Дело № 2-3476-11 Именем Российской Федерации ДАТА г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеевой Г.И., при секретаре Павловой О.П., при участии представителя заявителя по доверенности Медведева В.В., представителя заинтересованного лица Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики по доверенности Анисимова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Чистовой А.П. о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии населения по Чувашской Республике-Чувашии, временно исполняющей обязанности его руководителя Луговской Н.Ф., Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, возложении на Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики обязанности направить обращение заявителя в соответствующий орган, установил: Чистова А.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Чувашской Республике-Чувашии (далее Управления Роспотребнадзора по ЧР) временно исполняющей обязанности его руководителя Луговской Н.Ф., Управления Роспотребнадзора по ЧР, указывая, что ей предоставлена квартира №... в АДРЕС, при осмотре помещения она обнаружила, что квартира не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. ДАТА заявитель обратилась в Управление Роспотребнадзора по ЧР с просьбой о проведении обследования квартиры с ее участием, пресечении нарушений санитарного законодательства и выдаче предписания о фактах нарушения санитарного законодательства, привлечении виновных к ответственности. Однако должностное лицо отказалось осуществлять контроль и надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, Управление Роспотребнадзора по ЧР направило ее обращение в Минстрой ЧР. Заявитель просила признать незаконным бездействие Управления Роспотребнадзора по ЧР и его должностного лица временно исполняющей обязанности его руководителя Луговской Н.Ф. по отказу в контроле и надзоре по ее обращению о нарушении санитарного законодательства. Также Чистова А.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее Минстрой ЧР), обязании его направить обращение в соответствующий орган, указывая, что ДАТА она обратилась в Управление Роспотребнадзора по ЧР с просьбой о проведении обследования ее квартиры с ее участием, пресечении нарушении санитарного законодательства и выдаче предписания о фактах нарушения санитарного законодательства, привлечении виновных к ответственности. Роспотребнадзор по ЧР направил ее обращение в Минстрой ЧР. ДАТА Минстрой ЧР ответил, что полномочий на проведение обследования не имеет, вентиляция соответствует нормам, светопроемы не предусмотрены проектом. Минстрой ЧР, установив, что обращение заявителя содержит вопросы, решение которых не входит в его компетенцию, обязан был направить ее обращение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Заявитель просит признать незаконным бездействие Минстроя ЧР и возложить на него обязанность в течение 7 дней со дня принятия судом решения направить ее обращение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Определением от ДАТА указанные гражданские дела соединены в одно производство. В судебное заседание заявитель Чистова А.П., своевременно и надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Медведева В.В., который не возражал против рассмотрения дела без участия заявителя. Представитель заявителя по доверенности Медведев В.В. заявления поддержал, уточнил, что заявителем Чистовой А.П. оспаривается бездействие как Управления Роспотребнадзора по ЧР, так и его должностного лица - временно исполняющей обязанности руководителя Луговской Н.Ф. Пояснил, что поставленные в обращении Чистовой А.В. от ДАТА вопросы в соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» входят в компетенцию органов Роспотребнадзора, государственный орган и должностное лицо не исполнили возложенные на них законом задачи, функции и обязанности. Минстрой ЧР не осуществляет надзор за соблюдением санитарных правил, в соответствии с законом обязан был направить обращение Чистовой А.П. в тот орган, который уполномочен его рассматривать. Представитель Минстроя ЧР по доверенности Анисимов К.В. заявление не признал, пояснил, что из Управления Роспотребнадзора по ЧР заявление Чистовой А.П. поступило в копии, по имеющейся у Минстроя ЧР информации и полученной от застройщика ОО «Фонд помощи вынужденным переселенцам» информации заявителю дан ответ. Направлять куда-либо копию заявления Чистовой А.В., в том числе в Управление Роспотребнадзора, в котором имелся его оригинал, не было необходимости. Представители Управления Роспотребнадзора по ЧР, руководителя Управления Роспотребнадзора по ЧР в судебное заседание не явились, суду представлено заявление за подписью временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по ЧР о рассмотрении дела по заявлению Чистовой А.П. о признании незаконным бездействия должностного лица Управления Роспотребнадзора по ЧР без участия представителя Управления. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. При изложенных обстоятельствах суд счел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке. Выслушав представителя заявителя, представителя Минстроя ЧР, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, муниципального органа, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Как следует из материалов дела, ДАТА Чистова А.П. обратилась в Управление Роспотребнадзора по ЧР с заявлением, которым просила провести обследование АДРЕС с ее участием, пресечь нарушение санитарного законодательства, выдать предписание и вынести постановление о фактах нарушения санитарного законодательства, привлечь к ответственности лиц, их совершивших. ДАТА временно исполняющим обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по ЧР Луговской Н.Ф. заявителю сообщено, что санитарно-эпидемиологические заключения на проекты строительства с ДАТА не выдаются, экспертиза проектной документации проводится Управлением государственной экспертизы Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР. Государственный строительный надзор осуществляет Управление государственного строительного надзора. Обращение заявителя направлено по подведомственности в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР. ДАТА Минстроем ЧР Чистовой А.П. дан ответ о том, что так как многоквартирный жилой АДРЕС является введенным в эксплуатацию, ее обращение направлено на рассмотрение застройщику НАИМЕНОВАНИЕ По поступившей от застройщика информации балконные сооружения в доме проектной документацией не предусмотрены, квартира №... оборудована вентиляцией в соответствии с санитарными нормами. Внутренняя перегородка, разделяющая однокомнатную квартиру на две комнаты, смонтирована для удобства жильцов. Проведение обследования квартиры не входит в полномочия Минстроя ЧР, было рекомендовано для проведения обследования привлечь специализированную организацию. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ предусмотрено право гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5). В соответствии со ст. 11 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ст. 23 указанного закона определены санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям. Так, жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, основными задачами которого являются: - профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации; - предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; - гигиеническое воспитание и обучение граждан. Организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора является основной функцией органов Роспотребнадзора. Так, ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя в том числе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абз. 4 п. 2 настоящей статьи. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года № 569, должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации; заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации; заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации - главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и их заместители; руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители; руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения; руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте и их заместители; руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с п. 10 Положения должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают полномочиями, установленными ст.ст. 50,51 и 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответстви со ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право: получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий; проводить санитарно-эпидемиологические расследования; беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В соответствии со ст. 51 указанного закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона, наделяются в том числе полномочиями давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные ст. 42 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 52 указанного закона должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные ст.ст. 50,51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры; осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Таким образом, суд приходит к выводу, что поставленные в обращении от ДАТА вопросы входят в компетенцию Управления Роспотребнадзора по ЧР и руководителя этого органа. Поскольку в заявлении Чистовой А.П. указано, что в предоставленной ей квартире кухня не имеет необходимого естественного освещения, квартира не имеет надлежащей вентиляции, перегородка в помещении выполнена из материалов, которые не могут использоваться в жилых помещениях, в ее обращении вопрос осуществления надзора в ходе строительства объекта капитального строительства не ставился, суд приходит к выводу, что Управление Роспотребнадзора по ЧР должно было рассмотреть обращение Чистовой А.П. и дать ответ по существу поставленных вопросов. Учитывая, что заявителю не дан ответ в соответствии с требованиями, установленными Законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», вопросы, поставленные в обращении Чистовой А.П., входят в компетенцию Управления Роспотребнадзора по ЧР и его руководителя, суд полагает, что Управлением Роспотребнадзора по ЧР, исполняющим обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по ЧР допущено бездействие в части исполнения возложенных законом функций и дачи надлежащего ответа заявителю. Оснований для признания незаконным бездействия Минстроя ЧР суд не находит по следующим основаниям. Положением о Минстрое ЧР, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 года № 231, установлено, что министерство готовит ответы на поступившие обращения и письма граждан. Обращение заявителя, направленное в Минстрой ЧР в копии, было рассмотрено Минстроем ЧР, заявителю Чистовой А.П. был дан ответ по существу поставленных вопросов, входящих в компетенцию министерства в части строительного надзора на стадии строительства объекта недвижимости. При этом у Минстроя ЧР не имеется полномочий на проведение обследования жилых помещений в соответствии с Положением о нем. Сроки рассмотрения обращения Чистовой А.П. Минстроем ЧР не нарушены. Кроме того, суд полагает заслуживающими внимания доводы представителя Минстроя ЧР о том, что поскольку в Минстрой ЧР поступила лишь копия обращения Чистовой А.П., министерство не было обязано перенаправлять ее компетентному органу, учитывая содержание заявления, а также то, что обращение переадресовано органом, в чьи полномочия входит организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Таким образом, суд приходит к выводу, что Минстроем ЧР права заявителя не нарушены, бездействия по рассмотрению обращения Чистовой А.П. им не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии населения по Чувашской Республике-Чувашии, временно исполняющей обязанности его руководителя Луговской Н.Ф. по исполнению функций государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обращению Чистовой А.П. от ДАТА. В удовлетворении заявления Чистовой А.П. о признании незаконным бездействия Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, возложении на Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики обязанности направить обращение заявителя в соответствующий орган отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий: судья Г.И. Алексеева Мотивированное решение составлено ДАТА. Копия верна. Справка: РЕШЕНИЕ Московского районного суда г. Чебоксары от ДАТА вступило в законную силу ДАТА Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЧР от ДАТА РЕШЕНИЕ Московского районного суда г. Чебоксары от ДАТА оставлено без изменения. Подлинник решения находится в гражданском деле №... в Московском районном суде АДРЕС. Судья Зам. начальника отдела