Дело № 2-514/2011 г. при секретаре Руденко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Москаленского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Тумановского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района о признании незаконным бездействия по не установке аварийного источника электропитания и о наложении обязанности приобрести и установить аварийный источник электропитания, УСТАНОВИЛ: Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Тумановского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района о признании незаконным бездействия по не установке аварийного источника электропитания и о наложении обязанности приобрести и установить аварийный источник электропитания. В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что котельные, переданные ООО «Коммунальник» по договору аренды недвижимого имущества Администрацией Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрацией Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрацией Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрацией Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрацией Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрацией Тумановского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрацией Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района, являются объектами, отапливающими жилой сектор, т.е. объектами социальной значимости. При этом установлено, что котельная № 6 в с. Ильичевка, котельная № 16 в с. Новоцарицыно, котельная № 17 в с. Шевченко, котельная № 9 в с. Екатериновка и котельная № 11 в дер. Розенталь, котельная № 22 в с. Алексеевка, котельная, 15 в с. Тумановка, котельная № 12 и 13 в с. Красное Знамя не оснащены аварийными источниками питания. В связи с отсутствием резервных источников электропитания на указанных котельных в сельских поселениях в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены, в том числе права граждан на пользование тепло-энергоснабжением в полном объеме, создана угроза их жизни, здоровью, в том числе несовершеннолетних детей, причинением значительного материального ущерба. В судебном заседании истец помощник прокурора Москаленского района Омской области Демченко О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях, при этом уточнила: просила признать незаконным бездействие ответчиков по не установке резервного источника электропитания и о наложении обязанности приобрести и установить резервный источник электропитания. Ответчики представители администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Мухамеджанов А.Ш., администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Шакпутова С.Х., администрации Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Понамерева Т.И., администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Кулик Н.Н., администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Головко Е.В. и Кузнецов С.А., администрации Тумановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Маслеха Н.В., требования прокурора в судебном заседании не признали, пояснив, что оборудование, которое находится в котельных, поселениям не принадлежит, в переданы только здания котельных. При этом они не оспаривали, что котельные не оснащены резервными источниками электропитания. Представитель администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Меженов А.И. в судебное заседание не явился, в телефонограмме просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора не признал. Представитель ответчика администрации Москаленского муниципального района Омской области по доверенности Трич А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что в соответствии со ст.ст. 113, 114 Правил функционирования различных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, резервный источник снабжения электроэнергией в случае, если условием договора с 1 и 2 категории надежности предусмотрено его наличие устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введения ограничения потребителем электрической энергии. В данном случае потребителем является ООО «Теплосервис», соответственно он и должен устанавливать резервные источники питания. Представитель ответчика ООО «Теплосервис» Свириденко Л.В. в судебном заседании исковые требования считала неподлежащими удовлетворению, полагала, что ООО «Теплосервис» не несет обязанность по установке резервных источников электропитания. Представитель третьего лица ОАО «Омская энергоснабжающая компания» по доверенности Колмакова Т.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала, при этом пояснила, что резервные источники питания электроэнергии должны быть установлены на каждой котельной, так как перерыв в их энергоснабжении может повлечь за собой опасность для жизни людей. В случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены права граждан на пользование тепло-энергоснабжением в полном объеме, создана угроза их жизни, здоровью, в том числе несовершеннолетних детей, причинение значительного материального ущерба. В соответствии с Правилами электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взамен резервирующих источников питания и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Представитель третьего лица ООО «Коммунальник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, возражений по иску не представил. Представитель третьего лица комитета по экономической политике и управлению имуществом Администрации Москаленского муниципального района Омской области Махт М.И. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора незаконны и необоснованны, поскольку здания котельных и теплотрассы, находящиеся в муниципальной собственности вышеуказанных сельских поселений, 12.08.2011 года данное имущество было передано Администрацией Москаленского муниципального района Омской области в аренду в ООО «Теплосервис», которое должно обеспечивать установку резервных источников электропитания на вышеперечисленных котельных. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора Москаленского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Статья 15 Конституции РФ предусматривает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 года организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Настоящие Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией. В соответствии с п.п.113,114 указанных Правил в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя. Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. Пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, установлена следующая процедура технологического присоединения: подача заявки на заключение договора; выполнения сторонами мероприятий по договору и др. Кроме того, п. 9 указанных Правил предусмотрено, что заявитель указывает уровень надежности энергопринимающих устройств. Согласно п. 1.1.1 Правил устройства электроустановок утвержденных Приказом Министерства Энергетики РФ от 08.07.2002 года № 204 данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, в зависимости от чего устанавливаются требования о наличии резервных источников электропитания (п.п. 1.2.18, 1.2.19 Правил). На основании Закона Омской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Москаленским муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области, утвержден перечень муниципального имущества, безвозмездно переданного из собственности Москаленского муниципального района Омской области в собственность поселений: - Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: здание котельной № 6, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Ильичевка, ул. Школьная, д. 2а; - Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: здание котельной № 16, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Новоцарицыно, ул. Первомайская, д. 24; - Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: здание котельной № 9, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Екатериновка, ул. Центральная, д. 1г, и здание котельной № 11, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, дер. Розенталь, ул. Центральная, д. 36а; - Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: здание котельной № 17, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, ул. Кузнечная, д. 38; - Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: здание котельной № 22, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Алексеевка, ул. Механизаторов, д. 2; - Тумановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: здание котельной № 15, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Тумановка, ул. Восточная, д. 4; - Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: здание котельной № 12, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Красное Знамя, ул. Школьная, д. 21, и здание котельной № 13, находящейся по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Красное Знамя, ул. Северная, д. 25. В судебном заседании установлено, что вышеперечисленные котельные, принадлежат на праве собственности данным сельским поселениям Москаленского муниципального района на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности, копии которых имеются в материалах дела. На основании Распоряжения Главы Москаленского муниципального района Омской области № 874 от 08.08.2011 г. в связи с реорганизацией отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Москаленском муниципальном районе Омской области у предприятия ООО «Коммунальник» изъято находящееся в аренде имущество: здание котельной № 22 с. Алексеевка с оборудованием; здание котельной № 9 с. Екатериновка с оборудованием; здание котельной № 6 с. Ильичевка с оборудованием; здание котельной № 11 дер. Розенталь с оборудованием; здание котельной № 12 с. Красное Знамя с оборудованием; здание котельной № 13 с. Красное Знамя с оборудованием; здание котельной № 15 с. Тумановка с оборудованием; здание котельной № 17 с. Шевченко с оборудованием. Факт отсутствия резервных источников энергоснабжения, подтверждается информацией ООО «Коммунальник». Данные обстоятельства не оспариваются сторонами. В соответствии с п.п. 1.2.18 и 1.2.19 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минпромэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, котельные относятся к первой либо второй категории электроприемников поскольку перерыв в их электроснабжении может повлечь за собой опасность для жизни либо здоровья людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства к которым можно отнести, в том числе котельные, объектов связи, либо нарушению нормальной деятельности значительного количества сельских жителей. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 года предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в связи с отсутствием резервных источников питания на котельных, расположенных по вышеуказанным адресам, ответчиками- Администрациями вышеперечисленных сельских поселений нарушаются интересы неопределенного круга лиц в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации и могут быть нарушены права граждан на пользование теплоснабжением в полном объеме. Создана угроза их жизни и здоровья, их имуществу причинением значительного материального ущерба. Также могут быть нарушены конституционные права нанимателей и собственников жилых помещений, производящих оплату за коммунальные услуги в полном объеме. В связи с изложенным, доводы ответчиков- представителей вышеперечисленных Администраций сельских поселений Москаленского района Омской области об отказе в удовлетворении заявленных требований признаются судом несостоятельными и противоречащими закону. В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины ответчики освобождены. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Тумановского сельского поселения Москаленского муниципального района, Администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района по не установке резервного источника электропитания. Обязать: Администрацию Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района приобрести и установить на котельную № 6, расположенную по адресу: ул. Школьная, 2а, с. Ильичевка, Москаленского района, Омской области резервный источник электропитания, Администрацию Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района приобрести и установить на котельную № 16, расположенную по адресу: ул. Первомайская, 24, с. Новоцарицыно, Москаленского района, Омской области резервный источник электропитания, Администрацию Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района приобрести и установить на котельную № 9, расположенную по адресу: ул. Центральная, 1г, с. Екатериновка, Москаленского района, Омской области и на котельную № 11, расположенную по адресу: ул. Центральная, 36 а, дер. Розенталь, Москаленского района, Омской области резервные источники электропитания, Администрацию Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района приобрести и установить на котельную № 17, расположенную по адресу: ул. Кузнечная, 38, с. Шевченко, Москаленского района, Омской области резервный источник электропитания, Администрацию Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района приобрести и установить на котельную № 22, расположенную по адресу: ул. Механизаторов, 2, с. Алексеевка, Москаленского района, Омской области резервный источник электропитания, Администрацию Тумановского сельского поселения Москаленского муниципального района приобрести и установить на котельную № 15, расположенную по адресу: ул. Восточная, 4, с. Тумановка, Москаленского района, Омской области резервный источник электропитания, Администрацию Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района приобрести и установить на котельную № 12, расположенную по адресу: ул. Школьная, 21, с. Красное Знамя, Москаленского района, Омской области и на котельную № 13, расположенную по адресу: ул. Северная, 25, с. Красное Знамя, Москаленского района, Омской области резервные источники электропитания. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись И.С. Кириенко Верно. Решение вступило (не вступило) в законную силу «____»______________2011 г. Судья _______________________ Ф.И.О. Секретарь _______________________ Ф.И.О. « » _______ г.р.п. Москаленки Омской области 14 сентября 2011 года
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Кириенко И.С.,