№ 2-5544/2012



Дело №2-5544/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                   город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Вассиярова А.В.,

при секретаре судебного заседания Антиповой Н.М.,

с участием представителей заявителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Семенова А.Н., представителя заинтересованных лиц Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Климентова И.В., Управления образования города Чебоксары Гришановой Н.И., Муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Чебоксары» Почейкина И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (далее МБОУ ДОД «Дом детского творчества», бюджетное учреждение) о признании предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны незаконным,

установил:

МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Чебоксары обратилось в суд заявлением о признании предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны незаконным. Заявление мотивировано тем, что государственным инспектором Московского районного отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ составлено предписание по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении бюджетного учреждения.

Предписание не основано на законе, поскольку согласно п. 4 «Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно п. 31 Приказа, средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. Таким образом, бюджетное учреждение было вправе содержать средства индивидуальной защиты вне места нахождения своего здания.

Доводы инспектора о необеспеченности учреждения средствами индивидуальной защиты необоснованны. Образовательное учреждение не отнесено к организациям, имеющим потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующим их, а также имеющим важное оборонное и экономическое значение или представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и, в силу ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» не должно создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и обеспечивать их средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки.

В порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), заявитель просил признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержал по изложенным основаниям и вновь привел их суду.

Представитель Управления образования администрации г. Чебоксары полагала заявление обоснованным, просила удовлетворить требования заявителя, пояснила, что город Чебоксары не является населенным пунктом, имеющим категорию опасности радиоактивного или химического заражения. Государственный инспектор по пожарному надзору незаконно возлагает на муниципальное учреждение обязанности по приобретению, хранению средств индивидуальной защиты, такая обязанность может быть возложена только на учредителя. Для исполнения выданного предписания требуются большие финансовые затраты, которых у муниципального образовательного учреждения и у учредителя не имеется.

Представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике просил отказать в удовлетворении заявления МБОУ ДОД «Дом детского творчества», считая предписание законным и обоснованным. Как пояснил представитель, образовательное учреждение является юридическим лицом, относится к организациям, поэтому должна выполнять все требования законодательства в области гражданской обороны, относящиеся к организациям.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ведущий специалист МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» Почейкин И.Ю. заявление полагал обоснованным, пояснил, что обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты для работников муниципальных учреждений возложена на учредителя этих учреждений, следует различать средства индивидуальной защиты.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления; должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а суд в силу ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих», граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Московского района города Чебоксары по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности г. Чебоксары Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республике проведена плановая выездная проверка МБОУ ДОД «Дом детского творчества» по выполнению образовательным учреждением требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По результатам проведенных мероприятий, в целях устранения выявленных нарушений требований в области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ДД.ММ.ГГГГ в адрес образовательного учреждения вынесено предписание о необходимости устранить следующие нарушения требований в области гражданской обороны: отсутствие резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; необеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты органов дыхания, медицинскими средствами индивидуальной защиты (л.д. 20).

Согласно уставу МБОУ ДОД «Дом детского творчества», учредителем учреждения является муниципальное образование - город Чебоксары Чувашской Республики (л.д. 23).

Согласно ст. 1 ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 2 ст. 8 названного закона, органы местного самоуправления самостоятельно, в пределах границ муниципальных образований, проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В силу ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п.4 «Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 года № 712, органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ «28-ФЗ», обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Как предусмотрено п.п. 2, 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233 (ред. от 10.03.2009), образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 23.12.2011) «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473)

Как предусмотрено п. 5 названного постановления, запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Понятие опасных производственных объектов дано в ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Образовательные учреждения дополнительного образования к ним не отнесены.

Согласно дефинициям Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации опасных грузов, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2005 № 1314-«потенциально опасными объектами инфраструктуры Российской Федерации» являются объект на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируй или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасных химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации, в зависимости от наличия в конкретной местности таких объектов.

Объект жизнеобеспечения - объект, на котором сконцентрированы жизненно важные материальные, финансовые средства для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения.

Исходя из указанных определений, образовательное учреждение дополнительного образования не является потенциально опасным объектом, ни объектом жизнеобеспечения населения.

Из объяснений участвующих в деле лиц следует, что МБОУ ДОД «Дом детского творчества» не имеет специальных складских помещений для хранения запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.

В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

На основании п. 6 «Положения об организации обеспечения населения средствам индивидуальной защиты», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993, зарегистрированным в Минюсте РФ 19 января 2006 № 7384, обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне, при этом в зависимости от вида возможного поражения (химического или радиоактивного) противогазы и нормы их обеспечения разделяются

Согласно п. 4 «Положения об организации обеспечения населения средствам индивидуальной защиты», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно п. 31 приведенного положения, средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организации должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.

Использование и содержание средств индивидуальной защиты регламентируется «Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 мая 2003 года № 285.

В соответствии с п. 1.2 исполнение требований указанных Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны. Детское образовательное учреждение дополнительного образования к таким организациям не относится.

По смыслу ст. 120 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение деятельности муниципального бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

Таким образом, законом обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников муниципальных учреждений, а также созданию, хранению, использованию и восполнению местных резервов материальных ресурсов возложена на органы местного самоуправления, бюджетное учреждение, в отношении которого выдано предписание, таким органом не является.

С учетом приведенных норм действующего законодательства, требования о создании в детском образовательном учреждении дополнительного образования запасов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечении работников учреждения средствами индивидуальной защиты не имеют законных оснований, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости признать незаконным предписание отделения надзорной деятельности Московского района г. Чебоксары Управления надзорной деятельности города Чебоксары Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать предписание отделения надзорной деятельности Московского района г.Чебоксары Управления надзорной деятельности города Чебоксары Главного управления МЧС России по Чувашской Республике по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выданное Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Чебоксары, незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья             А.В. Вассияров

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200