РЕШЕНИЕ ДАТА г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеевой Г.И., при секретаре Федоровой Т.В., при участии истца Дмитриева М.В., представителя ответчика казенного учреждения «Центр занятости населения города Чебоксары» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по доверенности Моисеева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева М.В. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр занятости населения города Чебоксары» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики о признании приказа незаконным, установил: Дмитриев М.В. обратился в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр занятости населения города Чебоксары» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики (далее ЦЗН, учреждение) о признании решения ГУ Центр занятости населения города Чебоксары Госслужбы занятости Чувашии от ДАТА о признании Дмитриева М.В. безработным и начислении пособия по безработице в размере СУММА незаконным в части начисления размера пособия по безработице, обязании начислить пособие исходя из среднемесячного заработка в колонии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (далее УФСИН России по ЧР) в размере СУММА, взыскании расходов на юридические услуги в размере СУММА, возврате госпошлины. Иск мотивирован тем, что в период с ДАТА по ДАТА истец отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР, ДАТА был условно-досрочно освобожден. В период отбывания наказания истец был трудоустроен. Общий трудовой стаж включал периоды с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА. ДАТА истец обратился к ответчику с целью поиска работы. ДАТА истец поставлен на учет в качестве безработного с назначением пособия по безработице в размере минимальной величины СУММА. Принимая решение об установлении минимальной величины размера пособия по безработице, ответчик не учел предыдущий стаж работы истца в связи с тем, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР не ведет записи в трудовой книжке. Указанное решение истец считает незаконным в части определения размера пособия по безработице. При определении размера по безработице должен учитываться среднемесячный заработок истца в колонии ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР в размере СУММА. По правилам ст. 33 Федерального закона «О занятости населения в РФ» размер пособия по безработице должен начисляться в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 % среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы) - СУММА. В последующем истец уточнил требования и просил признать приказ № от ДАТА незаконным, поскольку этим приказом ему изменен порядок начисления пособия по безработице. В судебном заседании истец Дмитриев М.В. поддержал уточненные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ЦЗН по доверенности Моисеев А.Н. исковые требования не признал по мотивам, изложенным в ранее представленном письменном отзыве, согласно которому ДАТА в Центр занятости обратился Дмитриев М.В. с целью поиска подходящей работы и был зарегистрирован в качестве безработного с одновременным назначением пособия по безработице. Пособие было назначено исходя из величины среднего заработка по последнему месту работы продолжительностью выплаты 12 месяцев с ДАТА по ДАТА. Однако на основании поступившего в адрес ЦЗН для руководства в работе письма Федеральной службы по труду и занятости от ДАТА № Дмитриеву М.В. был изменен порядок начисления пособия по безработице. Приказом от ДАТА № пособие назначено согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон о занятости) с продолжительностью выплаты 6 месяцев с ДАТА по ДАТА в размере минимальной величины. Согласно п. 1 ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях не полного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем. В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. При этом п. 1 ст. 30 Закона о занятости предусмотрена выплата пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, то есть гражданам расторгнувшим трудовой договор по любым основаниям, прекратившим трудовые отношения. Главой 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) определено, в какой части нормы трудового законодательства распространяются на труд лиц, осужденных к лишению свободы. Очевидно, что отношения по назначению на работу лиц, осужденных к лишению свободы, и по освобождению их от работы трудовым законодательством не регулируются. Уголовно-исполнительным законодательством какие-либо основания для увольнения лиц, осужденных к лишению свободы, не предусмотрены. В соответствии с п. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Отношения между исправительным учреждением и осужденными носят принудительный характер и не являются трудовыми отношениями, трудовой договор не заключается. С учетом изложенного граждан, освободившихся из мест лишения свободы и освобожденных в связи с этим от работы, не следует относить к категории граждан, расторгнувших трудовой договор, то есть уволенных. Таким образом, при решении вопроса о порядке назначения пособия по безработице граждан, освободившихся из мест лишения свободы и освобожденных в связи с этим от работы, следует относить ко всем иным случаям и размер пособия определять в порядке с п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34 Закона о занятости. Следовательно, позиция истца, согласно которой пособие ему должно быть назначено с учетом среднемесячного заработка по месту работы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР в размере СУММА и в порядке ст. 33 Закона о занятости, является неверной (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). Представитель третьего лица ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил. С согласия истца, представителя ответчика дело рассмотрено в его отсутствие. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Защита от безработицы обеспечивается путем создания системы мер содействия занятости и материальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными. Правоотношения в данной сфере регулируются Законом о занятости. В соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. В соответствии с ч. 1 ст. 30 указанного закона пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Согласно ст. 31 указанного закона пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными; решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным; пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными; каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом; пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в ст. 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 % их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца - в размере 60 %; в дальнейшем - в размере 45 %, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. В соответствии со ст. 34 указанного закона пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется в первом (6-месячном) и втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Согласно справке № ФБУ ИК-3 УФСИН России по ЧР от ДАТА в период отбывания наказания Дмитриев М.В. был трудоустроен с ДАТА по ДАТА. Согласно справке ФБУ ИК-3 УФСИН России по ЧР от ДАТА среднемесячный заработок Дмитриева М.В. за три последних месяца работы составил СУММА. Следовательно, необходимый для назначения пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку стаж оплачиваемой работы в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о занятости, у истца имеется. Приказами ЦЗН от ДАТА Дмитриев М.В. признан безработным с ДАТА, ему назначено пособие по безработице продолжительностью выплаты 12 месяцев с ДАТА по ДАТА исходя из величины среднего заработка по последнему месту работы: с ДАТА по ДАТА - 75 % от среднего заработка в размере СУММА, с ДАТА по ДАТА 60 % от среднего заработка в размере СУММА, с ДАТА по ДАТА 45 % от среднего заработка в размере СУММА (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). Оспариваемым приказом № от ДАТА изменен порядок начисления пособия по безработице Дмитриеву М.В., начисление пособия производится по ДАТА в размере минимальной величины пособия - СУММА (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). Выплата истцу пособия по безработице в указанных размерах подтверждается представленным лицевым счетом по периодам. Конституцией РФ закреплен принцип равенства, гарантирующий защиту от любых форм дискриминации в сфере труда и занятости. Из чего следует запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания; различия в условиях приобретения и реализации отдельными категориями граждан того или иного права не должны устанавливаться произвольно. Такие различия допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. То обстоятельство, что на осужденных к лишению свободы граждан не в полной мере распространяет действие ТК РФ, в их трудовые книжки не вносятся записи о работе в период отбывания наказания, по мнению суда, не может препятствовать назначению им пособия по безработице в размерах, установленных Законом о занятости для граждан, имеющих предусмотренные законом условия (п. 1 ст. 30 Закона) для исчисления пособия из среднего заработка по последнему месту работы. Учитывая, что ст. 2 ТК РФ установлены принципы правового регулирования трудовых отношений, в том числе защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, суд полагает, что назначение пособия по безработице лицам, отбывшим наказание, в размере, исчисленном из среднего заработка по последнему месту работы, в случае внесения записей в их трудовые книжки по месту отбывания наказания ставит их в неравное положение с такими же гражданами, записи в трудовые книжки которых о работе в период отбывания наказания не внесены. При этом суд отмечает, что в самом письме Роструда от ДАТА №, на которое ссылается представитель ответчика, возражая против исковых требований Дмитриева М.В., указано на то, что это письмо не может рассматриваться как официальное разъяснение Федеральной службы по труду и занятости (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Дмитриева М.В. о признании незаконным приказа ЦЗН № от ДАТА об изменении ему порядка начисления пособия по безработице подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере СУММА, размер расходов суд полагает разумным, соответствующим объему оказанных услуг и характеру спора, а также расходы по уплате госпошлины в размере СУММА. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным приказ Казенного учреждения «Центр занятости населения города Чебоксары» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики № от ДАТА об изменении порядка начисления пособия по безработице Дмитриеву М.В.. Взыскать с Казенного учреждения «Центр занятости населения города Чебоксары» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики в пользу Дмитриева М.В. расходы на оказание юридических услуг в размере СУММА, расходы по уплате госпошлины в размере СУММА. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий: судья Г.И. Алексеева Мотивированное решение составлено ДАТА. Копия верна. Справка: Решение Московского районного суда г. Чебоксары от ДАТА вступило в законную силу ДАТА Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЧР от ДАТА решение Московского районного суда г. Чебоксары от ДАТА оставлено без изменения. Подлинник решения находится в гражданском деле № в Московском районном суде г. Чебоксары. Судья Специалист 1 разряда