Дело № 2-968/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г. с участием истца Иванова В.Л. и его представителя Ярлыкова В.Н., действующего на основании ордера, представителя ответчика Шульга Н.В., действующей на основании доверенности - л.д.25, рассмотрев гражданское дело по иску Иванова Владимира Леонидовича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по ЧР-Чувашии о возложении обязанности включить в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и предоставлении за счет средств федерального бюджета социальную выплату на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, УСТАНОВИЛ: Истец Иванов В.Л. обратился в суд с иском к администрации Цивильского района ЧР о возложении обязанности по включению его и членов его семьи в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и включению в сводный список 2010 года граждан, изъявивших желание получить сертификат. Определением Цивильского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Цивильского района ЧР, надлежащим - Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по ЧР - Чувашии. В уточненном варианте истец просил возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по ЧР - Чувашии обязанность по включению в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и предоставить за счет средств федерального бюджета социальную выплату на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, в первоочередном порядке, как не имеющему жилого помещения для постоянного проживания. Требования мотивированы тем, что истец и члены его семьи на основании решения Цивильского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ имеют право быть участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Организации, в ведении которых находится решение данного вопроса, не отрицают право истца быть участником указанной подпрограммы, но выполнять обязательства отказываются. Истец обращался с заявлением о включении в состав участников указанной подпрограммы в администрацию Цивильского района, которая отказала, и было рекомендовано обратиться в соответствующий федеральный орган военнослужащим которого он является. Обращения в учреждение ИЗ-21/2 УФСИН России по ЧР, УФСИН России по ЧР - Чувашии были также оставлены без удовлетворения. В соответствии с п. «а» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153(далее-Правила) право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет федерального бюджета, каковым является истец. В судебном заседании истец Иванов В.Л. и его представитель Ярлыков В.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду. Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЧР - Чувашии Шульга Н.В. в судебном заседании не признала исковых требований истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая, что согласно Правил, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно ст. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы. В соответствии с п.3 и 7 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007г. №287, организация работы по формированию списков-граждан участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Таким образом, для получения гражданином государственного жилищного сертификата в рамках участия в указанной Программе в конкретном учреждении или органе требуется одновременное соблюдение двух условий: а) наличие оснований для участия в указанной подпрограмме; б) состояние на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе, который в последующем будет производить выдачу соответствующего сертификата в порядке очередности, в соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ. Судом при рассмотрении дела по иску Иванова В.Л. по аналогичным требования к ФБУ ИЗ-21/2 УФСИН (решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2-322-2010, вступившее в законную силу), было установлено, что у Иванова В.Л., в соответствии с п. а) ст.5 Правил имеются основания для участия в указанной подпрограмме (срок службы, предполагаемое увольнение по соответствующему основанию). Более того, приказом начальника УФСИН № от ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.Л. был уволен из органов УИС по п. «з» ст.58 Положения о службе в ОВД (по ограниченному состоянию здоровья). Иванов В.Л. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Опытном сельском поселении Цивильского района ЧР под №, в связи с чем обязанность по выдаче жилищного сертификата лежит на указанном сельском поселении либо администрации Цивильского района, где находятся все документы, подтверждающие нуждаемость Иванова В.Л. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.Л. в сводном списке очередников на получение ГЖС в УФСИН не значится. Учетное дело на имя Иванова В.Л., как претендента на получение ГЖС в 2009-2010 годах, в УФСИН либо в ФБУ ИЗ-21/2 УФСИН не формировалось, какими-либо документами либо сведениями, связанными с возможной нуждаемостью Иванова В.Л. в улучшении жилищных условий, УФСИН не располагает. В связи с тем, что ст.35 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» утратила силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ, вопросы постановки на учет отнесены к компетенции органов местного самоуправления по месту проживания сотрудника, где в настоящее время и состоит на учете Иванов В.Л. Более того, согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин или как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Таким образом, истец, обратившись в органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2008 году, воспользовался своим правом выбора, предоставленным ему ст.52 ЖК РФ. Такое толкование соответствует правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в определении №КАС09-412 от 15.09.2009г., согласно которой Правительство РФ в рамках предоставленных законом полномочий вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, перечисленных в оспариваемых предписаниях Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов. В соответствии с п. 13 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007г. №287, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин -участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Однако, срок действия программы ограничен 2010 годом, документами, связанными с возможным продлением действия программы УФСИН не располагает. Следует также отметить, что в соответствии с действующим законодательством, государственным заказчиком подпрограммы является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, кроме того, не является органом, осуществляющим выдачу сертификатов. Учитывая вышеизложенное, исковые требования истца об обязании УФСИН выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья являются не подлежащими удовлетворению также и в связи с отсутствием у УФСИН полномочий на ведение указанной деятельности. 3-и лица - ФБУ ИЗ-21/2 УФСИН России по ЧР - Чувашии, администрация Цивильского района ЧР, администрация Опытного сельского поселения, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР в судебное заседание не направили своих представителей, просили рассмотреть дело без участия их представителей. От представителя ФБУ ИЗ-21/2 в материалах дела имеется письменный отзыв относительно исковых требований(л.д.26,27) из которого следует, что удовлетворение исковых требований оставлено на усмотрение суда. 3-е лицо - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве(л.д.41,42). Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за Ивановым В.Л. вместе с членами семьи признано право быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; в удовлетворении требования о включении Иванова В.Л. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ, отказано. Признавая за истцом указанное право, судом установлено, что истец относится к категории сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, предусмотренном пп. «а» п.5 Правил. В силу п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением необходимых документов. Судом установлено, что истец состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Опытного сельского поселения администрации Цивильского района ЧР с ДД.ММ.ГГГГ под номером №(л.д.9). Письмом № 21/11-2093 от 02.04.2009 года(л.д.7) ФБУ ИЗ-21/2 УФСИН России по ЧР - Чувашии истцу Иванову В.Л. отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в связи с тем, что Иванов В.Л. в списке сотрудников учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит и рекомендовано обратиться по месту его учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е.в администрацию Опытного сельского поселения. Письмом № 01-20/681 от 05.05.2010 года(л.д.10) администрацией Цивильского района ЧР истцу Иванову В.Л. отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в связи с тем, что органы местного самоуправления осуществляют реализацию программы только в отношении граждан, указанных в подпунктах «в,г,ж,з,е» пункта 5 Правил и было рекомендовано обратиться в соответствующий федеральный орган, военнослужащим которого он является. Письмом № 21/20-3784 от 17.08.2010 года(л.д.15) Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по ЧР - Чувашии истцу Иванову В.Л. отказано во включении в состав участников подпрограммы в связи с необходимостью обращения в органы местного самоуправления, по месту учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е. в администрацию Опытного сельского поселения. Согласно п. 18 Правил выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Учитывая, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы, правовых оснований для возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по ЧР - Чувашии обязанности по включению его и членов его семьи в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, в первоочередном порядке, как не имеющему жилого помещения для постоянного проживания, не имеется. Кроме того, обоснованны доводы представителя ответчика о том, что согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Удовлетворением исковых требований истца будут нарушены права очередников, состоящих на учете в указанном Учреждении. Иванов В.Л. в сводном списке очередников на получение ГЖС в УФСИН не значится. Учетное дело на имя Иванова В.Л., как претендента на получение ГЖС в 2009-2010 годах, в УФСИН либо в ФБУ ИЗ-21/2 УФСИН не формировалось, какими-либо документами либо сведениями, связанными с возможной нуждаемостью Иванова В.Л. в улучшении жилищных условий, УФСИН не располагает. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Иванову Владимиру Леонидовичу в удовлетворении исковых требований о возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по ЧР - Чувашии обязанности по включению в состав списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, в первоочередном порядке, как не имеющему жилого помещения для постоянного проживания. Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10-дневного срока со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Верховный Суд ЧР путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий: судья Орлова И.Н. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ