№ 2-6066/2011



Гр. дело № 2-6066/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ        город Чебоксары                                                                                 

Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Малюткиной-Алексеевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Прикамсервискомплект» об обязании очистить от отходов территорию производственной базы и обязании утилизировать отходы

при участии прокурора Платнова Д.Х.,

представителя ответчика закрытого акционерного общества «Прикамсервискомплект» Николаевой А.Л., действующей на основании доверенности от 26.11.2011 года,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора ) по Чувашской Республике Кузьмина С.П., действующего на основании доверенности от 18.07.2011 года,

                                                  установил:

Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в августе -октябре 2011 года установлено хранение отходов 3 и 4 классов опасности, состоящих из лакокрасочных материалов на территории производственной базы ЗАО «Прикамсервискомплект», расположенной по адресу: <адрес>, не являющейся местом размещения (захоронения) отходов.

Нежилые одноэтажные здания, строения и сооружения, расположенные на территории земельного участка по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности ЗАО «Прикамсервискомплект».

ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Прикамсервискомплект» об обязании очистить от 120 тонн отходов 3 и 4 класса опасности, состоящих из лакокрасочных материалов территорию производственной базы, расположенной по адресу: <адрес>, не являющейся местом размещения (захоронения) отходов производства и потребления в срок до ДД.ММ.ГГГГ год и обязании утилизировать их в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Со ссылкой на ст. ст.39 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., п.2 ст. 14 ФЗ РФ «Об отходах производства потребления», ст.80 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ просят удовлетворить иск.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика закрытого акционерного общества «Прикамсервискомплект» Николаева А.Л. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора ) по Чувашской Республике Кузьмин С.П. исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в судебном заседании не участвовал, извещены.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 3 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие] на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями области охраны окружающей среды.

Статья 11 Федерального закона «Об отходах производства потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г. обязывает юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами соблюдать экологические, санитарные иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Статья 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическо благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обязывает обеспечит сбор, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходе производства и потребления способами, безопасными для здоровья населения и среды обитания, в соответствии с санитарными правилами.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, в результате использования которых эти отходы образовались.

По результатам мероприятий по контролю проводимых территориальным отделом Территориального управления Роспотребнадзора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание с целью устранения выявленных нарушений: разработать проект предельно-допустимых выбросов, выполнить обваловку по периметру территории предприятия для предотвращения попадания поверхностных стоков за территорию предприятия; выполнить ливневую канализацию с системой локальных очистных сооружений; провести ревизию и учет количества хранящихся отходов лакокрасочного производства на территории и в складском помещении предприятия; разработать программу производственного контроля.

Суд оценивает доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с имеющимися доказательствами, в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Осмотром территории производственной базы ЗАО «Прикамсервискомплект» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заасфальтированная территория производственной базы используется под площадку для хранения отходов и лакокрасочных материалов 3 и 4 классов опасности в подверженных коррозии бочках ( около 120 тонн ). Указанные сведения подтверждаются приложением к Акту проверки Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 47, 45).

Актом осмотра территории производственной базы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что часть вещества, содержащаяся в емкостях находится в затвердевшем состоянии, а другая в полувязком. На асфальтовом покрытии, около металлических емкостей, имеются следы розлива хранящегося в них вещества. Часть емкостей имеют знаки маркировки, на другой части емкостей они отсутствуют. Вокруг металлических емкостей веществом имеется резкий, едкий запах. Часть металлических емкостей подвержена коррозии, вследствие чего отходы оказались вывалившимися наасфальтовое покрытие и почву. Общее количество емкостей составляет нескольких сотен штук ( л.д. 7).

Акт внеплановой проверки Управления Роспотребнадзора г Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ также подтвердил сведения изложенные выше, вместе с тем указал на ряд выявленных нарушений санитарного законодательства.

Мотивируя исковые требования, прокурор ссылается на то, что в нарушение п.4.1.1.СанПи 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качеству атмосферного воздуха населенных мест» не были представлены сведения исследований атмосферного воздуха. Класс предприятия и размеры санитарно-защитной зоны предприятия не определены, не установлен объем выбросов, контрольные точки не намечены, что является нарушением пп.2.1., 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Не представлен проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ. Обваловка вокруг территории предприятия для отведения поверхностных стоков с территории предприятия не выполнена, система ливневой канализации отсутствует, что является нарушением п.3.6., 3.7., 3.12. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В нарушение п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» у предприятия отсутствует программа производственного контроля.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Несанкционированное размещение отходов 3 и 4 классов опасности, содержащих лакокрасочные материалы на названной выше асфальтированной территории земельного участка производственной базы ЗАО «Прикамесервискомплект» в бочках подверженных коррозии несут за собой угрозу попадания в почву вместе со сточными ливневыми водами, а также грубо нарушают требования ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», которая предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Судом установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения природоохранного законодательства не устранены.

В соответствии со ст.80 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление ли прекращении противоречит общественным интересам.

В природоохранном законодательстве указывается на принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Нормы ст. 1065 ГК РФ, на основании которой прокурором заявлены требования о приостановлении деятельности ответчика носят превентивный характер в отношении так называемого экологического вреда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.

Оценив собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования признал.

Судом ответчику в соответствии с ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ разъяснены последствия совершения указанного процессуального действия.

Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, то в соответствии со ст. 39 ГПК РФ признание иска принято судом.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом, выносится решение об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

                                              

решил:

Обязать ЗАО «Прикамсервискомплект» очистить от 120 тонн отходов 3 и 4 класса опасности, состоящих из лакокрасочных материалов территорию производственной базы, расположенной по адресу: <адрес>, не являющейся местом размещения захоронения) отходов производства и потребления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ЗАО «Прикамсервискомплект» утилизировать отходы 3 и 4 классов опасности, состоящих из лакокрасочных материалов, размещенные на территории производственной базы, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ЗАО «Прикамсервискомплект» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.

Председательствующий: судья     И.А. Малюткина - Алексеева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    

-32300: transport error - HTTP status code was not 200