Дело № 2-1344/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАТА г.Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики
под председательством судьи Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Панфиловой Н.А.,
при участии: истца Филипенко Г.И.,
представителя ответчика МУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» - Егорова С.А., действующего на основании доверенности № 3 от 01 февраля 2011 года, ответчика ООО «Атал» - Гавриловой А.А., действующей на основании доверенности от 21 сентября 2010 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, финансового управления администрации г.Чебоксары - Герасимовой Н.А., действующей на основании доверенности от 14 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипенко Г.И. к муниципальному образованию «город Чебоксары» - столица Чувашской Республики, в лице администрации города Чебоксары, муниципальному учреждению «Управление жилищным фондом г.Чебоксары», ООО «Атал» о возложении обязанности произвести замену счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска, класс точности - 2,5, заводской номер - 2013431, установленного на межквартирной лестничной площадке второго этажа в подъезде № <адрес>, на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии, модель ЕС2726, ТУ 4228-001-27457029-99, взыскании морального вреда в размере 30000 рублей,
установил:
Филипенко Г.И., с последующими уточнениями, обратился в суд с иском к муниципальному образованию «город Чебоксары» - столица Чувашской Республики, в лице администрации города Чебоксары, МУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары», ООО «Атал» о возложении обязанности произвести замену счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска, класс точности - 2,5, заводской номер - 2013431, установленного на межквартирной лестничной площадке второго этажа в подъезде № <адрес>, на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии, модель ЕС2726, ТУ 4228-001-27457029-99, взыскании с ответчиков морального вреда в размере 30000 рублей.
Исковые требования основаны на том, что ответчики, не исполняют с 2008 года, возложенную на них законодательством, регулирующим жилищные отношения, обязанность по замене счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии. В судебном заседании истец со ссылкой на нормы действующего законодательства поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» - Егоров С.А. суду пояснил, что действующим жилищным законодательством гражданам-потребителям коммунальная услуга предоставляется по приборам учета либо на основании нормативов потребления коммунальных услуг. В настоящее время федеральным законодательством не определены уровни финансирования затрат по внедрению приборов индивидуального учета, поскольку они не относятся к общедомовому инженерному оборудованию и к местам общего пользования. Вместе с тем сообщил, что данная замена спорного прибора учета электроэнергии не производится ввиду отсутствия выделения необходимых средств из бюджета. Денежные средства на эти виды работ должна выделять администрация г.Чебоксары, а они в свою очередь проводить данные работы по замене соответствующих приборов учета. Если бы средства были выделены, то МУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» произвели данную замену, но средства на эти виды работ у учреждения отсутствуют, поэтому своевременно данные работы не были произведены. В ходе судебного заседания от ДАТА представитель ответчика МУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» Юркин А.П. суду пояснил, что если будет соответствующее финансирование, МУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» согласно заменить электросчетчики.
Представитель ответчика ООО «Атал» - Гаврилова А.А. суду пояснила, что ООО «Атал» является ненадлежащим ответчиком, поскольку на них не возложена обязанность по замене счетчиков и просила в иске Филипенко Г.И. отказать по ранее изложенным доводам.
Муниципальное образование «город Чебоксары» - столица ЧР, в лице администрации г.Чебоксары, представив письменный отзыв на исковое заявление, просили рассмотреть данное дело без участия их представителя, в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, финансового управления администрации г.Чебоксары - Герасимова Н.А. оставила принятие решения по данному иску на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, а в частности согласно постановлению администрации г.Чебоксары от 21 января 2009 г. № 14 «О договорах социального найма и договорах найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда города Чебоксары» Муниципальное учреждение «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» наделено полномочиями по заключению от имени собственника муниципального жилищного фонда договоров социального найма и договоров найма жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Чебоксары.
В соответствии с договором от ДАТА, заключенным на срок по ДАТА между МУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» и ООО «Атал», управляющей организации были предоставлены права на управление жилищным и нежилым фондом, в интересах муниципального образования г.Чебоксары. Согласно приложению к данному договору была передана и <адрес> по адресу <адрес>. На основании решения от ДАТА №, истцу было предоставлено право занятия трехкомнатной квартиры, жилой площадью 41,99 кв.м, находящейся по адресу <адрес> по ордеру № выданным исполнительным комитетом Московского районного Совета народных депутатов ДАТА В качестве членов семьи в квартиру были вселены истец, его супруга, сын и дочь, всего 4 человека. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались. До настоящего времени указанное жилое помещение находится в собственности муниципального образования - администрации г.Чебоксары.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиям, установленных ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании, договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу <адрес> истцом Филипенко Г.И. не заключался. Однако, как следует из материалов дела суд считает, что между сторонами фактически сложился порядок пользования жилым помещением на условиях социального найма.
На основании ст.67 ЖК РФ Филипенко Г.И. несет обязанность нанимателя жилого помещения, в том числе и обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, а по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно ч. 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его введении энергетических сетей и исправность используемых ими приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иным правовым актом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором возложена обязанность обеспечитьготовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг.
Согласно п.5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, сохранность приборов учета электроэнергии осуществляет собственник приборов учета.
Согласно п. 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6, замену, проверку расчетных счетчиков осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Согласно пункту 140 данных Правил гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета. Исходя из содержания указанного пункта 140 Правил, данная норма, не возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанности по установке за счет его средств прибора учета электроэнергии.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается Филипенко Г.И. не является собственником квартиры, а является нанимателем муниципальной квартиры, соответственно расходы по замене счетчика электроэнергии, не отвечающего требованиям отраслевых нормативных положений, не могут быть возложены на истца являющегося нанимателя квартиры.
В силу п. 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. В пункте 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ от 27 сентября 2003г. № 170 зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. № 5176 указано, что обслуживающими организациями они не обслуживаются.
Из устава МУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» следует, что данное учреждение создано на основании распоряжения администрации г.Чебоксары от 14 мая 2008 г. № 1669-р для решения вопросов местного значения в сфере жилищного хозяйства, отнесенных к компетенции муниципального образования г. Чебоксары, удовлетворения общественных потребностей в содержании объектов жилищного фонда. При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования Филиппенко Г.И. подлежат удовлетворению частично.
Согласно постановлению администрации г.Чебоксары от 21 января 2009 г. № 14 Муниципальное учреждение «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» было наделено полномочиями по заключению от имени собственника муниципального жилищного фонда договоров социального найма и договоров найма жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Чебоксары. Также указанное учреждение было наделено правом на заключение с управляющими организациями договоров на управление жилищным фондом в интересах муниципального образования г.Чебоксары. Следовательно, в настоящем случае предъявленные исковые требования к муниципальному образованию г.Чебоксары и ООО «Атал» необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В настоящем случае вина МУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» в причинении морального вреда установлена и выражается в невыполнении обязанностей по замене спорного прибора учета электроэнергии истца. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины и готовность произвести работы по замене данного прибора при выделении необходимых средств из бюджета администрации г.Чебоксары. Однако, суд считает что запрашиваемый размер компенсации морального вреда в сумме 30000 рублей является завышенным, в связи с чем, с учетом разумности и справедливости уменьшает размер взыскиваемого морального вреда до 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Филипенко Г.И. к муниципальному образованию «город Чебоксары» - столица Чувашской Республики, в лице администрации города Чебоксары, муниципальному учреждению «Управление жилищным фондом г.Чебоксары», ООО «Атал» о возложении обязанности по замене счетчика электрической энергии, взыскании морального вреда удовлетворить частично.
Обязать муниципальное учреждение «Управление жилищным фондом города Чебоксары» произвести замену счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска, класс точности - 2,5, заводской номер - 2013431, установленного на межквартирной лестничной площадке второго этажа в подъезде № <адрес>, на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии, модель ЕС2726, ТУ 4228-001-27457029-99 и взыскать с муниципального учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» в пользу Филипенко Г.И. в счет компенсации морального вреда 1 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Филипенко Г.И. к муниципальному образованию «город Чебоксары» - столица Чувашской Республики, в лице администрации города Чебоксары, ООО «Атал» о возложении обязанности произвести замену счетчика электрической энергии СО - И446М, 1992 г. выпуска, класс точности - 2,5, заводской номер - 2013431, установленного на межквартирной лестничной площадке второго этажа в подъезде № <адрес>, на новый соответствующий установленным требованиям счетчик электрической энергии, модель ЕС2726, ТУ 4228-001-27457029-99, взыскании морального вреда в размере 30 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Судья И.В.Филимонова
Мотивированное решение составлено ДАТА.