№2-2644/2011



Дело № 2-2644/2011

ЗАОЧНОЕ     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        26 апреля 2011 года                                                                    город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Зиминой Н.В., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Прокопьеву С.А., Королевой М.Б., Кузьмину Е.И. о возложении обязанности прекратить организацию и перевозку пассажиров и багажа

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Прокопьеву С.А., Королевой М.Б., Кузьмину Е.И. о возложении обязанности прекратить осуществление пассажиров автомобильным транспортом по тем мотивам, ответчики осуществляют пассажирские перевозки на автобусном маршруте «ЮЗР- Новочебоксарск». Однако перевозка осуществляется без утвержденного паспорта автобусного маршрута, схемы и расписание движения маршрутов не согласованы с администрацией г.Чебоксары. В ходе проверки было выявлено отсутствие у водителей заказов. Фактически вместо заказов на проведение экскурсии осуществляются регулярные перевозки. Просят обязать ответчиков прекратить организацию и перевозку пассажиров по маршруту «ЮЗР- Новочебоксарск».

В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района города Чебоксары Высоков Л.И. исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям и показал, что ответчики по существу осуществляют обычные регулярные перевозки, но организуют их как экскурсионные, разрешения Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры ЧР и администрации г.Чебоксары на эти перевозки не имеется.

        Ответчики индивидуальные предприниматели Прокопьев С.А., Королева М.Б., Кузьмин Е.И. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. С согласия прокурора, суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.

Представители 3-их лиц на стороне ответчика, администрации г.Чебоксары, Управления государственного автодорожного надзора по ЧР, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Суд, выслушав объяснение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Ответчики ИП Прокопьев С.А., ИП Королева М.Б., ИП Кузьмин Е.И. осуществляют организацию перевозок по маршруту «ЮЗР- Новочебоксарск».

По условиям договоров ответчики, как фрахтователи, вносит плату за пользование автотранспортом, а фрахтовщики, индивидуальные предприниматели предоставляют ему автотранспортное средство для перевозки пассажиров по туристко-экскурсионному маршруту.

Отношения с гражданами, желающими воспользоваться услугами перевозки, ответчики оформляют путем продажи посадочных талонов.

Ответчиками указанные договоры и сама организация перевозок пассажиров по автобусному маршруту расценивается как экскурсионная перевозка.

Анализ представленных суду доказательств позволяют суду сделать вывод, что каких-либо документов, свидетельствующих об оказании туристско-экскурсионных услуг, а также документов, подтверждающих их оплату пассажирами, водителями транспортных средств не имеются. Отсутствуют списки пассажиров (групп туристов-экскурсантов) и их руководителей (экскурсоводов). Посадка и высадка пассажиров водителями транспортных средств осуществляется на всех остановочных пунктах транспорта общего пользования по маршруту движения. Кроме того, вышеуказанные перевозки пассажиров являются систематическими (два и более) раза. Интервалы движения транспортных средств по вышеуказанным маршрутам составляют 10-15 минут.

Из агентских договоров, а также заказ - нарядов следует, что круг пассажиров (фрахтователей), которым оказываются услуги по перевозке, не определён (отсутствуют списки граждан с указанием Ф.И.О., паспортных данных). Также с граждан (пассажиров) в нарушение требований ст. 27 ФЗ «Устав автомобильного и наземного электрического транспорта в Российской Федерации» за оказанные услуги по перевозки взимается плата. Факт оплаты подтверждается посадочными талонами, которые выдаются пассажирам фрахтователями в салонах транспортных средств.

В соответствии со ст.1 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики город Чебоксары является городским поселением, наделённым статусом городского округа.

Согласно п.7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со ст.1, 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 г. №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» установлено, что заказчиком пассажирских перевозок является орган местного самоуправления, заключивший с перевозчиком государственный или муниципальный контракт на выполнение перевозок пассажиров и багажа. Организация пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике осуществляется соответствующим органом исполнительной власти ЧР или органом местного самоуправления, выполняющим функции заказчика перевозок.

В соответствии со ст. 7 Закона ЧР «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» от 29.12.2003 г. №48 (с изменениями от 14.07.2007г.) орган исполнительной власти Чувашской Республики по организации пассажирских перевозок утверждает паспорта и схемы автобусных маршрутов с указанием опасных участков движения.

Согласно п. 5.14. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 (с изменениями от 18.07.2000 г.) туристско-экскурсионные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п. 5.2 - 5.8 настоящего Положения. В соответствии 5.2. Положения владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков: разрабатывать графики (расписания) движения: - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

В тоже время в нарушение вышеуказанных норм законодательства ответчики осуществляют (организуют) перевозки пассажиров на автомобильном транспорте по туристко-экскурсионному маршруту «ЮЗР-Новочебоксарск» без утверждённого уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики паспорта автобусного маршрута.

В соответствии с п.2.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.04.2005 г. № 96 открытие новых, изменение или закрытие существующих межмуниципальных (пригородных и междугородных» маршрутов осуществляются организатором (заказчиком) пассажирских перевозок с учётом анализа действующей маршрутной сети, сложившегося пассажиропотока и дорожных условий по схеме маршрута. Пунктом 4.5 Положения предусмотрено, что перевозка пассажиров автомобильном транспортом осуществляется на основании договора, заключённого между организатором (заказчиком) пассажирских перевозок и перевозчиком, утверждённых паспорта маршрута и расписания движения автобусов. Перевозка пассажиров по маршрутам и расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается (п.4.6 Положения).

Однако в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства схемы и расписание движения маршрутов ответчиков не согласованы с администрацией города Чебоксары.

Кроме того, у индивидуальных предпринимателей, привлечённых на договорной основе к осуществлению пассажирских перевозок, отсутствуют заказы на выделение автобусов по туристско-экскурсионным маршрутам, оформленные заказчиком перевозок (ИП Прокопьевым С.А., ИП Королевой М.Б., ИП Кузьминым Е.И). В путевых листах отсутствуют фамилии и имена лиц, ответственных за осуществление перевозок, отсутствуют также списки пассажиров (группы туристов - экскурсантов) и их руководителей (экскурсоводов). На транспортных средствах не ведутся экскурсионные программы; не воспроизводится запись экскурсионной направленности. Посадка и высадка пассажиров водителями транспортных средств осуществляется на всех остановочных пунктах транспорта общего пользования по маршруту движения.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Согласно ст. 10 указанного закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

В соответствии с п. 5.12. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 (с изменениями от 18.07.2000г.) оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист. Согласно п. 5.16 Положения при туристско-экскурсионных перевозках и перевозках по заказам заказчик обеспечивает: подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения; проведение инструктажа туристов о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом; руководителей групп списком пассажиров, заверенным заказчиком, копией уведомления органов Государственной автомобильной инспекции о перевозке детей; водителей - местами отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе); стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовку его к обратному рейсу.

Маршрут «ЮЗР-Новочебоксарск» не является туристско-экскурсионным. Реализация туристского продукта при предоставлении услуг по перевозке пассажиров на вышеуказанном маршруте ответчиками фактически не осуществляется; с пассажиров (неопределённого круга лиц) незаконно взимается плата за перевозку.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Из ч.5 ст. 27 указанного закона следует, что в случае, если
договором фрахтования, указанным в ч.1 настоящей статьи,
предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки
неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не
допускается.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчики фактически осуществляют организацию регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования, а не туристско-экскурсионных.

Организация регулярных перевозок автомобильным транспортном установлена следующим образом. В соответствии со ст. 4 Закона ЧР от 29 декабря 2003 г. N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах, а также участие в организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с федеральным законодательством осуществляются уполномоченным органом.

Согласно Положению о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утвержденному постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 г. N 231 ( в редакции от 15 апреля 2010г.) министерство является уполномоченным органом на организацию открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.

В соответствии со ст. 7 Закона ЧР "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" от 23 декабря 2003г. ( в редакции от 9 декабря 2009г) уполномоченный орган утверждает паспорта и схемы межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов; в установленном порядке принимает решение об открытии новых маршрутов регулярных перевозок, изменении или прекращении существующих маршрутов регулярных перевозок; согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок.

Согласно п. п. 4.6, 4.7, п.21. Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 г. N 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике" перевозка пассажиров по маршрутам и расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается. Изменения расписания и схемы движения автобусов по маршрутам согласовываются и утверждаются организатором (заказчиком) пассажирских перевозок. Открытие новых, изменение или закрытие существующих межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов осуществляется уполномоченным органом с учетом анализа действующей маршрутной сети, сложившегося пассажиропотока и дорожных условий на пути движения автобуса, осуществляемого в соответствии со схемой маршрута.

Все указанные нормы закона при организации перевозок пассажиров и багажа на автобусном маршруте «ЮЗР- Новочебоксарск» ответчиками не соблюдены, в связи с чем требование прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, что организация и перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществлена через договоры для выполнения туристко -экскурсионных пассажирских перевозок на автобусном маршруте, заключенными между ответчиками, суд приходит к выводу, что требование прокурора о возложении обязанности на ответчиков расторгнуть договоры так же обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Обязать индивидуальных предпринимателей Прокопьева С.А., Королеву М.Б., ФИО12 прекратить перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте «ЮЗР- Новочебоксарск»

          Ответчики вправе подать в Московский районный суд г.Чебоксары заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10-дневного срока со дня истечения срока на подачу заявления об отмене заочного решения в Верховный Суд ЧР в кассационном порядке.

Председательствующий: судья                                                               Мамуткина О.Ф.

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2011 года