенный договор аренды лесного участка противоречит положениям лесного законодательства и принятым в его исполнение подзаконным актам, он заключен с нарушением установленного порядка, в связи с чем, является недействительным и по правилам ст. 168 ГК РФ ничтожен. Делегирование Приказом Министерства природных ресурсов и экологии ЧР № 343 от 27.09.2007 года полномочий по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, директору ГУ «Чебоксарский лесхоз», является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ. Согласно ч.4 ст. 7 4 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Статьей 81 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что вопросы установления порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утверждение формы примерного договора аренды лесного участка, установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений относятся к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений. Статьей 83 Лесного кодекса РФ установлено, что полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Частью 5 ст.74 Лесного кодекса РФ установлено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года №32 4 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила). Согласно пункту 11 Правил, подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти, указанными в пункте 5 настоящих Правил. В пункте 5 Правил указаны следующие органы государственной власти: а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно; б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства. Таким образом, правом на заключение договоров аренды лесных участков в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.01.2007 года №11 «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики» установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области лесных отношений, в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, является Министерство природных ресурсов и экологии ЧР. В соответствии с утвержденным данным постановлением Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции: принимает решения о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе об организации и проведении соответствующих аукционов; реализует от имени Чувашской Республики установленное Лесным кодексом Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения лесами. Таким образом, заключение договоров аренды лесных участков законодательством Чувашской Республики отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Соответственно, директора Государственных учреждений лесного хозяйства Чувашской Республики в соответствии с действующим законодательством не могут быть наделены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики правом заключения договоров аренды лесных участков. Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. На основании изложенного, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : признать недействительным договор аренды лесного участка № 107 от 14.08.2009г., заключенный между ГУ «Чебоксарское лесничество» и Зиновьевым Сергеем Васильевичем. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Чувашской Республики также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий судья Н.В.Ишуткин Решение в окончательной форме изготовлено 28.12.2010 г.