№ 12-210/2012



Дело № 12-210/12

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ               г.Чебоксары

Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Русин В.Г., рассмотрев жалобу

Жучина М.Ю., являющегося законным представителем юридического лица - <данные изъяты> Автономного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного делаЧувашской Республики,

на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.Чебоксары УНД Главного управления МЧС России по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150.000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Из обжалуемого постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении выездной внеплановой проверки на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в здании и помещениях АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии, расположенного по <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности - «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), а именно:

- в цокольном и на 1, 2 и 3 этажах в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости (п.37 ППБ 01-03);

- над эвакуационными выходами отсутствуют объёмные самосветящиеся знаки «Выход» с автономным питанием (п.61 ППБ 01-03);

- для столярной мастерской не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений (п.33 ППБ 01-03);

- в пределах сценической коробки одновременно находятся декорации и сценическое оборудование более чем для двух спектаклей (п.151 ППБ 01-03);

- в помещении вентиляционной камеры допускается хранение различных материалов (п.40 ППБ 01-03).

В жалобе заявителя ставиться вопрос об отмене данного постановления. В обоснование жалобы указано, что при привлечении юридического лица к административной ответственности допущены существенные нарушения процессуальных требований, выразившиеся в том, что при составлении протокола об административном правонарушении отсутствовал законный представитель юридического лица, который не был в установленном законом порядке извещён о времени и месте составления данного протокола. Кроме того, при вынесении постановления об административном правонарушении не указаны обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Возможно было привлечение к административной ответственности должностных лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, а не юридического лица.

Жучин М.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении её рассмотрения не обратился, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

В судебном заседании представитель юридического лица - ФИО4, действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объёме по изложенным в ней основаниям. Она также показала, что с учётом финансового положения юридического лица уплата штрафа в указанном размере существенно отразится на его материальном состоянии.

Заместитель главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору - заместитель начальника отдела надзорной деятельности г.Чебоксары УНД ГУ МЧС России по ЧР ФИО5, вынесший обжалуемое постановление, просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку юридическим лицом - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии были грубо нарушены требования Правил пожарной безопасности в РФ, которые влекут за собой административную ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Выслушав мнения представителей заявителя и УНД ГУ МЧС РФ по ЧР, изучив материалы дела об административном правонарушении, представленные дополнительные материалы, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст.2 указанного Федерального закона законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Такие требования установлены, в частности, в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), зарегистрированных в МЮ РФ 27 июня 2003 года за № 4838.

Пунктами 33, 37, 40, 61, 151 указанных Правил предусмотрены конкретные требования по соблюдению пожарной безопасности зданий и сооружений.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо или судья, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе,протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ при проведении выездной внеплановой проверки на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в здании и помещениях АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии, расположенного по <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности - «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), а именно: в цокольном и на 1, 2 и 3 этажах в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости (п.37 ППБ 01-03);

- над эвакуационными выходами №, 9, 10, 11, 12 отсутствуют объёмные самосветящиеся знаки «Выход» с автономным питанием (п.61 ППБ 01-03);

- для столярной мастерской не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений (п.33 ППБ 01-03);

- в пределах сценической коробки одновременно находятся декорации и сценическое оборудование более чем для двух спектаклей (п.151 ППБ 01-03);

- в помещении вентиляционной камеры допускается хранение различных материалов (п.40 ППБ 01-03).

Из акта проверки органом надзорной деятельности юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проверке АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии, расположенного по <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе нарушение п.п.33, 37, 40, 61, 151 ППБ 01-03.

Из представленного при рассмотрении дела об административном правонарушении письменного объяснения директора АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии следует, что им не отрицается ряд выявленных при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности, и указано, что нарушения, отражённые в п.10 Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, устранены. Принимаются меры по устранению нарушений, указанных в п.20 Предписания.

Из рапорта зам. начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по ЧР» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении ДД.ММ.ГГГГ показного пожарно-тактического учения на АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии был выявлен ряд грубых нарушений требований пожарной безопасности и выставлена неудовлетворительная оценка его противопожарного состояния.

Таким образом, судья считает, что юридическое лицо - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии нарушило требования п.п.33, 37, 40, 61, 151 Правил пожарной безопасности, в связи с чем в его действиях содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Указанные лица имеют право ознакомления с протоколом, дачи объяснений и принесения замечаний на протокол, при этом копия протокола вручается ему под расписку.

В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, если он извещён в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течении трёх дней со дня его составления.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чём свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления по месту нахождения юридического лица. В данном Уведомлении указано, что вручены: акт проверки , Предписание и уведомление о вызове лиц.

Представитель юридического лица - ФИО4 в судебном заседании не отрицала получение почтовым отправлением акта проверки и Предписания . Данное обстоятельство также подтверждается письменным объяснением законного представителя юридического лица Жучина М.Ю.

Доводы заявителя и представителя юридического лица о том, что они не получали уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении, судья находит не убедительными, поскольку в акте проверки , получение которого не отрицается указанными лицами, указано, что к нему прилагается, в том числе, уведомление о вызове лиц, для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления о вручении почтового отправления по месту нахождения юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ следует, что юридическое лицо получило копии протоколов , 114, 115 об административном правонарушении и определения о назначении времени и места рассмотрения дела.

Из содержания доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии Жучиным М.Ю. на право представления интересов юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует, что ФИО6 был наделён правами, предусмотренными ст.25.5 КоАП РФ, представителя юридического лица.

Из содержания обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что ФИО6 принимал участие при рассмотрении дела об административном правонарушении, получил копию постановления по делу, ему были разъяснены сроки и порядок обжалования принятого решения.

В связи с этим судья считает, что каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено. Заместитель главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору при вынесении постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности дал правильную оценку всем обстоятельствам дела о нарушении им требований п.п.33, 37, 40, 61, 151 Правил пожарной безопасности в РФ и принял обоснованное решение по делу о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Доводы заявителя и представителя юридического лица о том, что возможно было ограничиться привлечением к административной ответственности должностных лиц юридического лица, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, судья находит не основанными на требованиях закона по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно, как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Однако при назначении АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии административного наказания заместителем главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.Чебоксары УНД ГУ МЧС России по ЧР не были учтены положения ст.ст.4.1, 4.2 КоАП РФ, т.е. характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Из материалов дела следует, что отягчающих административную ответственность обстоятельств, указанных в ст.4.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица не имеется. Правонарушение совершено впервые, каких-либо последствий обнаруженных нарушений правил пожарной безопасности не наступило. АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета ЧР.

Санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в качестве наказания за совершение данного правонарушения, кроме административного штрафа, предусматривает также более мягкое наказание в виде предупреждения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья вправе по результатам рассмотрения жалобы принять решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношение которого вынесено постановление.

Таким образом, обжалуемое заявителем постановление является необоснованным и подлежит изменению, а жалоба удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.Чебоксары УНД ГУ МЧС России по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» Минкультуры Чувашии к административной ответственности в виде штрафа в размере 150.000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, изменить - назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей заменить на предупреждение. В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Московского районного суда г.Чебоксары            В.Г. Русин