Дело № 2-5103/12 РЕШЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В., при секретаре Яковлевой М.Ю., с участием представителя заявителя Коротковой Н.А. - Савиновой Е.А., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Иголкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коротковой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка и возложении обязанности провести государственную регистрацию У с т а н о в и л: Короткова Н.А. обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики (далее ответчик, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка и возложении обязанности провести государственную регистрацию по тем мотивам, что Постановлением Чебоксарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № часть земельного участка площадью 916 кв.м. была изъята из землепользования Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова, закрепленного государственным актом на право пользования землей за № выданным в соответствии с постановлением главы администрации Чебоксарского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ за №; земельный участок площадью 916 кв.м. был предоставлен Короткову А.И. для строительства индивидуального жилого дома № по <адрес> в аренду на период строительства. Указывает, что письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» предоставил Администрации города Чебоксары список лиц, участвующих в строительстве индивидуальных жилых домов в границах ранее отведенного участка по государственному акту №, с просьбой считать ранее выданные Университетом списки недействительными. Согласно указанного списка застройщиков индивидуальных жилых домов в микрорайоне <адрес> под номером № числится Короткова Н.А., позиция участка № На основании указанного письма распоряжением Администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в постановление Чебоксарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и продлении срока аренды земельного участка в мкр<адрес> в ранее вынесенное Постановление Администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения, с указанием о том, что Коротковой Н.А. предоставить земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 803 кв.м. (0,0803 га) для завершения строительства индивидуального жилого дома (поз.21 к) в микрорайоне <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ и заключения с ней договора аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Чебоксары и Коротковой Н.А. был заключен договор №, по которому ей по постановлению Чебоксарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжению администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №-р для завершения строительства индивидуального жилого дома вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ На основании распоряжения администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в распоряжение администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №-р» дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ сторонами изменен срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ Также указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан новый кадастровый паспорт с присвоением кадастрового номера №. В целях регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с соответствующим заявлением. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отказало в регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-М со ссылкой на абз.10 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Считает отказ в проведении государственной регистрации договора аренды незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы по следующим основаниям. Земельный участок был предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства ее мужу согласно Постановления Чебоксарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть до введения в действие Земельного Кодекса РФ. Распоряжением Администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № в указанное постановление были внесены лишь изменения, то есть сам факт предоставления земельного участка, само решение органа местного самоуправления о предоставлении Коротковой Н.А. земельного участка имел место задолго до введения Земельного Кодекса РФ. Указанное следует и из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.1 договора). Согласно ст.9.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ"государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В силу п. 6 ст.52.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается. Таким образом, земельные отношения между нею и Администрацией возникли еще в 1997 году в связи принятием Постановления Чебоксарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени данные земельные отношения, возникшие в 1997 г., не прерывались, менялся только субъект отношений и конкретизировался их объект. Также указывает, что ни Постановление Чебоксарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, ни распоряжение Администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № не признаны незаконными, никем не оспорены и не отменены. В то же время, ссылка ответчика на необходимость проведения аукциона в силу положений ст.ст.30.1, 38.1 ЗК РФ несостоятельна, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ч.1 ст.4 ГК РФ). С ссылкой на положения главы 25 ГПК РФ, просит признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике зарегистрировать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. В судебное заседание заявитель Короткова Н.А., надлежаще извещенная о слушании дела, не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия, реализовав право участия в процессе через представителя Савинову Е.А. В судебном заседании представитель заявителя Савинова Е.А. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, вновь приведя их суду, и просила удовлетворить. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики Иголкина Н.В., действующая на основании доверенности, заявление не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что Короткова Н.А. обратилась в Управление ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственной регистрации договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> В процессе проведения правовой экспертизы представленных документов и проверки законности сделки были выявлены недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации, а именно: документы, подтверждающие право пользования земельным участком, предоставленным для индивидуального жилищного строительства, не соответствуют требованиям ст.609, п.2 ст.617 ГК РФ, п.4 и п.11 ст.30, ст.34, ст.30.1 и ст.38.1 ЗК РФ. В соответствии с абз.10 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации указанного выше договора аренды, заключенного между администрацией г. Чебоксары и Коротковой Н.А. отказано в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В обоснование требований о признании отказа в государственной регистрации договора аренды незаконным заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства мужу Коротковой Н.А. - Короткову А.И. на основании постановления Чебоксарской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ. После смерти Короткова Н.А., распоряжениями администрации г. Чебоксары Чувашской Республики №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ в указанное выше постановление № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в части арендатора (участок был предоставлен в аренду Коротковой Н.А.), а также уточнена его площадь и продлен срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ Также указывает, что по мнению заявителя, поскольку земельные отношения между администрацией г. Чебоксары и Коротковым А.И. возникли еще в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в действие Земельного кодекса РФ и с тех пор не прерывались, а лишь перешли в порядке наследования к Коротковой Н.А. в части прав и обязанностей на оформление арендных отношений, ссылка регистрирующего органа на то, что порядок предоставления в аренду земельного участка не соответствует требованиям статей 30.1 и 38.1 ЗК РФ несостоятельна, поскольку в силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силу и применяются к отношениям, возникшим после введение их в действие. Вместе с тем, в силу положений ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более года, должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации (п.1 ст.26 закона о регистрации). В соответствии со ст.8 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» до введения в действие Закона о регистрации (до 31.01.1998г.) применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Согласно п.3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (действовавшего на момент издания постановления Чебоксарской городской администрации №1438 от 22.08.1997 г.) документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными. Таким образом, как действовавшее на момент издания постановление Чебоксарской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, так и ныне действующее законодательство предусматривает установление арендных отношений по поводу недвижимого имущества посредством заключения договора аренды. Однако, договор аренды земельного участка, заключенный между Чебоксарским городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и Коротковым А.И., зарегистрированный в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на момент заключения такой сделки, на государственную регистрацию заявителем не представлялся. При этом, пунктами 4.3 и 5 постановления Чебоксарской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оформлению договора аренды в установленной законом форме была возложена на его стороны. Что касается довода Коротковой Н.А. о том, что права и обязанности арендатора перешли к ней в порядке наследования в силу положений п.2 ст.61.1 ГК РФ, необходимо отметить следующее. Согласно п.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят, в том числе имущественные права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность, такая сделка считается ничтожной. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п.1 ст.165, п.1 ст.167 ГК РФ). Управлением в адрес нотариуса нотариального округа г.Чебоксары Чувашской Республики Рыжанкова А.В. был направлен запрос с целью получения информации об открытии наследства после смерти Короткова А.И. и наследниках на право аренды земельного участка №. Однако ответ на данный запрос в регистрирующий орган не поступил. Поскольку факт предоставления Короткову А.И. вышеуказанного земельного участка в аренду в ДД.ММ.ГГГГ документально не подтвержден, довод Коротковой Н.А. о том, что к ней в порядке универсального правопреемства перешли права и обязанности арендатора земельного участка, несостоятелен. Вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду Коротковой Н.А. согласно распоряжению администрации г. Чебоксары ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ для завершения строительства индивидуального жилого дома в микрорайоне «<адрес> Из преамбулы данного распоряжения следует, что земельный участок с кадастровым номером № изначально предоставлен Коротковой Н.А. по ее заявлению, поданному в администрацию г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ, при этом, постановление Чебоксарской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания предоставления Коротковой Н.А. такого земельного участка, не указано. В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии с п.11 ст.30 и ст.30.1 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование мест размещения объектов не проводится. То есть, земельный участок, являвшийся предметом договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ должен был предоставляться в аренду по правилам, установленным для передачи в аренду земельных участков без предварительного согласования, а именно - посредством проведения торгов в форме аукциона (пункт 4 ст.30, ст.38.1 ЗК РФ). Однако, документ, свидетельствующий о предоставлении Коротковой Н.А. земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома (протокол об итогах торгов с соблюдением вышеуказанных требований земельного законодательства) заявителем не представлен. Вместе с тем, если на участие в торгах подается только одна заявка от лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, то при условии предварительной и заблаговременной публикации о проведении торгов договор аренды заключается с этим участником без проведения торгов (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ). Однако, заявителем на государственную регистрацию не были представлены документы, свидетельствующие о том, что до момента вынесения распоряжения администрации г. Чебоксары Чувашской Республики №-р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду Коротковой Н.А. земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:69, была осуществлена предварительная и заблаговременная публикация о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка и о том, что в орган местного самоуправления поступила только одна заявка. В соответствии со ст.13 Закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит, в том числе, правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, в целях выявления их соответствия законодательству Российской Федерации, а также проверка законности сделки. Согласно абз.2 п.1 ст.17 Закона о регистрации одним из оснований возникновения, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Таким образом, в ходе проведения правовой экспертизы документов было установлено, что представленное в качестве правоустанавливающего документа распоряжение администрации г.Чебоксары Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства о порядке предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Из содержания п.п.3 п.7 ст.30 ЗК РФ следует, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов являются основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Следовательно, договор № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ также заключен с нарушениями требований действующего законодательства и в соответствии со ст.168 ГК РФ является ничтожным. Управление, как территориальный орган Росреестра не вправе осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства. Оспаривая отказ в государственной регистрации договора аренды, заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на положения статьи 25.2 Закона о регистрации. Однако полагают, что данная правовая норма применению не подлежит, поскольку регулирует порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки предоставленные до введения в действие Земельного кодекса РФ (ст.30, ст.38.1 ЗК РФ) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права. Правоотношения, возникшие вследствие передачи земельного участка в аренду данной нормой права не регулируются. На основании вышеизложенного, просят в удовлетворении заявления Коротковой Н.А. о признании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, отказать. Представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата» по ЧР - Чувашии, привлеченный к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явился, своих возражений по поводу заявления не представили. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.46 п.2 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Аналогичная норма установлена ст.254 ГПК РФ, согласно которой гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, муниципального органа, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Короткова Н.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР с заявлением о государственной регистрации договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР отказало в регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № со ссылкой на абз.10 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Заявителем оспаривается бездействие должностного лица по рассмотрению его заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществить проверку юридической силы представленных на регистрацию документов. При этом проведение правовой экспертизы документов и проверки законности сделки прямо указывается в законе как необходимое условие государственной регистрации. Правомерность права собственности земельного участка Коротковой Н.А. была подтверждена договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Короткову А.И. земельного участка № (поз. №) по <адрес> под индивидуальное жилищное строительство. В процессе проведения правовой экспертизы представленных документов и проверки законности сделки были выявлены недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации, а именно: документы, подтверждающие право пользования земельным участком, предоставленным для индивидуального жилищного строительства, не соответствуют требованиям ст.609, п.2 ст.617 ГК РФ, пунктам 4 и 11 ст.30, ст.34, ст.30.1, ст.38.1 Земельного кодекса РФ. Как следует из обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации, именно проверка прав Коротковой Н.А. послужила основанием для отказа регистрации права собственности. Согласно п.1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. В соответствии с абз.10 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации указанного выше договора аренды, заключенного между администрацией г. Чебоксары и Коротковой Н.А. отказано в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Кроме того, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства мужу Коротковой Н.А. - Короткову А.И. на основании постановления Чебоксарской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ. После смерти Короткова Н.А., распоряжениями администрации г.Чебоксары ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в указанное выше постановление № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в части арендатора (участок был предоставлен в аренду Коротковой Н.А.), а также уточнена его площадь и продлен срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ Довод заявителя от том, что земельные отношения между администрацией г.Чебоксары и Коротковым А.И. возникли еще в ДД.ММ.ГГГГ то есть до вступления в действие Земельного кодекса РФ и с тех пор не прерывались, а лишь перешли в порядке наследования к Коротковой Н.А. в части прав и обязанностей на оформление арендных отношений, несостоятельна, поскольку в силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силу и применяются к отношениям, возникшим после введение их в действие. В соответствии с положениями ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более года, должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации (п.1 ст.26 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). В соответствии со ст.8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» до введения в действие Закона о регистрации (до ДД.ММ.ГГГГ) применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Согласно пункту 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (действовавшего на момент издания постановления Чебоксарской городской администрации №1438 от 22.08.1997 г.) документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными. Таким образом, как действовавшее на момент издания постановления Чебоксарской городской администрации №1438 от 22.08.1997 г., так и ныне действующее законодательство предусматривает установление арендных отношений по поводу недвижимого имущества посредством заключения договора аренды. Однако, договор аренды земельного участка, заключенный между Чебоксарским городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и Коротковым А.И., зарегистрированный в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на момент заключения такой сделки, на государственную регистрацию заявителем не представлялся. При этом, пунктами 4.3 и 5 постановления Чебоксарской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оформлению договора аренды в установленной законом форме была возложена на его стороны. Довод заявителя Коротковой Н.А. о том, что права и обязанности арендатора перешли к ней в порядке наследования в силу положений п.2 ст.61.1 ГК РФ, также не состоятелен. Согласно п.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят, в том числе имущественные права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность, такая сделка считается ничтожной. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п.1 ст.165, п.1 ст.167 ГК РФ). До настоящего времени истцом не представлено доказательств принятия наследства Коротковой Н.А. на право аренды земельного участка № В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Поскольку факт предоставления Короткову А.И. вышеуказанного земельного участка в аренду в ДД.ММ.ГГГГ документально не подтвержден, довод Коротковой Н.А. о том, что к ней в порядке универсального правопреемства перешли права и обязанности арендатора земельного участка, несостоятелен. Вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду Коротковой Н.А. согласно распоряжению администрации г.Чебоксары ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ для завершения строительства индивидуального жилого дома в микрорайоне <адрес> из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером № изначально предоставлен Коротковой Н.А. по ее заявлению, поданному в администрацию г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ, при этом, постановление Чебоксарской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания предоставления Коротковой Н.А. такого земельного участка, не указано. В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии с п.11 ст.30 и ст.30.1 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование мест размещения объектов не проводится. То есть, земельный участок, являвшийся предметом договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ должен был предоставляться в аренду по правилам, установленным для передачи в аренду земельных участков без предварительного согласования, а именно - посредством проведения торгов в форме аукциона (п.4 ст.30, ст.38.1 ЗК РФ). Однако, документ, свидетельствующий о предоставлении Коротковой Н.А. земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома (протокол об итогах торгов с соблюдением вышеуказанных требований земельного законодательствах) заявителем не представлен. Вместе с тем, если на участие в торгах подается только одна заявка от лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, то при условии предварительной и заблаговременной публикации о проведении торгов договор аренды заключается с этим участником без проведения торгов (п.п.3 п.4 ст.30 ЗК РФ). Однако, заявителем на государственную регистрацию не были представлены документы, свидетельствующие о том, что до момента вынесения распоряжения администрации г.Чебоксары ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду Коротковой Н.А. земельного участка с кадастровым номером 21:01:010315:69, была осуществлена предварительная и заблаговременная публикация о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка и о том, что в орган местного самоуправления поступила только одна заявка. В соответствии со ст.13 Закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит, в том числе, правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, в целях выявления их соответствия законодательству Российской Федерации, а также проверка законности сделки. Согласно абз.2 п.1 ст.17 Закона о регистрации одним из оснований возникновения, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Таким образом, в ходе проведения правовой экспертизы документов Управлением было установлено, что представленное в качестве правоустанавливающего документа распоряжение администрации г.Чебоксары ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства о порядке предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Из содержания п.п.3 п.7 ст.30 ЗК РФ следует, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов являются основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Следовательно, договор № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, также заключен с нарушениями требований действующего законодательства и в соответствии со ст.168 ГК РФ является ничтожным. Являясь органом бесспорной юрисдикции, Управление, как территориальный орган Росреестра не вправе осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства. Кроме того, оспаривая отказ в государственной регистрации договора аренды, Короткова Н.А. в обоснование заявленных требований ссылается на положения ст.25.2 Закона о регистрации. Однако данная правовая норма применению не подлежит, поскольку регулирует порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса РФ (ст.30, ст.38.1 ЗК РФ) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права. Правоотношения, возникшие вследствие передачи земельного участка в аренду данной нормой права не регулируются. Таким образом, сам по себе отказ в государственной регистрации права является лишь одним из этапов проведения государственной регистрации, не содержит запрещений, направленных на установление, изменение или отмену прав и обязанностей Коротковой Н.А. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР не уклонялось от проведения регистрации договора аренды спорного земельного участка. Таким образом, у государственного регистратора были обоснованные сомнения при регистрации права собственности земельного участка Коротковой Н.А., отказ в регистрации не было произвольным и безмотивным. То обстоятельство, что действие должностного лица не убедило заявителя в правильности принятого решения об отказе в государственной регистрации, не может свидетельствовать о том, что отказ в регистрации нарушило права и свободы заявителя. В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Коротковой Н.А. о признании отказа в государственной регистрации аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и обязании зарегистрировать данный договор аренды земельного участка. Согласно ст. 258 ч.4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Коротковой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка и возложении обязанности провести государственную регистрацию отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: судья Т.В. Иванова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Копия верна. Справка: Решение Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Подлинник решения находится в гражданском деле №2-5103/2012 г. в Московском районном суде г. Чебоксары. Судья Специалист 1 разряда
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ