Дело № 2-82-12 РЕШЕНИЕ ДАТА г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеевой Г.И., с участием помощника прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики Киркиной Н.В., при секретаре Яковлевой А.В., при участии ответчика ИП Капитонова А.Н., представителя третьего лица администрации г.Чебоксары по доверенности Сорокиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Капитонову А.Н., Шакурову М.М., Лаврентьеву С.В., Белову В.А., Спиридонову О.Ю., Волкову Ю.С. об обязании прекратить организацию перевозки пассажиров и багажа, установил: Прокурор Московского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю (далее ИП) Капитонову А.Н. об обязании прекратить организацию перевозки пассажиров и багажа несанкционированного автобусного маршрута № г.Чебоксары. Иск мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в ходе которой установлено, что организатором несанкционированного автобусного маршрута № г. Чебоксары является ИП Капитонов А.Н. Согласно единому реестру регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики городской автобусный маршрут № не значится. ИП Капитоновым А.Н. организована перевозка пассажиров по регулярному автобусному маршруту № г. Чебоксары без паспорта автобусного маршрута, с нарушениями требований ст. 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», п.п. 89-94 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования города Чебоксары -столицы Чувашской Республики город Чебоксары является городским поселением, наделенным статусом городского округа. Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» установлено, что заказчиком пассажирских перевозок является орган местного самоуправления, заключивший с перевозчиком государственный или муниципальный контракт на выполнение перевозок пассажиров и багажа. Ст. 4 названного Закона предусмотрено, что организация пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике осуществляется соответствующим органом исполнительной власти Чувашской Респубилки или органом местного самоуправления, выполняющим функции заказчика перевозок. В соответствии со ст. 7 Закона ЧР «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» от 29 декабря 2003 года № 48 (с изменениями от 14 июля 2007 года) орган исполнительной власти Чувашской Республики по организации пассажирских перевозок утверждает паспорта и схемы автобусных маршрутов с указанием опасных участков движения. Согласно п. 5.14 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 года № 2 (с изменениями от 18 июля 2000 года) туристско-экскурсионные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п. 5.2 - 5.8 настоящего Положения. В соответствии 5.2 Положения владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков: разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. В нарушение указанных норм ИП Капитонов А.Н. осуществляет (организует) перевозки пассажиров без утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики паспорта автобусного маршрута. Пунктом 4.5 Положения предусмотрено, что перевозка пассажиров автомобильном транспортом осуществляется на основании договора, заключенного между организатором (заказчиком) пассажирских перевозок и перевозчиком, утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов. Перевозка пассажиров по маршрутам и расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается (п. 4.6 Положения). В нарушение указанных норм действующего законодательства схемы и расписание движения маршрутов ИП Капитоновым А.Н. не согласованы с администрацией г. Чебоксары. В соответствии с п. 5.12 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 года № 2 (с изменениями от 18 июля 2000 года) оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист. Незаконная организация ИП Капитоновым А.Н. перевозок пассажиров и багажа по вышеуказанным маршрутам г. Чебоксары влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности перевозки пассажиров автотранспортом, а также на удовлетворение потребностей населения городского поселения в услугах пассажирского транспорта, что является основанием для предъявления настоящего иска прокурором. В последующем прокурор в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, заявив их к ответчикам ИП Капитонову А.Н., ИП Шакурову М.М., ИП Лаврентьеву С.В., ИП Белову В.А., ИП Спиридонову О.Ю., ИП Волкову Ю.С. об обязании прекратить организацию перевозки пассажиров и багажа. В судебном заседании помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики Киркина Н.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исках основаниях, пояснила, что прокуратура просит обязать ответчиков прекратить как организацию перевозки пассажиров и багажа, так и сами перевозки. Ответчик ИП Капитонов А.Н. исковые требования не признал, указывая, что по маршруту № осуществляются заказные перевозки, право осуществления перевозок предоставлено ему ИП Спиридоновым О.Ю. Представитель третьего лица администрации г.Чебоксары по доверенности Сорокина Е.А. полагала иск подлежащим удовлетворению. Ответчики ИП Спиридонов О.Ю., ИП Шакуров М.М., своевременно и надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили. Ответчики ИП Лаврентьев С.В., ИП Волков Ю.С., ИП Белов В.А., третье лицо Сапожникова Н.А., третье лицо ИП Углов А.Г., извещенные о времени и месте рассмотрения дела заказными письмами с уведомлением о вручении, в судебное заседание не явились, извещения возвращены за истечением срока хранения. Извещения судом направлены по указанным прокурором адресам, а также в соответствии с адресными справками, в связи с чем суд полагает, что принял все меры для надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела. Представитель третьего лица Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике (далее УГАДН по ЧР), своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, ранее было представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя. С согласия прокурора, ответчика, представителя третьего лица, суд счел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке. Выслушав прокурора, ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что ИП Спиридонов О.Ю. организовал перевозку пассажиров и багажа по маршруту № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Так, им ДАТА заключен договор фрахтования с Сапожниковой Н.А., представителем фрахтователей, по условиям которого фрахтовщик ИП Спиридонов О.Ю. предоставляет ежедневно автотранспортные средства, которые осуществляют перевозку фрахтователей по строгому расписанию, заказной рейс № осуществляет перевозку определенного круга лиц, посадка лиц, определенных настоящим договором фрахтования в транспортное средство, производится в соответствии со списком фрахтователей, размер платы за одно посадочное место составляет СУММА, оплата производится в момент подачи транспортного средства (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). Организация перевозок по указанному маршруту заключается в том, что ИП Спиридонов О.Ю. заключил договоры на право осуществления пассажирских перевозок и багажа по заказу ДАТА с ИП Беловым В.А., ДАТА и ДАТА с ИП Лаврентьевым С.В., ДАТА с ИП Войновым Ю.С., ДАТА и ДАТА с учетом дополнительного соглашения с ИП Капитоновым А.Н. (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). Как пояснил ответчик ИП Капитонов А.Н., ранее пояснял ответчик ИП Спиридонов О.Ю., организация перевозок пассажиров по указанному маршруту является заказной перевозкой. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси. В соответствии со ст. 27 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования может включать в себя иные, не указанные в ч. 2 настоящей статьи условия. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров. В случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается. Согласно ст. 28 Устава автомобильного транспорта маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом. В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил (п. 91); посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем (п. 92). Регулярные же перевозки пассажиров и багажа в соответствии со ст. 19 Устава автомобильного транспорта осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Ст. 20 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади. Таким образом, в отличие от заказных, регулярные перевозки осуществляются на основании публичного договора, осуществляются систематически по одному и тому же маршруту в одно и то же время либо с определенными интервалами движения по обращению любого физического лица. Из представленных суду материалов проверки прокуратуры, материалов УГАДН по ЧР, договоров фрахтования и на право осуществления пассажирских перевозок и багажа по заказу следует, что перевозка пассажиров по маршруту № носит регулярный характер, места отправления маршрута определены договором фрахтования (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), услуги по перевозке оказываются неопределенному кругу лиц на основании договоров с ИП Спиридоновым О.Ю. лицензированными перевозчиками (п. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ договоров на право осуществления пассажирских перевозок и багажа по заказу), посадка и высадка пассажиров осуществляются на всех остановочных пунктах общественного транспорта г.Чебоксары по маршруту движения. Гражданам, которым оказываются услуги по перевозке, продаются автобусные билеты (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). Ответчики ИП Капитонов А.Н., ИП Спиридонов О.Ю. указали, что посадка пассажиров в транспортные средства по маршруту № осуществляется по спискам. Однако такие списки суду не представлены. Не были такие списки представлены и водителями и самими ответчиками при проведении проверки прокуратуры и УГАДН по ЧР. Не указаны такие списки и в договоре фрахтования от ДАТА между Сапожниковой Н.А. и ИП Спиридоновым О.Ю. Сами же по себе заявления граждан (л.д. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) не свидетельствуют о том, что ими заключены договоры фрахтования на заказные перевозки с ответчиками. Полномочия Сапожниковой Н.А., заключившей договор фрахтования от ДАТА с ИП Спиридоновым О.Ю. как представителем фрахтователей, ничем по делу не подтверждены. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленная периодичность движения транспортных средств по маршруту №, посадка и высадка пассажиров на остановках общественного транспорта, вид транспорта фрахтовщика и форма договора фрахтования, способ организации перевозок и публичных характер взаимоотношений между ответчиками и пассажирами свидетельствуют об организации и осуществлении ответчиками регулярных перевозок. В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики город Чебоксары является городским поселением, наделенным статусом городского округа. Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Ст.ст. 1, 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» установлено, что заказчиком пассажирских перевозок является орган местного самоуправления, заключивший с перевозчиком государственный или муниципальный контракт на выполнение перевозок пассажиров и багажа. Организация пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике осуществляется соответствующим органом исполнительной власти Чувашской Республики или органом местного самоуправления, выполняющим функции заказчика перевозок. В соответствии со ст. 7 того же закона орган исполнительной власти Чувашской Республики по организации пассажирских перевозок утверждает паспорта и схемы автобусных маршрутов с указанием опасных участков движения. Ответчики же осуществляют и организуют перевозки пассажиров на автомобильном транспорте по маршруту № без утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики паспорта автобусного маршрута. В соответствии с Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г Чебоксары, утвержденным Чебоксарским городским собранием депутатов 3 июня 2005 года № 1644, предоставление маршрута для эксплуатации перевозчиком осуществляется на основе конкурса. Конкурс проводится при открытии нового маршрута в порядке, утвержденном постановлением администрации г. Чебоксары от 16 января 2008 года № 9. По пояснениям представителя администрации г.Чебоксары, маршрут № по схеме движения «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» администрацией г.Чебоксары как организатором пассажирских перевозок не разрабатывался и не вводился в маршрутную сеть города. Таким образом, схемы и расписание движения маршрутов ответчиков не согласованы с администрацией г. Чебоксары. В соответствии с п.п. 4.6, 4.7, Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 96, перевозка пассажиров по маршрутам и расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается; изменения расписания и схемы движения автобусов по маршрутам согласовываются и утверждаются организатором (заказчиком) пассажирских перевозок. При изложенных обстоятельствах суд полагает требования прокурора об обязании ответчиков ИП Капитонова А.Н., ИП Шакурова М.М., ИП Лаврентьева С.В., ИП Белова В.А., ИП Спиридонова О.Ю. прекратить организацию перевозки пассажиров и багажа и перевозки автомобильным транспортом на маршруте № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с перечисленных ответчиком подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере СУММА в равных долях. Рассматривая дело по заявленным требования и к указанным истцом ответчикам, в удовлетворении иска прокурора в части требований к ИП Волкову Ю.С. суд полагает необходимым отказать, поскольку осуществление указанным лицом организации и перевозок пассажиров и багажа по маршруту № ничем по делу не подтверждены. Кроме того, из материалов дела следует, что какие-либо договоры фрахтования, договоры перевозки по маршруту № указанным лицом ни с ответчиками, ни с физическими лицами - фрахтователями не заключались. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать индивидуальных предпринимателей Капитонова А.Н., Белова В.А., Шакурова М.М., Спиридонова О.Ю., Лаврентьева С.В. прекратить организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршруте № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ». В удовлетворении иска прокурора к индивидуальному предпринимателю Волкову Ю.С. об обязании прекратить организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршруте № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» отказать. Взыскать с индивидуальных предпринимателей Капитонова А.Н., Белова В.А., Шакурова М.М., Спиридонова О.Ю., Лаврентьева С.В. госпошлину в доход местного бюджета в размере СУММА в равных долях. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики. Председательствующий: судья Г.И. Алексеева Мотивированное решение составлено ДАТА.