№ 2-5221/2012



Дело № 2-5221/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2012 года                            г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики

под председательством судьи Орловой И.Н.,

при секретаре Дергуновой Н.Н.,

при участии заявителя Юденкова С.В.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР Бычковой А.Я., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Юденкова С.В. о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Юденков С.В. обратился в суд с требованиями:

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, выразившееся в не произведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права собственности Юденкова С.В. на объект незавершенного строительства - «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> (на земельном участке с кадастровым номером ).

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и произвести государственную регистрацию права собственности Юденкова С.В. на объект незавершенного строительства «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> (на земельном участке с кадастровым номером ) в течение 10 дней с момента вступления решения в силу.

Требования заявителя мотивированы тем, что по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с учётом дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ заявителю предоставлен сроком до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок для строительства <данные изъяты> по <адрес>(на земельном участке с кадастровым номером ). Указанный договор аренды и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в Регслужбе ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов соответственно. В соответствии со ст.51 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое получено заявителем в администрации города Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР с заявлением о регистрации незавершенного строительством <данные изъяты>. На государственную регистрацию были представлены: квитанция об уплате госпошлины, разрешение на строительство, кадастровый паспорт на незавершенный строительством объект, в соответствии со ст.25 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 года(далее - Закон). Окончание регистрации было определено на ДД.ММ.ГГГГ, о чем было указано в расписке на получение документов. По состоянию наДД.ММ.ГГГГ решение о регистрации не принято, вручено уведомление о приостановлении регистрации. В соответствии с уведомлением причиной приостановления явилось несоответствие представленных документов требованием, установленным законодательством РФ и не отражение в представленных документах информации, необходимой для регистрации прав. А именно - кадастровый паспорт не позволяет идентифицировать объект, также не представлена справка об источнике финансирования. Заявителю предложено представить дополнительные документы, при не предоставлении которых в регистрации будет отказано.

Заявитель не согласен с основаниями, послужившими в приостановлении регистрации. Представленный кадастровый паспорт на незавершенный строительством объект содержит всю информацию, необходимую для регистрации. Регслужба не указывает какой информации, подлежащей внесению в государственной реестр недостаточно, какую графу государственного реестра прав не возможно заполнить на основании представленных документов. Наименование объекта в кадастровом паспорте имеется и полностью совпадает с разрешительными документами (<данные изъяты>). В разрешении на строительство перечислены недвижимые составные части комплекса. Из текста кадастрового паспорта и разрешения на строительство видно, что они выданы на один и тот же единый сложный недвижимый объект.

Также не обосновано и приостановление по второй, указанной в уведомлении причине. Государственная регистрация прав производится на основании исключительно тех документов, которые указываются в Законе. Справка об источнике финансирования не поименована в перечне документов, необходимых для регистрации права собственности на незавершённый строительством объект.

Следовательно, у регистратора отсутствовали обоснованные основания для приостановления.

Не приняв в установленный срок 14 дней, т.е. ДД.ММ.ГГГГ решения о регистрации, Регслужба осуществила незаконное бездействие в виде уклонения от регистрации права собственности, нарушившее право заявителя на регистрацию, распоряжение объектом.

В судебном заседании заявитель Юденков С.В. поддержал требование о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, выразившееся в непроизведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, по основаниям, изложенным в заявлении, показав суду, что государственная регистрация указанного объекта произведена Управлением ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем отпали основания для устранения допущенного нарушения прав.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР Бычкова А.Я. в судебном заседании не признала заявленного требования, показав суду, что государственная регистрация была приостановлена правомерно, ДД.ММ.ГГГГ заявителем были представлены кадастровый паспорт с необходимыми уточнениями, справка, в связи с чем государственная регистрация объекта произведена.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия(бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Аналогичные положения содержатся в ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 25 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

Однако, указанная правовая норма содержит оговорку о том, что до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР с заявлением о регистрации незавершенного строительством <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. На государственную регистрацию были представлены: квитанция об уплате госпошлины, разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт на незавершенный строительством объект от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

Согласно п.1 ст.19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Уведомлением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация указанного объекта приостановлена сроком на один месяц, до ДД.ММ.ГГГГ.

Основаниями приостановления явилось невозможность идентификации объекта незавершенного строительства, описанного в кадастровом паспорте с объектами, на строительство которых выдано разрешение на строительство.

Кроме того, регистратор, ссылаясь на п.1 ст. 218 ГК РФ указал на отсутствие документа об источнике финансирования строительства заявленного к регистрации объекта недвижимости.

В силу п.1 ст. 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из представленного разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ видно, что разрешено строительство <данные изъяты>.

В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в лице филиала по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ подготовлен кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в котором указаны основные характеристики объекта, в частности литера А, Б, со степенью готовности объекта незавершенного строительства - 70%.

Таким образом, сведениями, содержащимися в указанных документах, подтвержден факт возведения объекта незавершенного строительства под литерами А площадью 12,2 кв.м., литерой Б площадью 12,3 кв.м., без указания наименования объектов(<данные изъяты>), что повлекло невозможность идентификации объекта незавершенного строительства, описанного в кадастровом паспорте с объектами, на строительство которых выдано разрешение на строительство.

При указанных обстоятельствах, указанное регистрирующим органом основание для приостановления является правомерным.

Не соответствие оспариваемого уведомления регистрирующего органа Федеральному закону N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ходе рассмотрения дела не установлено.

Что касается довода регистратора о непредствлении сведений об источнике финансирования строительства, то ст.25 Закона о регистрации не содержит требования представления указанных сведений, в связи с чем, не может быть признано законным. Однако указанное основанием не является основным, послужившим в приостановлении регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем представлены испрашиваемый кадастровый паспорт с внесенными дополнениями, справка о том, что строительство физкультурно-оздоровительного комплекса велось хозяйственным способом, без привлечения подрядной организации.

Из пояснения сторон судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация незавершенного строительством объекта - Физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

Оценив в совокупности представленные доказательства, требование заявителя о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, выразившееся в непроизведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, не подлежит удовлетворению в связи с необоснованностью.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Юденкову С.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, выразившееся в непроизведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд ЧР путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение в течение месяца.

Председательствующий: судья                        Орлова И.Н.

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2012 года