№ 12-226/12 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Капитонова Б.М., рассмотрев жалобу должность "Наименование учреждения" Викторова В.Н.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР- Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ Викторов В.Н. привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ. Из постановления следует, что, осуществляя государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, Чувашское УФАС РФ установило, что в журнале «Название» за ДД.ММ.ГГГГ на 50-й странице размещена реклама "Наименование учреждения" следующего содержания: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация об услугах "Наименование учреждения", распространенная в журнале «Название», направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанными медицинскими стоматологическими услугами, сообщение о возможности получить данные услуги в кредит («кредитная линия») привлекает внимание к этим услугам, вызывает интерес у неопределенного круга лиц и способствует продвижению этих услуг на рынке. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В содержании рекламы "Наименование учреждения" отсутствует наименование или имя лица, оказывающего услуги по кредитованию («кредитная линия») для желающих воспользоваться медицинскими стоматологическими услугами данной поликлиники. Исходя из вышеизложенного, реклама "Наименование учреждения", сообщающая о возможности получить рекламируемые медицинские стоматологические услуги в кредит («кредитная линия»), является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям, определенным частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с Договором-заказом на размещение рекламы № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Название общества» (Рекламист) и "Наименование учреждения" (Рекламодатель), Рекламодатель поручает Рекламисту разместить в журнале Название рекламные материалы Рекламодателя, в соответствии с представленной Рекламодателем информацией о рекламируемых услугах. Таким образом, содержание рекламы определялось "Наименование учреждения" и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» общество является рекламодателем. Информация о предоставлении кредита на оплату стоматологических услуг "Наименование учреждения" только «Название банка» является существенной для потребителей и ее не указание может ввести в заблуждение потенциальных клиентов поликлиники. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не согласившись с указанным постановлением, Викторов В.Н. обратился в суд с жалобой, в которойставится вопрос об отмене постановления в связи с несогласием с принятым решением. В судебном заседании представитель Викторова В.Н. - ФИО, действующий по доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР- Чувашии в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения представителя, изучив представленные материалы, приходит к следующим выводам. Согласно п.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Пунктом 2 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Пунктом 2 части 2 статьи 28 названного Закона установлено, что реклама банковских, страховых и иных услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Часть 3 указанной статьи предусматривает, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. По делу было установлено, что в журнале «Название» за ДД.ММ.ГГГГ на 50-й странице размещена реклама "Наименование учреждения" о предоставлении населению стоматологических услуг, где в качестве одного из условий предоставления таких услуг указывается на возможность использования кредитной линии. При этом на каких условиях и каким банком предоставляется кредит для оплаты стоматологических услуг в рекламе не указывается. Факт распространения названной рекламы установлен. Реклама, размещенная в журнале «Название», содержит предложение, обращенное к потенциальным клиентам по предоставлению стоматологических услуг, информацию о возможной оплате таких услуг в кредит. Указание информации об оплате услуг в кредит направлено на формирование у потребителей желания им воспользоваться, что в силу законодательства о рекламе влечет размещение подробной информации, относящейся к кредиту. Порядок предоставления товаров в кредит установлен представленным в материалы дела договором от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным "Наименование учреждения" и открытым акционерным обществом "Название банка". Выпуск рекламы согласно договору-заказу на размещение рекламы от ДД.ММ.ГГГГ № осуществило ООО «Название общества» по заказу должность "Наименование учреждения" Викторова В.Н. В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Указание наименования организации, предоставляющей услуги по кредитованию (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Отсутствие в рекламе соответствующей информации исключает возможность потенциальным потребителям получить информацию о наименовании кредитной организации, с помощью которой можно оплатить услугу в кредит. Недостаточная информированность клиента о наименовании кредитной организации и об условиях предоставления кредита может привести к заключению сделки на невыгодных для клиента условиях. Таким образом, распространение рекламы о предоставлении "Наименование учреждения" стоматологических услуг без указания условий кредитования не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона «О рекламе». При изложенных обстоятельствах УФАС РФ по ЧР правомерно и обоснованно установили в действиях должностного лица состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Доводы Викторова В.Н., изложенные им в жалобе, обращенной в суд, не могут служить основанием к отмене обжалованного постановления по делу об административном правонарушении. Ссылка Викторова В.Н. и его представителя на ошибочное установление административным органом объекта рекламирования, поскольку реклама не содержит предложения финансовых услуг, противоречит материалам дела. Распространенная "Наименование учреждения" реклама содержит информацию о возможности получения предоставляемых последними услуг в кредит, что влечет возможность предоставления потенциальным покупателям финансовых услуг. Не может суд принять во внимание и доводы представителя Викторова В.Н. об отсутствии в действиях Викторова В.Н. состава правонарушения, т.к. им не выполнена объективная сторона указанного правонарушения, поскольку отсутствуют последствия в виде искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителей рекламы. Между тем, из текста рекламы не видно, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа), или банковском, что искажает смысл информации, т.к. одно лишь включение в рекламу словосочетания «кредитная линия» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях оказания услуг и вводит тем самым потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения оказываемых "Наименование учреждения" услуг на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого. Таким образом, в действиях должность "Наименование учреждения" имеется состав административного правонарушения, поскольку им полностью выполнена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ к административной ответственности за данный вид правонарушения наряду с юридическим лицом может быть привлечено и должностное лицо. Приказом вр.и.о. "Наименование учреждения" № от ДД.ММ.ГГГГ Викторов В.Н. назначен должность "Наименование учреждения". При изложенных выше обстоятельствах выводы зам. руководителя УФАС РФ по ЧР ФИО1 о наличии оснований для привлечения руководителя "Наименование учреждения" к административной ответственности в связи с нарушением законодательства о рекламе, соответствуют нормам права и материалам дела, сделаны при надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем суд не находит правовых оснований к отмене постановления о привлечении Викторова В.Н. к административной ответственности. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, р е ш и л: Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР - Чувашии ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должность "Наименование учреждения" Викторова В.Н. к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья Б.М.Капитонована постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР- Чувашии по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :