Дело № 2-3423-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеевой Г.И., с участием ст. помощника прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики Высокова Л.И., при секретаре Павловой О.П., при участии истца Ильина Г.И., его представителя по устному ходатайству Шабановой Л.П., представителя ответчика Управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по доверенности Константинова Л.Б., представителя третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике по доверенности Романовой О.Г., представителя третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по доверенности Даниловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина Г.И. к Управлению социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности, Установил: Ильин Г.И. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее базовый Закон). Заключением бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ ему установлена <данные изъяты> в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с утратой <данные изъяты> % профессиональной трудоспособности сроком до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - та же <данные изъяты> с утратой <данные изъяты> % профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Ильин Г.И. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения г.Чебоксары Управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о перерасчете ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила возмещения вреда), действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработка за ПЕРИОД, предшествующих наступлению страхового случая, включая заработную плату в период работы на Чернобыльской АЭС, индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ пропорционально росту величины прожиточного минимума по Чувашской Республике соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ пропорционально увеличению прожиточного минимума для пенсионеров по Чувашской Республике <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно,начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициентов инфляции и далее в соответствии с законодательством РФ, взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом фактически выплаченных за этот период сумм в размере СУММА., возложении на ответчика обязанности по выплате истцу ежемесячно в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по СУММА. В обоснование иска Ильин Г.И. указал, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ст. 14 Правил возмещения вреда был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. В судебном заседании истец Ильин Г.И., его представитель по устному ходатайству Шабанова Л.П. поддержали исковые требования по изложенным основаниям, уточнив, что ответчиком по делу является Управление социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Представитель ответчика по доверенности Константинов Л.Б. исковые требования не признал, представив письменный отзыв, указал, что оснований для перерасчета нет. С 15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым возмещение вреда установлено в твердой денежной сумме. Позволявшая произвести перерасчет норма, содержащая в п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона, действовала до 15 февраля 2001 года. 26 апреля 2004 года Федеральным законом № 31-ФЗ внесены изменения в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, ранее определенной Ильину Г.И. судебным решением, повлечет фактически его пересмотр, что является недопустимым. Представители Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике по доверенности Романова О.Г., Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по доверенности Данилова А.В. полагали требования Ильина Г.И. необоснованными. Выслушав истца и его представителя, представителей ответчика и третьих лиц, прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ильина Г.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В действующей в настоящее время редакции Закона гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, в том числе истцу как <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в размере СУММА. (п. 15 ст. 14 Закона). Согласно действовавшей до 15 февраля 2001 года в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ норме - п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона -гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы), гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже СУММА. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ. Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении и изменений в статью 5 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Согласно ст. 3 указанного Федерального закона его действие распространено на прошлое время с 19 июня 2002 года. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Однако определением Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года № 364-О установлено, что положения части 3 статьи 5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, вынесенных в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. Вступившим в законную силу решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Ильина Г.И. к отделу социальной защиты населения администрации Московского района г.Чебоксары об индексации суммы возмещения вреда произведена индексацию ежемесячной суммы возмещения вреда в размере СУММА. с учетом роста величины прожиточного минимума для пенсионеров по Чувашской Республике за ПЕРИОД, ПЕРИОД., что сторонами и третьими лицами не оспаривается. Ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, истцу производились с применением индексов роста величины прожиточного минимума в Чувашской Республике, соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>. Такой механизм индексации сумм возмещения вреда был определен п. 5.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решение о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П приведенные нормы Закона признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в твердом размере (п. 2 резолютивной части). В п. 3.2 указанного Постановления, в частности, указано, что при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда законодатель не должен был снижать его объем для тех инвалидов - чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной, денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Согласно расчету суммы возмещения вреда от ДД.ММ.ГГГГ Ильину Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная выплата в возмещение вреда в СУММА., исчисленная из семикратной суммы минимального размера оплаты труда. По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ему назначено возмещение вреда в твердой денежной сумме СУММА Таким образом, выплата в твердой денежной сумме установлена по волеизъявлению истца, указанная сумма ему индексирована вступившим в законную силу судебным решением. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079 утверждены Правила индексации и коэффициенты индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008-2011 гг. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм. Этими Постановлениями Правительства РФ в соответствии с указанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. Следовательно, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью подлежит индексации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с указанными Постановлениями Правительства РФ. Из справки отдела социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выплаты истцу ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью производились в размерах, предусмотренных указанными Постановлениями Правительства РФ, с учетом судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах суд полагает, что выплаты истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время производились органами социальной защиты населения своевременно и в полном размере, в том числе с индексацией в соответствии с решением суда и указанными Постановлениями Правительства РФ, в связи с чем исковые требования Ильина Г.И. удовлетворению не подлежат. Учитывая, что ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью назначена истцу в твердой денежной сумме после ДД.ММ.ГГГГ, и ее размер в последующем определен вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым эта сумма индексирована и которое ответчиком исполнено, что сторонами не оспаривалось, суд полагает необходимым отметить следующее. Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено. Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. Перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, ранее индексированный Ильину Г.И. вступившим в законную силу судебным решением исходя из установленной базовым законом твердой денежной суммы, повлечет фактически его пересмотр, что в силу приведенных положений недопустимо. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении иска Ильина Г.И. к Управлению социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, обязании назначить за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере СУММА. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, взыскании за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере СУММА отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий: судья Г.И. Алексеева Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Справка: РЕШЕНИЕ Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ РЕШЕНИЕ Московского районного суда ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-3423/2011г. в Московском районном суде г. Чебоксары. Судья Ст. специалист 1 разряда