Дело № 2-620/2010 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерациир.п. Москаленки 23 декабря 2010 года
Москаленский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Кириенко И.С.,
при секретаре Руденко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию полигона твердых бытовых отходов и кладбища и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Москаленского района обратился в суд в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию полигона твердых бытовых отходов и кладбища и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона. В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки деятельности Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем 01 марта 2010 года было выписано предписание об устранении выявленных нарушений; также было предложено до 20 октября 2010 года на полигоне твердых бытовых отходов по направлению от с. Элита 1930 м на юго-запад установить указатели, ликвидировать несанкционированные свалки вокруг полигона, провести обваловку, регулярно прочищать подъездные пути, регулярно осуществлять буртовку мусора, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка на полигон, разработать программу производственного контроля и произвести его; на кладбище установить ограждение и мусоросборники, провести дератизационные мероприятия. Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Дальнейшая эксплуатация полигона твердых бытовых отходов и отсутствие предусмотренных законом мероприятий по его содержанию и обслуживанию является незаконным, влечет загрязнение территории, не отведенной для размещения мусора, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, представляет опасность для жизни и здоровья населения, способствует массовому распространению инфекционных заболеваний, то есть возникновению на территории района чрезвычайной ситуации. При этом ответчиком каких-либо мер, направленных на приведение свалки в соответствие с требованиями закона, предупреждение чрезвычайной ситуации, не предпринимается. В связи с этим просит признать незаконным бездействие Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области по надлежащему содержанию полигона промышленных отходов, расположенного на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, от с. Элита 1930 м по направлению на юго- запад, а также кладбища, расположенного на территории поселения, обязать ответчика установить на полигоне ТБО указатели, ликвидировать несанкционированные свалки вокруг полигона, провести обваловку полигона, регулярно прочищать подъездные пути, произвести буртовку мусора, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка на полигон ТБО, разработать программу производственного контроля для полигона ТБО и произвести производственный контроль; на кладбище, расположенном на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, установить ограждение и мусоросборники, провести дератизационные работы на территории кладбища и разработать программу производственного контроля по колодцам.
В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Москаленского района Омской области Черемнов А.А. исковые требования уточнил следующим образом: просил признать незаконным бездействие Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области по надлежащему содержанию полигона твердых бытовых отходов, расположенного на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, от с. Элита 1930 м по направлению на юго- запад, а также кладбища, расположенного на территории поселения, обязать ответчика организовать установку на полигоне твердых бытовых отходов указателей, ликвидацию несанкционированных свалок вокруг полигона, обваловку полигона, регулярное прочищение подъездных путей, буртовку мусора, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка на полигон, разработать программу производственного контроля для полигона и произвести производственный контроль; на кладбище, расположенном на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, организовать установку ограждения и мусоросборников, проведение дератизационных работ на территории кладбища. С учетом уточнений поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Глава Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Железнякова О.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора Москаленского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ч.1 ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ отражено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как было установлено в судебном заседании, в ходе проведения 01 марта 2010 года проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района были установлены факты нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что отражено в соответствующем предписании об устранении выявленных нарушений от 01 марта 2010 года №153 (л.д. 26-29), в котором также отражены сроки исполнения мероприятий. Кроме того, ответчику было предложено до 20 октября 2010 года на полигоне ТБО по направлению от с. Элита 1930 м на юго-запад ликвидировать несанкционированные свалки вокруг полигона, регулярно прочищать подъездные пути, провести обваловку, регулярно осуществлять буртовку мусора, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка на полигон ТБО, разработать программу производственного контроля и произвести его; на кладбище Элитовского сельского поселения установить ограждение и мусоросборники, провести дератизационные мероприятия на территории кладбища, разработать программу производственного контроля по колодцам.
Из акта проверки от 12 ноября 2010 года №4163 в/п, составленного ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе (л.д. 23-25), следует, что до настоящего времени указанные нарушения не устранены, чем нарушаются п.п. 5, 3, 6, 6.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых промышленных отходов», п.3.1, 7.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений похоронного значения», п.п.2.3, 2.4 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», п.п.2.1, 2.4СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий».
При этом, как было установлено в судебном заседании, меры, направленные на приведение свалки в соответствии с требованиями закона, предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, Администрацией Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района не принимается.
Так, согласно ст.14 Федерального Закона РФ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права 55 АГ №067405 от 17 декабря 2009 года, технического паспорта (л.д. 15, 17-20), Москаленский муниципальный район Омской области являлся собственником свалки бытовых отходов, расположенной от с. Элита Москаленского района 1930 по направлению на юго-запад площадью 40000 кв. м.
Однако, как следует из материалов дела, полигон твердых бытовых отходов, расположенный на территории Элитовского сельского поселения, был передан ответчику Москаленским муниципальным районом, представляемым Комитетом по экономической политике и управлению имуществом Москаленского муниципального района в лице председателя М, по договору о безвозмездной передаче имущества (л.д. 10, 11, 12, 13-14).
Из объяснения Главы Элитовского сельского поселения Железняковой О.В. от 24 ноября 2010 года (л.д. 21) следует, что мероприятия, указанные в предписании от 12 ноября 2010 года, не проведены по причине отсутствия денежных средств.
Как следует из материалов дела, в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 КоАП РФ (л.д. 31-33).
В ст.13 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №8-ФЗ отражено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В ст.13 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В ст.12 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» определено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.
В п. 1.2 Санитарных правил СПК 2.1.7 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», отражено, что данные Санитарные правила являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, эксплуатацией и рекультивацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Согласно ч.2 ст.2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Несоблюдение Администрацией Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области вышеуказанных законных требований нарушает интересы РФ, а также права неопределенного круга лиц, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения. Непринятие мер по устранению данных нарушений законодательства не соответствует требованиям, предусмотренным федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Представитель ответчика иск признала, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области по надлежащему содержанию полигона твердых бытовых отходов, расположенного на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от с. Элита 1930 метров по направлению на юго-запад, а также кладбища, расположенного на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, незаконным.
Обязать Администрацию Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области организовать на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от с. Элита 1930 метров по направлению на юго-запад, установку указателей, ликвидацию несанкционированных свалок вокруг полигона, обваловку полигона, регулярное прочищение подъездных путей, буртовку мусора, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на отвод земельного участка на полигон, разработать программу производственного контроля для полигона и произвести производственный контроль; на кладбище, расположенном на территории Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, организовать установку ограждения и мусоросборников, проведение дератизационных работ на территории кладбища.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение 10 дней.
Решение вступило в законную силу 12 января 2011 г.
Судья И.С. Кириенко