Дело № 2-173/2011 г.Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
р.п. Москаленки Омской области 25 апреля 2011 года
Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яновича Д.Н. при секретаре Гаас Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойлова <данные изъяты> к Администрации Москаленского муниципального района Омской области, Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Самойлов А.А. обратился в суд с иском к Администрации Москаленского муниципального района Омской области и Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения, в обоснование иска указав, что является ветераном ВОВ, состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14.03.1996 года. Полагал, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение собственным жильем за счет средств государства. В предоставлении государственной поддержки на приобретение жилья ему было отказано. Просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании Самойлов А.А. поддержал заявленный иск, уточнив заявленные требования, просил признать за ним как ветераном ВОВ право на обеспечение жильем за счет средств государства и обязать ответчиков включить в список граждан, претендующих на получение выплат на обеспечение жильем за счет средств государства, признать бездействие Администрации Москаленского муниципального района Омской области и Москаленского городского поселения в части не предоставления ему жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» незаконным. Дополнительно пояснил, что он является тружеником тыла, имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах». В настоящее время он проживает один в двухкомнатной благоустроенной квартире, принадлежащей его сыну. В своей собственности жилых помещений не имеет.
Представитель Администрации Москаленского муниципального района Омской области Ковтунов С.Л., действующий на основании доверенности от 01.08.2010 года № 10 (л.д. 49), иск не признал, пояснив, что поскольку Самойлов А.А. имеет права и льготы ветерана ВОВ, предусмотренные статьей 20 ФЗ от 12 января 1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах», у него нет права на получение жилья за счет средств государства. По данной причине Самойлов А.А. не был включен в список граждан, претендующих на получение выплат на обеспечение жильем за счет средств государства.
Представители Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области Лаптева Г.В. и Контур И.П., действующие на основании представленных доверенностей от 15.10.2010 года № 217 и 07.12.2010 года № 355 (л.д. 15, 50), иск не признали, сославшись на неправомерность заявленных требований, утверждая, что право на получение мер социальной поддержки по обеспеченью жильем труженикам тыла по статье 20 ФЗ «О ветеранах» не предусмотрено. С 14.03.1996 г. Самойлов А.А. состоит в списке нуждающихся на улучшение жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом РФ и согласно очередности ему в дальнейшем будет предоставлено муниципальное жилье.
Министерство труда и социального развития Омской области участия в деле не принимало, направило в адрес суда письменный отзыв, в котором указало, что Администрацией Москаленского района в Министерство список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором указан Самойлов А.А., не направлялся (л.д. 11-13).
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Москаленскому району Вейс А.В., действующая на основании доверенности от 11.02.2011 г. № 46 (л.д. 16), полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по причине отсутствия оснований для предоставления Самойлову А.А. социальных выплат для приобретения жилья.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований Самойлова А.А.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что Федеральным законом «О ветеранах» установлена дифференциация правового регулирования объема мер социальной поддержки для различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из принадлежности граждан к той или иной категории.
Так, подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено в качестве одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2 указанной статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Из п. 3 названной статьи следует, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
В соответствии с п. 3.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Как видно из дела, Самойлов А.А. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 5). Истец состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14.03.1996 года, что подтверждается справкой Администрации Москаленского городского поселения (л.д. 6) и списком очередности граждан Москаленского района по улучшению жилищных условий (л.д. 61-64). Самойлов А.А. с 24.09.1988 г. проживает в двухкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: Омская область, р.п. Москаленки, <адрес>, принадлежащей его сыну Самойлову Г.А. (л.д. 57, 65-67). В настоящее время по указанному адресу истец проживает один, его сын вместе с семьей проживает с 21.06.1988 года в квартире по адресу: Омская область, р.п. Москаленки, <адрес> (л.д. 58-60). Из пояснений Самойлова А.А. следует, что во время Великой Отечественной войны он не принимал непосредственного участия в боевых действиях, был тружеником тыла, инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин не является.
Самойлов А.А. относится согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к категории лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Правовое регулирование мер социальной поддержки указанной выше категории ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе и Самойлова А.А., закреплено в ст. 20 указанного Федерального закона, согласно которой меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов на территории Омской области утвержден Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Постановления право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями имеют проживающие на территории Омской области:
1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, действующим в сфере регулирования правоотношений по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны мер социальной поддержки законодательством право на обеспечение жильем за счет государства предусмотрено только в отношении тех категорий лиц, которые прямо указаны в законе. Как следует из вышеприведенных норм, указанная мера социальной поддержки для такой категории ветеранов Великой Отечественной войны как труженики тыла, как федеральным законодательством, так и законодательством Омской области не предусмотрена.
В указанной связи, основываясь на дифференциации правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам Великой Отечественной Войны, суд приходит к выводу, что с учетом принадлежности Самойлова А.А. к определенной категории ветеранов Великой Отечественной войны (п.п. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах») и установленных в законе конкретных категорий лиц, имеющих право на обеспечение собственным жильем за счет государства, к которым истец не относится, правовых оснований для предоставления Самойлову А.А. мер социальной поддержки в виде социальной выплаты для приобретения или строительства жилья не имеется.
Доводы Самойлова А.А. о том, что Федеральным законом от 21.12.2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» были внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», согласно которым право на социальную поддержку в виде социальной выплаты для приобретения или строительства жилья было предоставлено всем ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе труженикам тыла, не соответствуют действительности, поскольку указанным Федеральным законом не был расширен перечень категорий лиц, которым предоставлено право на получение указанной выше меры социальной поддержки, а были лишь внесены изменения в существовавший ранее порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем тех категорий лиц, которым право на указанную меру социальной поддержки было предоставлено ранее в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (категорий граждан, установленных статьями 14, 15, 17-19 и 21 указанного Федерального закона).
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» также не установлено каких-либо дополнительных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, которым предоставлено право на получение собственного жилья за счет государства.
На основании изложенного, суд, не оспаривая нуждаемость Самойлова А.А. в улучшении жилищных условий, не находит законных оснований для удовлетворения его требований о признании за ним как ветераном Великой Отечественной войны права на предоставление меры социальной поддержки в виде социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, включении в списки граждан, претендующих на предоставление указанной меры социальной поддержки, признании незаконным бездействия ответчиков в части не предоставления ему жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». При этом Самойлов А.А. не лишен возможности улучшения своих жилищных условий с учетом очередности в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором он стоит под номером 22 (л.д. 61), в общем порядке в соответствии с законодательством в жилищной сфере. Что касается иных мер социальной поддержки, то Самойлову А.А. предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг, зубопротезированию и другие меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для тружеников тыла, что не оспаривается Самойловым А.А. и было им подтверждено в судебном заседании при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самойлова <данные изъяты> к Администрации Москаленского муниципального района Омской области и Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Д.Н. Янович
Верно.
Решение вступило (не вступило) в законную силу « » __ __2011 г.
Судья _____________________
Ф.И.О.
Секретарь _____________________
Ф.И.О.
«____» _________________ г.