№ 12-224/2012



Дело № 12-224/12

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ              г.Чебоксары

Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Русин В.Г., рассмотрев жалобу

Жучина М.Ю. являющегося законным представителем юридического лица - <данные изъяты> Автономного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики,

на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.Чебоксары УНД Главного управления МЧС России по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150.000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Из обжалуемого постановления следует, что с ДД.ММ.ГГГГ при проведении выездной внеплановой проверки на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в здании и помещениях АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии, расположенного по <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности - «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), а именно:

- при эксплуатации действующих электроустановок допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03);

- не проводится (не реже чем 2 раза в год) проверка работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода (п.89 ППБ 01-03);

- не представлена инструкция порядка включения насосов-повысителей (п.92 ППБ 01-03);

- в лестничной клетке (Л-4) открыто проложен силовой электрический кабель (п.3 ППБ 01-03, п.6.32 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

В жалобе заявителя ставиться вопрос об отмене данного постановления. В обоснование жалобы указано, что при привлечении юридического лица к административной ответственности допущены существенные нарушения процессуальных требований, выразившиеся в том, что при составлении протокола об административном правонарушении отсутствовал представитель юридического лица, который не был в установленном законом порядке извещён о времени и месте составления данного протокола. Кроме того, при вынесении постановления об административном правонарушении не указаны обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Возможно было привлечение к административной ответственности должностных лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, а не юридическое лицо.

Жучин М.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении её рассмотрения не обратился, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

В судебном заседании представитель юридического лица - ФИО4, действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объёме по изложенным в ней основаниям. Она также показала, что с учётом финансового положения юридического лица уплата штрафа в указанном размере существенно отразится на его материальном состоянии.

Заместитель главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору - заместитель начальника отдела надзорной деятельности г.Чебоксары УНД ГУ МЧС России по ЧР ФИО5, вынесший обжалуемое постановление, просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку юридическим лицом - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии были грубо нарушены требования Правил пожарной безопасности в РФ. Допущенное нарушение влекут за собой административную ответственность по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Выслушав мнения представителей заявителя и УНД ГУ МЧС РФ по ЧР, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению,электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Требования пожарной безопасности содержаться в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), зарегистрированных в МЮ РФ 27 июня 2003 года за № 4838.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо или судья, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе,протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ при проведении выездной внеплановой проверки на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в здании и помещениях АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии, расположенного по <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности - «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), а именно:

- при эксплуатации действующих электроустановок допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03);

- не проводится проверка (не реже чем 2 раза в год) работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода (п.89 ППБ 01-03);

- не представлена инструкция порядка включения насосов-повысителей (п.92 ППБ 01-03);

- в лестничной клетке (Л-4) открыто проложен силовой электрический кабель (п.3 ППБ 01-03, п.6.32 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

Из акта проверки органом надзорной деятельности юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проверке АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии, расположенного по <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе нарушение п.п.3, 60, 89, 92 ППБ 01-03.

Из представленного при рассмотрении дела об административном правонарушении письменного объяснения директора АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии следует, что им не отрицается ряд выявленных при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности, указано, что нарушения, отражённые в п.10 Предписания № 118/1/24 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, устранены. Принимаются меры по устранению нарушений, указанных в п.20 Предписания.

Из рапорта зам. начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по ЧР» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении ДД.ММ.ГГГГ показного пожарно-тактического учения на АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии был выявлен ряд грубых нарушений требований пожарной безопасности и выставлена неудовлетворительная оценка его противопожарного состояния.

Учитывая наличие многочисленных нарушений юридическим лицом требований пожарной безопасности, имеется реальная угроза возникновения пожара в принадлежащих ему помещениях и здании, которая может привести к гибели людей.

Таким образом, судья считает, что юридическое лицо - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии нарушило требования п.п.3, 60, 89, 92 Правил пожарной безопасности в РФ, запрещающих, в том числе нарушать требования, предъявляемые к эксплуатации внутреннего противопожарного водоснабжения иэлектроустановок зданий, в связи с чем в его действиях содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Учитывая, что материалами дела подтверждается наличие зафиксированных в акте проверки и предписании от ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований пожарной безопасности, заместитель главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору имел достаточные основания для привлечения АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии к административной ответственности за указанные нарушения по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Проведя в период с ДД.ММ.ГГГГ проверку, отделение НД Московского района ОНД г.Чебоксары выявило нарушения юридическим лицом правил пожарной безопасности. Данное правонарушение является длящимся и считается оконченным в момент его выявления административным органом.

Статья 20.4КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности.

Эта статья состоит из 8 частей. Диспозиция каждой из них содержит описание состава самостоятельного административного правонарушения, имеющих один родовой объект - общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности. Эти правонарушения по отношению друг к другу являются однородными.

Из материалов дела следует, что АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашиисовершило административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена тремя разными частями ст.20.4 КоАП РФ, путём совершения разных действий и допущения бездействия разного характера.

По ч.3 ст.20.4 оно привлечено к ответственности за допущение следующего бездействия и действий:

- при эксплуатации действующих электроустановок допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03);

- не проводится проверка (не реже чем 2 раза в год) работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода (п.89 ППБ 01-03);

- не представлена инструкция порядка включения насосов-повысителей (п.92 ППБ 01-03);

- в лестничной клетке (Л-4) открыто проложен силовой электрический кабель (п.3 ППБ 01-03, п.6.32 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

Эти эпизоды бездействия и действия не могут быть квалифицированы по ч.1 ст.20.4КоАП РФ в силу прямого указания данной нормы, которая является общей нормой по отношению к специальной норме - ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, и также не являются одновременно нарушениями требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, ответственность за совершение которых установлена ч.4 ст.20.4КоАП РФ.

Все перечисленные выше эпизоды бездействия и действия являются нарушениями только специальных правил пожарной безопасности, перечисленных в ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Из этого следует, что при назначении юридическому лицу наказания за три совершенных им административных правонарушения не имелось предусмотренных ч.2 ст.4.4 КоАП РФ оснований для назначения за данные правонарушения санкции методом поглощения, поскольку все три вменявшихся ему в вину правонарушения были совершены путём допущения различных по своему реальному внешнему содержанию эпизодов бездействия и путём совершения разных по своему выражению действий.

В связи с этим юридическому лицу правильно назначено наказание за три совершенных им правонарушения по правилам ч.1 ст.4.4КоАП РФ, т.е. за каждое совершённое административное правонарушение в отдельности.

Согласно ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Указанные лица имеют право ознакомления с протоколом, дачи объяснений и принесения замечаний на протокол, при этом копия протокола вручается ему под расписку.

В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, если он извещён в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течении трёх дней со дня его составления.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чём свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления по месту нахождения юридического лица. В данном Уведомлении указано, что вручены: акт проверки , Предписание и уведомление о вызове лиц.

Представитель юридического лица ФИО4 в судебном заседании не отрицала факт получения почтовым отправлением акта проверки и Предписания . Данное обстоятельство также подтверждается письменным объяснением законного представителя юридического лица Жучина М.Ю.

Доводы заявителя и представителя юридического лица о том, что они не получали уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении, судья находит не убедительными, поскольку в акте проверки , получение которого не отрицается указанными лицами, указано, что к нему прилагается, в том числе, уведомление о вызове лиц, для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления о вручении почтового отправления по месту нахождения юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ следует, что юридическое лицо получило копии протоколов , 114, 115 об административном правонарушении и определения о назначении времени и места рассмотрения дела.

Из содержания доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии Жучиным М.Ю. на право представления интересов юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует, что ФИО6 был наделён правами, предусмотренными ст.25.5 КоАП РФ, представителя юридического лица.

Из содержания обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что ФИО6 принимал участие при рассмотрении дела об административном правонарушении, получил копию постановления по делу, ему были разъяснены сроки и порядок обжалования принятого решения.

В связи с этим судья считает, что каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено. Заместитель главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору при вынесении постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности дал правильную оценку всем обстоятельствам дела о нарушении им требований п.п.3, 60, 89, 92 Правил пожарной безопасности в РФ и принял обоснованное решение по делу о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Доводы заявителя и представителя юридического лица о том, что возможно было ограничиться привлечением к административной ответственности должностных лиц юридического лица, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, судья находит не основанными на требованиях закона по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.2.1 Ко АП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно, как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из материалов дела следует, что смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, указанных в ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, в отношении АУ ЧР «Чувашский государственный театр оперы и балета» не имеется.

Имущественное и финансовое положение юридического лица судья также учитывает при проверке правильности назначенного административного наказания. АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета ЧР.

Санкция ч.3 ст.20.4 КоАП РФ в качестве наказания за совершение данного правонарушения предусматривает только штраф в размере от 150.000 до 200.000 рублей.

При таких обстоятельствах судья считает, что каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по данному делу не допущено. Заместитель главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору при вынесении постановления о привлечении АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии к административной ответственности дал правильную оценку всем обстоятельствам дела о нарушении им требований п.п.3, 60, 89, 92 Правил пожарной безопасности в РФ и принял обоснованное решение о привлечении его к ответственности по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ. Назначенное АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии наказание с учётом повышенной общественной опасности совершённого правонарушения соответствует требованиям закона и обстоятельствам его совершения. В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ юридическому лицу назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Таким образом, постановление мирового судьи является законным, обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.Чебоксары УНД ГУ МЧС России по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии к административной ответственности в виде штрафа в размере 150.000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Московского районного суда г.Чебоксары             В.Г. Русин