Дело №2-2684/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Кулагиной З.Г. при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.М., Иванова А.Ю. Ивановой М.Ю. к ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов» о признании права собственности на жилое помещение по праву приватизации, установил: Иванова Т.М., Иванов А.Ю., Иванова М.Ю. обратилась в суд с иском к ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов» (далее ОАО «ЧЗСМ») о признании права собственности на комнату <адрес> по праву приватизации в равных долях. Исковые требования мотивированы тем, что она по вышеуказанному адресу проживают с ДД.ММ.ГГГГ. Комнату <адрес> ФИО получил в период работы на заводе на основании ведомственного ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам предоставляются в собственность занимаемые ими жилые помещения посредством приватизации. В качестве жилых помещений, которые подлежат приватизации, выделяются: жилой дом, часть жилого дома, квартира часть квартиры, комната. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в редакции закона от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе на право бесплатной приватизации жилья. Однако правом на приватизацию они воспользоваться не могут, поскольку ОАО «ЧЗСМ» считает, что после приватизации предприятия данный дом считается его собственностью, не желает снять с дома <адрес> статус общежития и передать его в ведение органов местного самоуправления для последующей его приватизации. По поводу определения статуса и формы принадлежности дома они вместе с другими жильцами обратилась в администрацию г. Чебоксары, на что было дан ответ, что дом <адрес> является ведомственным и находится в ведении ОАО «ЧЗСМ». Жилой дом, где она занимает спорное жилое помещение, не передан в муниципальную собственность вопреки требованиям закона. При приватизации имущественного комплекса ОАО «ЧЗСМ», жилищный фонд не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов. Они вселилась в спорное жилое помещение, которое на тот момент принадлежал государственному предприятию. В судебном заседании истица Иванова Т.М. поддержала исковые требования по основаниям, изложены в заявлении. Истцы Иванов А.Ю., Иванова М.Ю. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Представитель ответчика ОАО «ЧЗСМ» на судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Из представленного представителем ОАО «ЧЗСМ» отзыва следует, что ОАО «ЧЗСМ» с иском не согласен по следующим основаниям: при приватизации Чебоксарского завода строительных материалов в ДД.ММ.ГГГГ в уставной капитал создаваемого акционерного общества были внесены два здания общежития, в том числе дом <адрес>, который изначально использовался в качестве общежития для работников завода. Решением Арбитражного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении исковых требований прокурора о признании недействительным ненормативных актов Государственного комитета ЧР в части включения в уставной капитал ОАО «ЧЗСМ» здания общежития, дома <адрес> в связи с истечением сроков исковой давности по заявленным требованиям. Истечение сроков давности легализует право владения ОАО «ЧЗСМ» указанным общежитием. Общежитие, расположенное в доме <адрес> из владения ОАО «ЧЗСМ» не выбывало, в муниципальную собственность не передавалось, статус общежития не изменен, следовательно, данное общежитие не может быть объектом приватизации. ОАО «ЧЗСМ» использует данный дом в качестве общежития для проживания работников ОАО «ЧЗСМ». Включение общежития в план приватизации было осуществлено не по вине ответчика. Закон не предусматривает возможность двойной приватизации одного и того же имущества, в ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> был включен в план приватизации. На собрании трудового коллектива план приватизации был утвержден в конце ДД.ММ.ГГГГ. Утверждение плана приватизации осуществлялось Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Чувашской Республики (распоряжение Госкомитета ЧР от ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как видно из материалов дела, Чебоксарский завод строительных материалов являлся государственным предприятием, на балансе завода имелся жилой дом <адрес>, являющийся общежитием. На конференции трудового коллектива Чебоксарского завода строительных материалов ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приватизации завода и утвержден Устав АООТ «Чебоксарский завод строительных материалов», утвержден план приватизации. Распоряжением Государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № на основе преобразования Чебоксарского завода «Стройматериалы» учреждено АООТ «ЧЗСМ». В ДД.ММ.ГГГГ годах предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа. Решением Государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план приватизации Чебоксарского завода строительных материалов и акт оценки имущества Чебоксарского завода строительных материалов. При этом в состав приватизированного имущества вошло и общежитие, расположенное по <адрес>. Стоимость общежития оценена 112,6 тыс. руб. и включен в уставной капитал АООТ «Чебоксарский завод строительных материалов». Решением Арбитражного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ прокурору ЧР отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений ЧР о признании недействительными решения Государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Плана приватизации Чебоксарского завода строительных материалов в части включения в уставной капитал общества здания общежития, расположенного по <адрес>, остаточной стоимостью 102,2 тыс. руб.; распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом от 26 января 1993 года № 60 об учреждении АООТ «Чебоксарский завод строительных материалов» с уставным капиталом 1347400 руб. в части включения в уставной капитал общества здания общежития, расположенного по <адрес>, остаточной стоимостью 102,2 тыс. руб. При рассмотрении дела Арбитражный суд ЧР пришел к выводу, что включение здания общежития в план приватизации, а его стоимости в уставной капитал АООТ «Чебоксарский завод строительных материалов» в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой, как противоречащий п. 5 ст. 2 Закона РФ от 03 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», положениям Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РСФСР», Указу Президента РФ о 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», поскольку общежитие относится к жилищному фонду, имеет особый правовой режим приватизации, а его стоимость не подлежала включению в уставной капитал акционерного общества. Однако в удовлетворении исковых требований прокурору ЧР было отказано ввиду пропуска срока для подачи искового заявления в суд. Решение Арбитражного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, здание общежития, расположенное по <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности ОАО «ЧЗСМ», поскольку включено в уставной капитал общества в соответствии с планом приватизации Чебоксарского завода строительных материалов. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в редакции закона от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе на право бесплатной приватизации жилья. По смыслу указанного закона, право на бесплатную приватизацию жилого помещения принадлежит гражданам, которые проживали в домах государственных и муниципальных предприятий на момент их перехода в иную форму собственности либо их ликвидации. Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 (в том числе жилищный и нежилой фонд), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. В соответствии с п. 11 Распоряжения Президента РФ от 18 марта 1992 года № 114 «Об утверждения Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности» федеральное, государственное, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности. Права и обязанности ведения реестра по объектам, переданным в государственную собственность, принадлежит комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации. Согласно ст. 9 ФЗ «Об основах жилищной политики» от 24 декабря 1992 года при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию. В силу п. 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежит включению в уставной капитал акционерного общества. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 (в редакции от 02.07.2009 года, п.4) предусмотрено: решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции закона от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции от 23 декабря 1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательством, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года). Из материалов дела усматривается, что жилой дом <адрес> не был приобретен (построен) за счет средств акционерного общества, являлся государственной собственностью, в связи с преобразованием государственного предприятия в акционерное общество подлежал передаче в муниципальную собственность. Однако данный дом не был передан в муниципальную собственность, а незаконно включен в план приватизации ОАО «ЧЗСМ». В данном случае суд исходит из того, что жилищные права истцов не могут быть ущемлены по вине ответчика. Спорное жилое помещение - комната <адрес> предоставлена ОАО «ЧЗСМ» ФИО на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета от ДД.ММ.ГГГГ по ордеру на состав семьи из 4 человек, включая <данные изъяты> Иванову Т.М., <данные изъяты> Иванова А.Ю., <данные изъяты> Иванову М.Ю. ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в комнате зарегистрированы и проживают: Иванова Т.М., Иванов А.Ю., Иванова М.Ю. Из пояснений истицы Ивановой Т.М. следует, что в спорную комнату они вселилась в ДД.ММ.ГГГГ и с указанного времени они в ней зарегистрированы и проживают. Судом установлено, что право пользования спорной комнатой в общежитии у истцов возникло до приватизации здания общежития и возникновения у ОАО «ЧЗСМ» права собственности на него. Таким образом, приватизация здания общежития затрагивает права и законные интересы истцов и предоставляет им право на приватизацию спорного жилого помещения как помещения, подлежавшего передаче в муниципальный жилой фонд при приватизации Чебоксарского завода строительных материалов. С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что требования истцов о признании права собственности на жилое помещение по праву приватизации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Ивановой Т.М., Иванова А.Ю., Ивановой М.Ю. удовлетворить: признать за Ивановой Т.М., Ивановым А.Ю., Ивановой М.Ю. право общей долевой собственности по 1/3 доле за каждым на комнату № <адрес> по праву приватизации. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца мо дня вынесения. Председательствующий З.Г.Кулагина