Дело № 2-34/2011 г.
Именем Российской Федерации
р.п. Москаленки Омской области 14 марта 2011 года
Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яновича Д.Н.,
при секретаре судебного заседания Гаас Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дитман <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Москаленском районе Омской области об установлении специального стажа для назначения пенсии за выслугу лет и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Дитман О.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению ПФ РФ в Москаленском районе Омской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование заявленных требований истица указала, что 28.10.2010 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Москаленском районе Омской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности. Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Москаленском районе Омской области от 08.11.2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ был мотивирован отсутствием у нее требуемого стажа - 25 лет на соответствующих видах работ. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы музыкальным руководителем детского сада с 01.08.1988 г. по 10.09.1995 г., курсы повышения квалификации с 25.03.2002 г по 29.03.2002 г., с 10.11.2003 г. по 29.11.2003 г., с 07.04.2008 г. по 18.04.2008 г., карантин с 09.02.2000 г. по 13.02.2000 г., низкий температурный режим с 29.11.2000 г. по 13.12.2000 г. С данным решением она не согласна, так как считает, что в вышеуказанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, ввиду чего данные периоды должны быть включены в ее специальный стаж.
В судебном заседании истица и ее представитель Головко Е.В. уточнили исковые требования, просили исключить из заявленных требований период с 25.03.2002 г. по 29.03.2002 г., как ошибочно указанный в качестве курсов повышения квалификации, тогда как данный период является отпуском без сохранения заработной платы. В остальной части заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ГУ-УПФР в Москаленском районе Омской области Мороз К.В., действующая на основании приложенной доверенности, исковые требования истицы признала частично и пояснила, что Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, содержит указание на работу в должности "музыкального руководителя". В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанным лицам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада) независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Однако Дитман О.В. предоставила архивную справку № 480 от 02.07.2010 г., в которой подтверждается факт работы в период с 01.08.1988 г. по 10.09.1995 г. в должности музыкального руководителя детского сада, но без указания нормы рабочего времени (учебной нагрузки) за ставку заработной платы. В связи с чем не представляется возможным определить норму рабочего времени за период с 01.08.1988 г. по 10.09.1995 г. Вместе с тем Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 г., непосредственно не предусматривалась должность «музыкального руководителя». Однако, разъяснение № 19, утвержденное постановлением Госкомтруда от 17.05.1960 г. № 662, предусматривало возможность назначения пенсии за выслугу лет музыкальному руководителю в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах как руководителю-воспитателю (воспитателю). Данное обстоятельство позволило работу в должности музыкального руководителя приравнять к работе в должностях, поименованных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. С 01 октября 1993 г. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 признанно недействующим (Постановление № 953 от 22.09.1993 г.). В связи с вышеизложенным, нет правовых оснований для включения периода работы Дитман О.В. в должности музыкального руководителя в детском саду с 01.10.1993 г. по 09.1995 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, полагает, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации, карантина. Также не согласна с требованиями о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины и услуг представителя.
Изучив материалы дела и выслушав стороны, их представителей, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Дитман О.В. по следующим основаниям:
Согласно трудовой книжке (л.д. 8-20) и иных материалов дела Дитман О.В. с 01 августа 1988 г. по 10 сентября 1995 г. работала музыкальным руководителем детского сада учхоза Курганского СХИ.
28 октября 2010 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельсности.
Решением № 530 от 08.11.2010 г. Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Москаленском районе Дитман О.В. отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 26).
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 28 от 08 ноября 2010 г. (л.д. 25) следует, что в специальный стаж, дающий право на пенсию, не были зачтены периоды работы Дитман О.В. в учхозе Курганского СХИ музыкальным руководителем д/сада с 01.08.1988 г. по 10.09.1995 г., карантин с 09.02.2000 г. по 13.02.2000 г., низкий температурный режим с 29.11.2000 г. по 13.12.2000 г., курсы повышения квалификации с 25.03.2002 г. по 29.03.2002 г., с 10.11.2003 г. по 29.11.2003 г., с 25.03.2005 г. по 25.03.2005 г., с 07.04.2008 г. по 18.04.2008 г.
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002года N781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Судом установлено, что истица работала в должности музыкального руководителя детского сада Учхоз Курганского СХИ с 1 августа 1988года по 10 сентября 1995года, что подтверждается записью в трудовой книжки (л.д. 10), архивной справкой № 480 от 02.07.2010 г. Администрации Кетовского района Курганской области
При определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости суд руководствуется Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года №1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960года №19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя детского сада в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение истицы в области пенсионного обеспечения, а потому применению не подлежат.
В связи с изложенным суд полагает необходимым включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы Дитман О.В. в должности музыкального руководителя в детском саду с 01.08.1988 г. по 30.09.1993 г. Таким образом, суд считает незаконным отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Москаленском районе Омской области в не включении Дитман О.В. вышеуказанного периода работы, в связи с чем исковые требования истицы в данной части подлежат удовлетворению. В указанной части исковые требования не оспаривались и ответчиком, что следует из письменного отзыва (л.д. 29-32) и пояснений представителя ответчика в судебном заседании.
При этом нет правовых оснований для включения периода работы Дитман О.В. в должности музыкального руководителя в детском саду с 01.10.1993 г. по 10.09.1995 г., поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время пунктом3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993года указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года N1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года N463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, в период с 1 октября 1993года по 1 ноября 1999года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом10 пункта1 статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002года N781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств о выполнении Дитман О.В. в период с 01.10.1993 г. по 10.09.1995 г. нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада) в должности музыкального руководителя, суду предоставлено не было, в связи с чем суд не может включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы Дитман О.В. в должности музыкального руководителя в детском саду с 01.10.1993 г. по 10.09.1995 г.
Так же не подлежит включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды карантина с 09.02.2000 г. по 13.02.2000 г. и низкого температурного режима с 29.11.2000 г. по 13.12.2000 г., поскольку действующее пенсионное законодательство, в частности, положения Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, не предусматривает включение указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ.
В месте с тем в силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Выпиской из приказа директора школы № 49-О от 25.03.2002 г. (л.д. 46) и приказом № 9-0 от 31.03.2008 г. (л.д. 47) подтверждается, что Дитман О.В. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в периоды:
- с 10.11.2003 г. по 29.11.2003 г., что также подтверждается свидетельством о повышении квалификации (л.д. 49);
- с 07.04.2008 г. по 18.04.2008 г., что также подтверждается удостоверением о краткосрочном повышении квалификации (л.д.48).
Учитывая, что в периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации трудовой договор с нею не расторгался, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились необходимые отчисления, данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В связи с изложенным суд считает неправомерным решение комиссии ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Москаленском районе о не включении в стаж периодов работы истицы с 01.08.1988 г. по 30.09.1993 г. (5 лет 1 месяц 29 дней); с 10.11.2003 г. по 29.11.2003 г. (20 дней); с 07.04.2008 г. по 18.04.2008 г. (12 дней). Исковые требования Дитман О.В. о включении указанных периодов в специальный стаж подлежат удовлетворению.
Как указано в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 28 от 08 ноября 2010 г. (л.д. 25), специальный стаж Дитман О.В., дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, составил на дату обращения (28.10.2010 г.) 18 лет 4 месяца 19 дней.
Таким образом, на день обращения в ГУ УПФ РФ в Москаленском районе специальный стаж работы истицы составил с учетом включенных судом спорных периодов 23 года 7 месяцев 20 дней (18 лет 4 месяцев 19 дней + 5 лет 1 месяц 29 дней + 20 дней + 12 дней).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как было установлено в судебном заседании, истица обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Москаленском районе с соответствующим заявлением 28 октября 2010 г., в судебном заседании она просила обязать ответчика назначить ей выплату пенсии именно с этой даты.
Однако, учитывая, что на день обращения Дитман О.В. с заявлением о назначении ей пенсии, у нее не имелось требуемого 25-летнего стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, исковые требования об обязании ответчика назначения досрочной трудовой пенсии по старости суд оставляет без удовлетворения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Квитанцией от 09.12.2010 г. (л.д. 7) подтверждается факт оплаты Дитман О.В. государственной пошлины.
В связи с удовлетворением исковых требований Дитман О.В., суд считает необходимым взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Квитанцией № 000052 от 03.12.2010 г. (л.д. 23) подтверждается факт оплаты Дитман О.В. услуг представителя в размере 2300 рублей.
В связи с изложенным, а также в соответствии с принципами разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 2300 рублей, полагая указанную сумму соразмерной объему юридической помощи (составление искового заявления в суд, юридические консультации, представительство в суде), оказанной Дитман О.В. ее представителем.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленный иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Москаленском районе Омской области включить Дитман Ольге Валентиновне в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 01 августа 1988 года по 30 сентября 1993 года в должности музыкального руководителя детского сада учхоза Курганского СХИ; периоды нахождения с 10 ноября 2003 года по 29 ноября 2003 года, с 07 апреля 2008 года по 18 апреля 2008 года на курсах повышения квалификации.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 2300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Д.Н. Янович
Верно.
Решение вступило (не вступило) в законную силу « » __ __ г.
Судья ________________________
Ф.И.О.
Секретарь ________________________
Ф.И.О.
« » _______ г.