Дело № 2-5465/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2012 года г.Чебоксары Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Григорьевой С.А., при участии представителя заявителя Карпычева В.Е., действующего на основании доверенности - л.д.22, представителя заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР-Чувашии Федоровой Т.Н., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица - Управления Росреестра по ЧР Усовой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровой И.Г. о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, УСТАНОВИЛ: Заявитель Петрова И.Г. обратилась в суд с заявлением(с учетом уточнения) о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике - Чувашия(далее-ФКП), в лице ведущего технолога отдела кадастрового учета М. вынес оспариваемое решение по результатам рассмотрения Заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, которое по мнению заявителя незаконно. Оспариваемое решение подписано неуполномоченным лицом, так как в соответствии с п. 3.4.8 Положения о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике - Чувашия, только директор филиала имеет право подписывать исходящую корреспонденцию филиала (в том числе ответы на обращения, жалобы и заявления граждан и юридических лиц)". Оспариваемое решение вынесено в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как приостановление в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением Закона. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено в соответствии с п.4 ч.2 ст.26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. №221-ФЗ, в связи с не представлением заявителем акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования. Между тем ФКП нарушила ч.4 ст.26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. №221-ФЗ, в соответствии с которым: "Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на вседокументы, которые отсутствуют и которые должны быть предоставленыдля осуществления соответствующего кадастрового учета". Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указаний на конкретный документ, и то, что данный документ должен быть предоставлендля осуществления кадастрового учета. Незаконное Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № нарушает права и законные интересы Заявителя и препятствует к осуществлению его прав и свобод. В судебное заседание заявитель Петрова И.Г. не явилась, реализовав процессуальные права через представителя Карпычева В.Е., поддержавшего в судебном заседании заявленные требования по основаниям, изложенном в нем, дополнительно суду показавшего, что протокол проверки документов, составленный ведущим технологом М., содержит иные основания, нежели решение о приостановлении. Указание в протоколе проверки на то обстоятельство, что изменить вид разрешенного использования с земель сельскохозяйственного назначения на дачное строительство или дачное хозяйство нельзя противоречит земельному законодательству, в частности ст. 81 ЗК РФ, п.9 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст.14,15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положениям ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Органы государственной власти имеют полномочия по изменению категории земли, однако заявитель, подавая заявление, не обращалась относительно изменения категории, а обращалась с заявлением об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, дачное хозяйство является подвидом вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, включенных в единый классификатор земель. Что касается заявленного основания о вынесении оспариваемого решения неуполномоченным лицом, то оно представителем не поддержано, ввиду анализа представленных ФКП внутренних документов. Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР-Чувашии Федорова Т.Н. в судебном заседании не признала заявленных требований, по тем основаниям, что оспариваемое решение и решение о приостановлении осуществления кадастрового учета соответствует закону. Декларация заявителя о выбранном виде разрешенного использования должна обосновываться Правилами землепользования и застройки и тем, что декларируемый вид разрешенного использования «для дачного строительства» является основным или сопутствующим основному территориальной зоны, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного производства (состав угодий - пашни). Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В силу п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ указанный земельный участок не может быть расположен в территориальной зоне, для которой утверждены правила землепользования и застройки с определением границ и установлением градостроительных регламентов. Изменение одного вида разрешенного использования на другой вид может осуществляться только в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента, в декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом. Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР Усова И.А. в судебном заседании не признала заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве-л.д.17. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия(бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Аналогичные положения содержатся в ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя. Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, площадью 14688 кв.м., с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства», образован ДД.ММ.ГГГГ путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами №-№. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № - №, площадями по 14700 кв.м. (состав угодий - пашни),с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» образованы в ДД.ММ.ГГГГ в результате выдела долей из земельного участка общедолевой собственностиКСХП «<данные изъяты>» с кадастровым номером №, площадью 16982600 кв.м., с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства»,расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявителем Петровой И.Г. подано в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике - Чувашия заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости-л.д.30-31 и декларация о выборе (изменении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес> на дачное строительство-л.д.32. Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашия № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.33) приостановлен государственный кадастровый учет до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца. Основанием приостановления явился п.4 ч.2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее -Закон о кадастре), в части не предоставления необходимых для кадастрового учета документов. Со ссылкой на п.70 Приказа Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», ч.6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, ведущим технологом отдела кадастрового учета М. указано на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на основании представленной декларации, так как данный земельный участок имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения. Также рекомендовано представить акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования. По истечении срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении № от ДД.ММ.ГГГГ заявителем не были устранены, в связи с чем, на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.34). Согласно п.6 ч.2 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Суду не представлено доказательств устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. При указанных обстоятельствах, требование истца не подлежит удовлетворению в связи с необоснованностью. В качестве оснований заявленных требований истец ссылается на незаконность оснований, послуживших для приостановления государственного кадастрового учета, проверяя которые судом также не установлено не соответствия закону или иному нормативному правовому акту. Согласно п.4 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается если не представлены необходимые для кадастрового учета документы. В соответствии с п.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В силу п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. Согласно пп.8 п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В силу ст. 77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья. В соответствии с п.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Таким образом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» и имеет статус сельскохозяйственных угодий, суд соглашается с указанным ФКП основанием в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета - о невозможности изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка на основании представленной декларации. Не соответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушения прав и законных интересов заявителя, оспариваемое решение не содержит. Доводы представителя истца со ссылками на положения ст. 81 ЗК РФ, п.9 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст.14,15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сводятся к спору, связанному с определением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, не подлежащих оценке при рассмотрении настоящего заявления, рассматриваемого в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года, а также Уставом Учреждение является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Согласно п. 1.6. Положения, утвержденного приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №, Филиал осуществляет его функции по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета» от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» по ЧР - Чувашии с ДД.ММ.ГГГГ наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета). Соответственно ответственность за постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, проверку документов на соответствие законодательству Учреждение несет с момента наделения Филиала (ранее ФБУ «КП по Чувашской Республике - Чувашии, ФГУ «ЗКП» по Чувашской Республике -Чувашии) указанных полномочий. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, требования истца не подлежат удовлетворению в связи с необоснованностью. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 256 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Петровой И.Г. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд ЧР путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение, в течение месяца. Председательствующий: судья Орлова И.Н. Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2012 года