№ 2-532/2011, решение вступило в законную силу 05.03.2011 г.



Дело № 2-532-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                         г.Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Хрисановой Г.И.,

с участием помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Евдокимова Е.Н.,

при секретаре Павловой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к Государственному учреждению «Чебоксарское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Макаровой Надежде Васильевне о признании недействительным договора аренды лесного участка,

установил:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Государственному учреждению «Чебоксарское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее ГУ «Чебоксарское лесничество»), Макаровой Н.В. о признании недействительным договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в деятельности учреждений, оказывающих услуги по обеспечению управления государственным имуществом, рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, которой установлено, что между ГУ «Чебоксарское лесничество» и Макаровой Н.В. заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее договор). Согласно договору Макарова Н.В. на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен во временное пользование (аренду) участок лесного фонда общей площадью ПЛОЩАДЬ в <адрес>

Право на заключение договора аренды лесного участка предоставлено ГУ «Чебоксарское лесничество» на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

ДД.ММ.ГГГГ указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике.

Арендованный участок лесного фонда, находящийся в государственной собственности, передан арендодателем арендатору Макаровой Н.В. на основании акта приема-передачи лесного участка. Проверка законности заключения договора аренды лесного участка выявила основания для признания данной сделки недействительной в силу ч. 4 ст. 74, п. 1 ст. 82 Лесного кодекса РФ. Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 года № 324, в п. 11 также определено, что подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти. Указом Президента Чувашской Республики от 5 мая 2004 года № 34 утверждена структура органов исполнительной власти Чувашской Республики, в которую государственные учреждения лесного хозяйства не входят.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года № 11 уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области лесных отношений, в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Государственные учреждения лесного хозяйства Чувашской Республики не входят в систему Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики они лишь находятся в ведении Министерства.

Согласно п.п. , Устава ГУ «Чебоксарское лесничество» является юридическим лицом, которое осуществляет предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.

ГУ «Чебоксарское лесничество» не включено в систему органов государственной власти, в связи с чем не может осуществлять полномочия, установленные ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Договор аренды лесного участка, заключенный между ГУ «Чебоксарское лесничество» и Макаровой Н.В., не соответствует действующему законодательству, подлежит признанию недействительным. Оспариваемый договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен с нарушением установленного законом порядка, что в силу ст. 168 ГК РФ влечет его недействительность.

Неправомерное заключение договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника лесных участков в составе земель лесного фонда.

В судебном заседании помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Евдокимов Е.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Макарова Н.В., представители ответчика ГУ «Чебоксарское лесничество», третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (ранее Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике), третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили.

С согласия истца дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц по имеющимся материалам.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУ «Чебоксарское лесничество» и Макаровой Н.В. заключен договор аренды лесного участка .

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Во исполнение ст. 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Министерством природных ресурсов РФ издан Приказ № 258 от 4 октября 2007 года, которым утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и которым предусмотрено, что заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а также регламентированы содержание данного заявления и перечень документов, прилагаемых к нему.

В силу п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка, которое является основанием для заключения договора аренды лесного участка.

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, заключенные договоры аренды лесного участка противоречат положениям лесного законодательства и принятым в его исполнение подзаконным актам, они заключены с нарушением установленного порядка, в связи с чем являются недействительными. Ответчик Макарова Н.В. в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики с заявлением о переоформлении договора не обращалась, дополнительное соглашение к договору, как следует из заявления Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), не заключено. Договор заключен с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, в связи с чем ничтожен по правилам ст. 168 ГК РФ.

Делегирование Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 343 от 27 сентября 2007 года полномочий по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, директору ГУ «Чебоксарский лесхоз» является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Согласно ч. 4 ст. 74 Лесного кодекса РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.

Ст. 81 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что вопросы установления порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утверждение формы примерного договора аренды лесного участка, установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений относятся к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Ст. 83 Лесного кодекса РФ установлено, что полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 5 ст. 74 Лесного кодекса РФ установлено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года № 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила).

Согласно пункту 11 Правил подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти, указанными в п. 5 настоящих Правил.

В п. 5 Правил указаны следующие органы государственной власти:

а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствий с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства.

Таким образом, правом на заключение договоров аренды лесных участков в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2007 года № 11 «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики» установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области лесных отношений в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

В соответствии с утвержденным данным Постановлением Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

принимает решения о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе об организации и проведении соответствующих аукционов;        

реализует от имени Чувашской Республики установленное Лесным кодексом Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения лесами;

Таким образом, заключение договоров аренды лесных участков законодательством Чувашской Республики отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Соответственно, директора Государственных учреждений лесного хозяйства Чувашской Республики в соответствии с действующим законодательством не могут быть наделены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики правом заключения договоров аренды лесных участков.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Государственным учреждением «Чебоксарское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Макаровой Надеждой Васильевной, недействительным.

Взыскать с Макаровой Надежды Васильевны госпошлину в доход местного бюджета в сумме СУММА.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: судья                                                                                 Г.И. Хрисанова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.