р.п. Москаленки Омской области 25 октября 2011 года Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яновича Д.Н., с участием прокурора Шершнева А.С., при секретаре Гаас Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Москаленского района Омской области в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Суховой <данные изъяты> <данные изъяты> к Администрации Москаленского муниципального района Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Суховую <данные изъяты> и включить ее в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальные поддержки по обеспечению жилыми помещениями, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Суховой В.Р. к Администрации Москаленского муниципального района Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Суховую В.Р. и включить ее в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальные поддержки по обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка деятельности администрации Москаленского муниципального района и Министерства труда и социального развития Омской области на предмет соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой было установлено, что 06.06.2010 г. к главе Шевченковского сельского поселения обратилась вдова участника Великой Отечественной войны Суховая В.Р. с письменным заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что ее дом не пригоден для постоянного проживания. Глава Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области признал Суховую В.Р. нуждающейся в предоставлении жилья и поставил ее на учет. Распоряжением главы Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области дом, в котором проживет Суховая В.Р., по адресу: с. Шевченко, <адрес>, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Однако Министерством труда и социального развития Омской области было отказано в принятии Суховой В.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по основаниям, что принятие ее на учет возможно не ранее чем через 5 лет со дня совершения отчуждения жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности. В результате проверки было установлено, что Суховая В.Р. 16.04.2010 г. подарила земельный участок и жилой дом Суховому А.С., что, по мнению прокурора, не может служить основанием для исключения ее из списка нуждающихся в жилом помещении, поскольку указанный жилой дом является опасным и не пригодным для проживания и подлежит сносу. Просил обязать ответчиков принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдову участника ВОВ Суховую В.Р. и включить ее в список ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на социальные поддержки по обеспечению жилыми помещениями. В судебном заседании прокурор поддержал заявленный иск в полном объеме, уточнил заявленные требования, просил признать за Суховой <данные изъяты> как вдовой участника Великой Отечественной войны право на обеспечение жильем за счет средств государства и обязать Администрацию Москаленского муниципального района Омской области включить Суховую <данные изъяты> в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, претендующих на получение социальных выплат на обеспечение жильем за счет средств государства. Суховая В.Р. в судебное заседание не явилась, как видно из заявления, просила дело рассмотреть без ее участия, исковые требования прокурора поддержала. Представитель Администрации Москаленского муниципального района Омской области Трич А.В., действующий на основании доверенности №, иск признал, пояснив, что жилой дом действительно не пригоден для проживания, Суховая В.Р. нуждается в жилом помещении. Письмо в адрес Суховой В.Р. от 25.05.2011 г. об отказе по включению в список граждан, претендующих на получение социальных выплат, было составлено на основании письма Министерства труда и социального развития Омской области от 22.12.2010 г. Министерство труда и социального развития Омской области участия в деле не принимало, по неизвестной причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением. Представитель третьего лица Администрации Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области - глава администрации Понамарева Т.И. в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснив, что дом, в котором проживает Суховая В.Р., необходимо сносить, другого жилья у нее нет. Исследовав письменные материалы по делу, выслушав лиц, участвующих в деле суд находит исковое заявление прокурора Москаленского района Омской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7). Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Согласно п. 3.1. ст. 23.2 указанного ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Омской области от 26июля 2006г. N99-п Как видно из представленных документов, Суховая В.Р. является вдовой участника Великой Отечественной войны Сухового <данные изъяты>, который принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне с октября 1941 года по май 1945 года, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) военного комиссариата <адрес>. Согласно удостоверению № (л.д. 14) Суховой <данные изъяты> имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны. Свидетельством о браке ФЕ № (л.д. 15) подтверждается, что Суховой <данные изъяты> и Шевченко <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вступили в брак, о чем в книге записей актов гражданского состояния о браке № произведена соответствующая запись за №. После регистрации брака жене присвоена фамилия Суховая. В соответствии со свидетельством о смерти I-КН № (л.д. 17) Суховой <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ Согласно удостоверению серии В № (л.д. 18) Суховая В.Р. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Также она имеет удостоверение серии ВВ № ветерана ВОВ имеющей права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 19). Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что Суховая В.Р. является вдовой участника Великой Отечественной войны и соответственно имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. № 99-п. В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статьей 15 ЖК РФ определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. (далее - Положение) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В главе IV Положения определен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Согласно письму Министерства труда и социального развития Омской области от 22.12.2010 г. (л.д. 38) обращение Суховой В.Р. было рассмотрено. В принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано, по основаниям, что она имела в собственности жилое помещение, которое подарила Суховому А.С. В связи с чем принятие ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возможно, не ранее чем через 5 лет со дня совершения отчуждения жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности. Аналогичный ответ был дан Суховой В.Р. администрацией Москаленского муниципального района Омской области 25.05.2011 года № (л.д. 36). В судебном заседании было установлено, что 06.06.2010 года к главе Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области обратилась вдова участника Великой Отечественной войны Суховая В.Р. с письменным заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что ее дом не пригоден для постоянного проживания (л.д. 10). Суховая В.Р. зарегистрирована и проживает одна по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, <адрес>, что подтверждается справками администрации Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) и № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Суховая В.Р. имела в собственности жилой дом и земельный участок по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, <адрес>. Данные обстоятельства также подтверждаются справкой № о принадлежности объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства». Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) правообладателем жилого дома по вышеуказанному адресу являлась до ДД.ММ.ГГГГ Суховая В.Р., в настоящее время правообладателем жилого дома по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, <адрес> является Суховой <данные изъяты>. Изложенное объективно подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 20) из которой следует, что Суховой А.С. имеет в собственности жилой дом по вышеуказанному адресу на основании договора дарения земельного участка и жилого лома от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № (л.д. 33) глава Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области признала вдову участника ВОВ Суховую В.Р. нуждающейся в постановке на учет как нуждающуюся в предоставлении жилья. 10.02.2011 года специалисты ЗАО Института по проектированию объектов сельского, гражданского, промышленного назначения «Омскагростройпроект» провели обследование технического состояния одноквартирного жилого дома по <адрес>, в с. Шевченко, Москаленского района, Омской области. По результатам обследования был составлен отчет (л.д. 39-53) и сделан вывод о том, что физический износ жилого дома по адресу: <адрес> в с. Шевченко составил более 90%, дом находится в аварийном состоянии и представляет угрозу для жизни людей. Указанный жилой дом в соответствии с выводами экспертов не пригоден для проживания в связи с физическим износом здания в процессе эксплуатации в целом, приводящим к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания. Обнаруженные дефекты носят массовый, прогрессирующий и накопительный характер. При существующей скорости развития дефектов и повреждений в скором времени состояние несущих конструкций не будет удовлетворять эксплуатационным требованиям. Таким образом, дом подлежит сносу. На основании указанного отчета по обследованию технического состояния дома 05.03.2011 г. глава Шевченковского сельского поселения издала распоряжение №-од и признала непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу жилой дом по адресу: 646088, Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, <адрес> (л.д. 34). В суде нуждаемость Суховой В.Р. в жилом помещении оспорена не была. При таких обстоятельствах и с учетом положения п.п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ суд приходит к выводу, что Суховая В.Р. является нуждающейся в жилом помещении. Доводы ответчиков со ссылкой на статью 53 ЖК РФ о том, что Суховая В.Р. намерено ухудшила свои жилищные условия путем заключения договора дарения принадлежавшего ей жилого дома своему сыну Суховому А.С. от 16.04.2010 г. не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанный дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу независимо от того, кто является его собственником, в связи с чем Суховая В.Р. имела право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, будучи собственником аварийного жилого помещения, и, соответственно, не утратила указанного права с его отчуждением. Как установлено судом, Суховая В.Р. по настоящее время проживает в указанном аварийном жилом доме, других жилых помещений Суховая В.Р. не имеет, в связи с чем возможность проживания в другом жилом помещении у нее отсутствует. Более того, как уже отмечалось выше, распоряжением главы Шевченковского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области № от 07.06.2010 Суховая В.Р. как вдова участника ВОВ была признана нуждающейся в предоставлении жилья. Таким образом, исходя из исследованных в ходе судебного заседания обстоятельства дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора о признании за Суховой В.Р. права на обеспечение жильем за счет средств государства в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», возложении на Управление Министерства труда и социального развития Омской области и Администрацию Москаленского муниципального района Омской области принять решение о включении Суховой В.Р. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальные поддержки по обеспечению жилыми помещениями. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявленные прокурором Москаленского района Омской области в интересах Суховой <данные изъяты> требования удовлетворить. Признать за Суховой <данные изъяты> как вдовой участника Великой Отечественной войны право на обеспечение жильем за счет средств государства и обязать Администрацию Москаленского муниципального района Омской области включить Суховую <данные изъяты> в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, претендующих на получение социальных выплат на обеспечение жильем за счет средств государства. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись Д.Н. Янович Верно. Решение вступило (не вступило) в законную силу « » __ __2011 г. Судья ________________________ Ф.И.О. Секретарь ________________________ Ф.И.О. «____» _________________ г.
"Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (с изменениями от 6 февраля, 7 июня 2007 г., 23 мая, 26 декабря 2008 г., 5 августа 2009 г., 3 февраля 2010г.), (далее Порядок), во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст.1). Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".