р.п. Москаленки Омской области 10 ноября 2011 года при секретаре Гаас Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслакова <данные изъяты> к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Москаленском районе Омской области об установлении специального стажа для назначения пенсии за выслугу лет и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У СТ А Н О В И Л: Маслаков С.Е. обратился в Москаленский районный суд Омской области с иском к ГУ – Управлению ПФ РФ в Москаленском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, указав, что большая часть его трудового стажа связана с педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в ГУ – УПФ РФ в Москаленском районе Омской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику. Решением ГУ – УПФ РФ в Москаленском районе Омской области в назначении пенсии ему было отказано. С отказом пенсионного органа в назначении пенсии не согласен, так как полагает, что у него имелся на дату обращения необходимый специальный стаж педагогической деятельности для ее назначения. Считает незаконным исключение ответчиком из специального стажа периодов службы в Советской Армии <данные изъяты> г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты> г., <данные изъяты>., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., в командировке <данные изъяты> г. Просил суд обязать ГУ – УПФ РФ в Москаленском районе Омской области включить в его педагогический стаж указанные периоды и назначить ему трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года. В судебном заседании Маслаков С.Е. и его представитель Головко Е.В. поддержали заявленный иск, уточнив подлежащие по его мнению включению в специальный стаж периоды работы, просили суд обязать ответчика включить в его педагогический стаж период службы в Вооруженных Силах СССР <данные изъяты> г., в части требования о включении в указанный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировке отказался. Исключение пенсионным органом иных периодов из специального стажа не оспаривают. Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Москаленском районе Омской области Мороз К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Маслакова С.Е. не признали, указав на отсутствие необходимого специального стажа на дату обращения. Считают, что период службы в Вооруженных Силах СССР <данные изъяты> г. не подлежит включению в специальный стаж Маслакова С.Е., поскольку на момент принятия постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, которым с 01.10.1993 г. было признано утратившим силу постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривавшее возможность включения указанного периода в специальный стаж, Маслаков С.Е. не выработал 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Изучив материалы дела, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, суд приходит к следующему: Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как следует из п. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях детей, независимо от их возраста. В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с упомянутым подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что истец Маслаков С.Е. осуществлял педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях с <данные изъяты> года. Как видно из материалов пенсионного дела, истцом <данные изъяты> г. было подано заявление в ГУ-УПФ РФ в Москаленском районе Омской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПРФ в Москаленском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Маслакову С.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения (л.д. 10). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, в том числе педагогического стажа, за период до 01.01.2002 г., т. е. до момента вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может исчисляться по правилам нормативных правовых актов, действовавших до введения нового правового регулирования (Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и др.). При этом продолжительность соответствующего стажа работы по состоянию на 01.01.2002 г. значения не имеет. Исчисление периодов работы, протекавшей после 01.01.2002 г., производится по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ на основании нормативных правовых актов, принятых во исполнение данного Федерального закона и регулирующих соответствующие вопросы (Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Из протокола заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в Москаленском районе Омской области и пояснений представителя ответчика в суде следует, что подсчет педагогического стажа Маслакова С.Е. при решении вопроса о назначении пенсии производился по правилам нормативных правовых актов, действовавших в конкретные периоды работы истца (постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516). Как указано в протоколе заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в Москаленском районе Омской области, страховой стаж Маслакова С.Е. на момент обращения составил 26 лет 1 месяц 7 дней, педагогический стаж – 23 года 4 месяца 4 дня. При этом из специального стажа истца был исключены период службы в Вооруженных Силах СССР <данные изъяты> г., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>, в командировке с <данные изъяты> г., в административном отпуске с <данные изъяты>. и <данные изъяты> г. (л.д. 11). Доводы пенсионного органа об исключении из специального стажа Маслакова С.Е. периода службы в Вооруженных Силах СССР <данные изъяты> г., мотивированные тем, что на момент принятия постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, которым с 01.10.1993 г. было признано утратившим силу постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривавшее возможность включения указанного периода в специальный стаж, Маслаков С.Е. не выработал 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, суд находит не состоятельными. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В указанный выше период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 1 Положения которого в стаж учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР, но при определенном условии. В силу п. 4 Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, т.е. 16 лет 8 месяцев, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Таким образом, при наличии на время подачи заявления требуемого специального стажа более 18 лет, истец имеет право на зачет в указанный стаж спорного периода его службы в составе Вооруженных Сил СССР <данные изъяты> г. (1 год 8 месяцев 7 дней). Суд приходит к выводу об удовлетворении в данной части заявленных истцом требований, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Исключение пенсионным органом из педагогического стажа истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в командировке, в административном отпуске и иных периодов им согласно уточненных исковых требований не оспаривается. Поскольку по смыслу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным требованиям и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом, законность исключения указанных периодов из специального стажа истца предметом рассмотрения судом по данному делу быть не может. Из отказа пенсионного органа в назначении пенсии истцу следует, что у Маслакова С.Е. на день <данные изъяты> обращения в ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Москаленском районе за назначением льготной пенсии (ДД.ММ.ГГГГ года) без учета спорных периодов имелся страховой стаж 26 лет 1 месяц 7 дней, специальный стаж – 23 года 4 месяца 4 дня. Таким образом, при зачете вышеуказанного периода службы в Вооруженных Силах СССР специальный стаж Маслакова С.Е. составляет на указанную дату 25 лет 11 дней (23 года 4 месяца 4 дня + 1 год 8 месяцев 7 дней). Оценивая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Маслакова С.Е. к ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Москаленском районе Омской области, в том числе и требования об обязывании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку при зачете включенных судом спорных периодов работы в педагогический стаж у Маслакова С.Е. на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии имелся требуемый пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стаж в связи с педагогической деятельностью. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Маслакова <данные изъяты> удовлетворить. Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Москаленском районе Омской области включить Маслакову <данные изъяты> в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период службы в рядах Советской армии с <данные изъяты> года и назначить ему пенсию с даты обращения в пенсионный орган, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись Д.Н. Янович <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яновича Д.Н.,