Приговор по делу № 1-53 от 07.06.2011 г. по ч. 1 ст. 105 УК РФ



Дело № 1-53/2011 г.

Приговор

именем Российской Федерации

р.п. Москаленки «07» июня 2011 года

Судья Москаленского районного суда Омской области Шукенова М.А.,

с участием государственного обвинителя прокурора Москаленского района Шершнёва А.С.,

подсудимой Приваловой А.В.,

защитника-адвоката Карлыхановой Е.И., представившей удостоверение №453 и ордер №883,

при секретаре Руденко О.В.,

а также с участием потерпевшей ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Приваловой <данные изъяты>, ранее не судимой, содержащейся под стражей с 20 февраля 2011 года,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Привалова А.В. совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах:

19 февраля 2011 года в период с 17 часов до 21 часа, точное время следствием не установлено, Привалова А.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в <адрес> р.п. Москаленки Омской области, в ходе возникшей на почве личных неприязненных отношений ссоры, действуя умышленно, с целью убийства, используя поочередно три ножа, нанесла ФИО3 20 ударов в область головы, шеи, груди, верхней левой конечности и области плечевого пояса, живота, в ходе нанесения ударов и последующего перемещения причинила две рвано-ушибленные раны. В результате указанных действий Привалова А.В. причинила ФИО3 телесные повреждения в виде одной рвано-ушибленной раны со стороны головы без повреждения крупных магистральных сосудов и нервов, одной колото-резаной и одной рвано-ушибленной ран со стороны лица без повреждения крупных магистральных сосудов и нервов, двух резаных ран со стороны шеи без повреждения крупных магистральных сосудов и нервов, двенадцати колото-резаных ран со стороны груди слева, из которых семь проникающих с повреждением ткани левого легкого и передней стенки левого желудочка и пять непроникающих, четырех колото-резаных ранений левой верхней конечности и области плечевого пояса без повреждения крупных магистральных сосудов, закрытой тупой травмы груди в виде перелома 7 ребра слева, одного колото-резаного проникающего ранения живота с повреждением печени. Телесные повреждения в виде резаных ранений головы, лица, шеи, верхней левой конечности и проникающих колото-резаных ранений груди и живота с повреждением тканей легкого, сердца, печени осложнились развитием геморрагического шока, являются отягощающими друг друга, квалифицируются в совокупности как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоят в прямой причинной связи с наступлением смерти. Смерть ФИО3 наступила спустя непродолжительное время на месте происшествия вследствие развития геморрагического шока.

Подсудимая Привалова А.В. вину в совершении убийства ФИО3 признала полностью, при этом, воспользовавшись разъясненной ст.51 Конституции РФ, от дачи показаний в судебном заседании отказалась, подтвердив показания, данные на предварительном следствии.

Вина подсудимой в совершении преступления подтверждается, кроме ее показаний, также показаниями потерпевшей, свидетелей, протоколом осмотра места происшествия, заключениями экспертиз.

Из оглашенных в порядке ст.276 УПК РФ показаний Приваловой А.В. (л.д. 40-42, 48-54 том 1) следует, что 17 февраля 2011 года она и ФИО3 в доме последнего употребляли спиртное, находилась там до 19 февраля 2011 года. 19 февраля 2011 года около 17 часов после распития спиртного между ней и ФИО3 возникла ссора, ФИО3 вышел в коридор, она в это время с целью убийства взяла из кухонного стола нож. ФИО3, заметив в ее руке нож, подошел и взял в руки другой нож со стола, она забрала из рук ФИО3 нож, взяв его за лезвие, в результате чего в ее руках оказалось два ножа. После этого ФИО3 вышел из кухни, а она с целью убийства нанесла ему удар ножом в область живота, отчего он упал на спину, стал хрипеть, затем она нанесла ему другим ножом удары в туловище и шею, количество ударов не помнит, и оставила ножи на полу. Определив, что ФИО3 мертв, перетащила его в коридор, затем из кухни принесла другой нож, третий по счету, и нанесла им удар, от которого нож сломался, и она выбросила рукоятку ножа. После стала бегать по дому, разбрасывать вещи, крушить мебель, выбросила содержимое морозильной камеры на пол. Затем она выбежала на улицу, постучалась в окно дома, расположенного рядом с домом убитого, из дома вышел неизвестный парень, которому она рассказала о совершенном убийстве, затем на улице вышла неизвестная женщина. Парень предложил этой женщине пойти за ней, она привела их в дом ФИО3, и в их присутствии вонзила последнему нож в область груди.

Потерпевшая ФИО10 в судебном заседании пояснила, что об убийстве сына ФИО3 узнала от сотрудников полиции. 17 февраля 2011 года ФИО3 приходил к ним с Приваловой А.В., последняя вела себя вызывающе. Подсудимую просит строго наказать.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании дал показания, аналогичные показаниям потерпевшей ФИО3

Свидетель ФИО4 суду показал, что 19 февраля 2011 года вечером ФИО5 рассказал ему и ФИО6 о том, что неизвестная девушка забежала во двор его дома и сказала, что убила человека, бросила паспорт и убежала. Он с ФИО6 подошли к дому ФИО3, из дома вышла Привалова А.В., последняя находилась в состоянии опьянения, выражалась нецензурной бранью, сказала, что убила ФИО3 ножом. ФИО3 лежал на полу в коридоре, у него было множество телесных повреждений, вспорот живот. Привалова А.В. была агрессивна, возбуждена, бегала по дому, пинала ящики, вокруг было все разбросано. Потом она забежала на кухню, откуда вышла с ножом. Он ей сказал, чтобы она бросила нож, Привалова нож бросила рядом с телом убитого, а потом в их присутствии вонзила данный нож в грудь ФИО3

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 дала показания аналогичные показания свидетеля ФИО4 добавив, что Привалова А.В. была агрессивна, ее одежда и лицо были в крови, на теле ФИО3 было множество ножевых ранений.

Из оглашенных в порядке ст.281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО5 (л.д. 65-67 том 1) следует, что он давал показания, аналогичные показаниям свидетелей ФИО6 и ФИО4

Вышеизложенное также подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 19 февраля 2011 года и фототаблицы к нему (л.д. 7-22 том 1), согласно которому в ходе осмотра <адрес> р.п. Москаленки Омской области в коридоре обнаружен труп ФИО3 с многочисленными телесными повреждениями в виде ран, причиненных колюще-режущим орудием; с места происшествия изъяты 2 ножа, фрагменты ножа в виде рукояти и лезвия, смывы вещества бурого цвета с полотна двери, дверного косяка, пола, поверхности кухонного гарнитура, 6 окурков, фрагмент стекла со следами вещества бурого цвета, предметы постельного белья, мобильный телефон.

Заключением эксперта от 21 февраля 2011 года №14/21 (л.д. 27-30 том 1) установлено, что смерть ФИО3 наступила в результате множественных резаных ранений головы, лица, шеи, верхних конечностей и проникающих колото-резаных ранений груди и живота с повреждением тканей легкого, сердца, печени, осложнившихся развитием геморрагического шока. На трупе ФИО3 обнаружены телесные повреждения в виде одной резаной раны со стороны головы без повреждения крупных магистральных сосудов и нервов, одной колото-резаной и одной резаной ран со стороны лица без повреждения крупных магистральных сосудов и нервов, двух резаных ран со стороны шеи без повреждения крупных магистральных сосудов и нервов, двенадцати колото-резаных ран со стороны груди слева, из которых семь проникающих с повреждением ткани левого легкого и передней стенки левого желудочка, пять непроникающих ран; четырех колото-резаных ранений левой верхней конечности и области плечевого пояса без повреждения крупных магистральных сосудов, закрытой тупой травмы груди в виде перелома 7 ребра слева, одного колото-резаного проникающего ранения живота с повреждением печени. Колото-резаные и резаные ранения головы, лица, шеи, груди и верхних конечностей сопровождались внутренним и наружным кровотечением, повлекли развитие геморрагического шока, являются отягощающими друг друга, поэтому квалифицируются в совокупности как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, состоят в прямой причинной связи с наступлением смерти.

Указанное выше заключение согласуются с иными доказательствами и может быть положено в основу приговора.

Из сообщения от 19 февраля 2011 года (л.д. 5 том 1) видно, что Насыбуллина Л.И. заявила о том, что в <адрес> р.п. Москаленки обнаружен труп ФИО3

В протоколе освидетельствования от 20 февраля 2011 года (л.д. 56-58 том 1) указано, что у Приваловой А.В. обнаружены телесные повреждения в виде четырех поверхностных ссадин на правой кисти и одной поверхностной ссадины на наружной поверхности правого бедра. У Приваловой А.В. изъяты смывы с обеих рук и подногтевое содержимое.

Согласно протоколу выемки от 28 февраля 2011 года (л.д. 93-96 том 1) были изъяты предметы одежды, образец крови, подногтевое содержимое, 20 препаратов кожи с ранами ФИО3

Из заключения эксперта от 31 марта 2011 года №213 (л.д. 107-122 том 1) следует, что на двух ножах, клинке и рукояти ножа, смывах, фрагменте стекла, пододеяльнике, футболке, носках, джинсах, смывах с рук Приваловой А.В., на кофте, рубашке, паре носков, брюках, спортивных брюках, ногтевом содержимом ФИО3 обнаружена кровь человека, происхождение которой при условии ее происхождения от одного человека не исключается от ФИО3, при варианте смешения крови двух и более человек не исключается присутствие в данных следах крови Приваловой А.В. На пяти окурках обнаружены следы слюны, происхождение которой свойственно организму ФИО3, на одном окурке - Приваловой А.В.

В заключении эксперта от 14 апреля 2011 года № 75МК (л.д. 137-149 том 1) отражено, что раны на препаратах кожи, изъятых с трупа ФИО3, являются колото-резаными, образовались прижизненно от воздействия колюще-режущим предметом типа клинка ножа. Согласно заключению эксперта от 08 апреля 2011 года №21 (л.д. 153-162 том 1), на отрезках липкой ленты «скотч», изъятых при осмотре места происшествия 19 февраля 2011 года, имеется три следа ногтевых фаланг пальцев рук, два из которых оставлены средним и безымянным пальцами правой руки Приваловой А.В..

При проверке показаний на месте в присутствии защитника и понятых Привалова А.В. показала, как 19 февраля 2011 года с целью убийства нанесла ФИО3 ножами удары, причинив телесные повреждения, что подтверждается соответствующим протоколом от 22 февраля 2011 года (л.д. л.д. 81-89 том 1).

В явке с повинной от 19 февраля 2011 года (л.д. 6 том 1) отражено, что Привалова А.В. добровольно сообщила о том, что 19 февраля 2011 года убила ФИО3, нанеся последнему не менее 10 ударов ножом в область живота, груди, шеи.

Согласно заключению судебной комплексной психолого-психиатрической комиссии экспертов от 29 марта 2011 года №84/С, Привалова А.В. не страдала в момент совершения преступления и не страдает в настоящее время хроническим психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики, вследствие которых она не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В период инкриминируемого деяния Привалова А.В. могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, но не в полной мере (ч. 2 ст. 22 УК РФ). Она не обнаруживала признаков временного психического расстройства, находилась в состоянии простого алкогольного опьянения, которое снижает контроль над поведением и облегчает внешние проявления агрессивности. В поведении Приваловой А.В. в момент инкриминируемого деяния признаков аффекта не усматривается, о чем свидетельствует отсутствие характерной для аффекта трехфазной динамики развития эмоциональной реакции и ее феноменологических проявлений. Убедительных данных, указывающих на длительную психотравмирующую ситуацию, у Приваловой А.В. не обнаружено. Привалова А.В. нуждается в амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра по месту пребывания.

Свидетель ФИО7 суду показала, что подсудимая является ей дочерью, она обучалась в школе-интернате окончила 9 классов, работала, но потом уволилась. Привалова А.В. склонна к бродяжничеству. Свидетели ФИО8 и ФИО9 охарактеризовали подсудимую с положительной стороны.

Таким образом, суд, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, находит вину Приваловой А.В. полностью установленной и доказанной. Вина Приваловой А.В. полностью признана самой подсудимой, а также установлена показаниями свидетелей, результатами проведенных осмотра места происшествия, экспертиз, проверки показаний на месте, явкой с повинной. Следующие из них данные согласуются между собой, отвечают требованиям УПК ПФ к доказательствам и берутся судом в основу приговора.

Действия подсудимой Приваловой А.В. суд квалифицирует по ч.1 ст.105 УК РФ — убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Из установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что Привалова А.В. в ходе ссоры, на почве личной неприязни умышленно с целью причинения смерти нанесла ФИО3 20 ударов, используя при этом три ножа. Совокупность установленных судом обстоятельств свидетельствует о наличии у виновной умысла на убийство ФИО3 Об умысле на причинение смерти свидетельствуют конкретные действия подсудимой, способ совершения преступления, орудие совершения преступления, характер ран и места их нанесения: Привалова А.В. нанесла ФИО3 множественные удары в область головы, шеи, груди, живота, верхней левой конечности и области плечевого пояса, при этом использовала три ножа. Умысел и направленность действий подсудимой на причинение смерти ФИО3, осознание ею последствий своих действий подтверждается и последующим поведением подсудимой, которая перетащила труп ФИО3 в коридор, а затем сообщила соседям о том, что убила человека, показала труп, в их присутствии нанесла ФИО3 удар ножом. Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что Привалова А.В. осознавала общественную опасность своих действий, предвидела возможность наступления общественно опасных последствий и желала их наступления.

В ходе судебного заседания достоверно установлено, что между Приваловой А.В. и ФИО3 возникли неприязненные отношения, все действия подсудимой в отношении ФИО3 были совершены в течение непродолжительного периода времени, после совместного распития спиртных напитков. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об отсутствии в данном случае длительной психотравмирующей ситуации и состояния аффекта в момент совершения преступления, что также подтверждается заключением судебной комплексной психолого-психиатрической комиссии экспертов от 29 марта 2011 года №84/С.

Из установленных судом обстоятельств следует, что Привалова А.В. нанесла ФИО3 удары ножом из личных неприязненных отношений, обострившихся в ходе ссоры. Данных, свидетельствующих о том, что Привалова А.В. находилась в состоянии необходимой обороны либо в условиях ее превышения, судом не установлено. При этом достоверно установлено, что Привалова А.В. действовала в отсутствие какой-либо опасности со стороны ФИО3.

Оснований сомневаться во вменяемости подсудимой, с учетом исследованных в ходе судебного заседания доказательств, а также показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО7, а также выводов судебно-психиатрической экспертизы, у суда не имеется.

При решении вопроса о назначении подсудимой наказания судья, в соответствии со ст. ст. 60-63 УК РФ, принимает во внимание характер и степень общественной опасности преступления, данные о ее личности, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер наказания.

Так, Приваловой А.В. совершено преступление, законом отнесенное к категории особо тяжких. Обстоятельствами, смягчающими наказание, согласно ст.61 УК РФ, в отношении подсудимой являются явка с повинной, а также полное признание вины, активное способствование раскрытию преступления, состояние здоровья подсудимой. Обстоятельств, отягчающих наказание, судом установлено не было.

При определении вида и размера наказания суд также учитывает, что подсудимая ранее не судима, в содеянном раскаялась, ее молодой возраст, по месту жительства характеризуется удовлетворительно. Учитывая вышеизложенное и влияния наказания на возможность исправления подсудимой, условия жизни ее семьи, суд полагает справедливым назначить наказание в виде реального лишения свободы, без назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы. С учетом конкретных обстоятельств дела суд не усматривает оснований для применения ст.ст.64, 73 УК РФ при назначении Приваловой А.В. наказания.

На основании п. «в» ч.1 ст.97, ч.2 ст.99 УК РФ суд также считает необходимым назначить подсудимой принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра по месту отбывания лишения свободы, поскольку в соответствии с заключением судебной комплексной психолого-психиатрической комиссии экспертов Привалова А.В. нуждается в амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра по месту пребывания, противопоказаний для применения к ней принудительных мер медицинского характера нет. Кроме того, суд учитывает, что психическое расстройство связано с возможностью причинения Приваловой А.В. иного существенного вреда либо опасностью для себя или других лиц.

Учитывая материальное положение подсудимой, а также состояние ее здоровья, суд считает возможным освободить Привалову А.В. от возмещения процессуальных издержек, связанных с оплатой труда адвоката.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Привалову ФИО14 виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и назначить ей наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

На основании ч.2 ст.99 УК РФ назначить Приваловой ФИО15 принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра по месту отбывания наказания.

Меру пресечения Приваловой А.В. — заключение под стражу — оставить до вступления приговора в законную силу.

Срок отбытия наказания исчислять с 20 февраля 2011 года.

Вещественные доказательства — 2 ножа, фрагмент ножа в виде рукояти и лезвия, смывы вещества бурого цвета с полотна двери, дверного косяка, пола отапливаемой и неотапливаемой веранды, поверхности кухонного гарнитура, 6 окурков, фрагмент стекла со следами вещества бурого цвета, предметы постельного белья, образцы крови, слюны, предметы одежды Приваловой А.В., штаны черного цвета, носки светлого цвета, футболка черного цвета, образец крови и подногтевое содержимое, 20 препаратов кожи с ранами ФИО3, предметы одежды ФИО3: кофта, рубашка, трусы, пара носков, брюки, трико, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Исилькульского межрайонного следственного отдела, — уничтожить; мобильный телефон, хранящийся в камере хранения вещественных доказательств Исилькульского межрайонного следственного отдела, — возвратить по принадлежности потерпевшей.

Приговор может быть обжалован в Омский областной суд через Москаленский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной Приваловой А.В. в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе в течение 10 суток со дня вручения копии приговора, кассационной жалобы или кассационного представления, затрагивающего ее интересы, ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья М.А. Шукенова