Дело № 2-291/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Москаленки 09 апреля 2012 года Москаленский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Шестаковой О.Н., при секретаре Нарыжной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 291/2012 г. по исковому заявлению Москаленского районного прокурора к Открытому акционерному обществу «Омскэнергосбыт» о признании действий по ограничению подачи электроэнергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области незаконными, о запрещении производить действия по перерыву в подаче, прекращению или ограничению подачи электрической энергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области, УСТАНОВИЛ: Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Омская энергосбытовая компания» и Москаленскому участку сбыта электроэнергии ОАО «Омская энергосбытовая компания» в котором указал, что 11.03.2011 г. в период с 13 до 16 часов производилось полное прекращение подачи электроэнергии на котельные ООО «Коммунальник» № 20 и № 7, расположенные в р.п. Москаленки Омской области. Котельные ООО «Коммунальник» являются объектами, отапливающими жилой сектор, а также объекты социальной значимости (ПУ-29, БУЗОО «Москаленская ЦРБ»). При этом, как установлено проверкой, резервных источников питания указанных котельных ООО «Коммунальник» не имеет. Причиной ограничения подачи электроэнергии послужило невыполнение ООО «Коммунальник» обязательств по оплате электроэнергии. Задолженность ООО «Коммунальник» за потребленную электроэнергию перед ОАО «Омская энергосбытовая компания» по состоянию на 11.03.2012 г. составляет 1555, 2 тыс. рублей. С 01.04.2007 года между 000 «Коммунальник» и ОАО «Омская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения №, согласно которому ОАО «Омская энергосбытовая компания» обязуется поставлять потребителю – ООО «Коммунальник» электрическую энергию. Потребитель, в свою очередь, обязуется оплачивать потребленную электроэнергию. Кроме того, 01.03.2012 между ООО «Коммунальник» и ОАО «Омская энергосбытовая компания» заключено дополнительное соглашение к договору энергоснабжения №, согласно которому ООО «Коммунальник» предоставляется отсрочка по оплате предоставленных услуг согласно графику. Полагает, что невыполнение гражданско-правовых обязательств ООО «Коммунальник» перед ОАО «Омская энергосбытовая компания» не может быть признано законным основанием для нарушения прав юридических лиц и граждан - потребителей услуг по теплоснабжению, спор между юридическими лицами следует разрешать в установленном законом порядке, в том числе путем обращения в арбитражный суд Ограничение подачи электроэнергии на котельные ООО «Коммунальник» может способствовать возникновению чрезвычайной ситуации на территории р.п. Москаленки Москаленского района Омской области. Ссылаясь на ст.ст. 17, 55 Конституции РФ, ст.ст. 1, 10, п. 3 статьи 539 ГК РФ, п.п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ, ст. 5 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 К 6-Ф3 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» организации обязаны принимать меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 45 ГПК РФ, просил признать действия «Омскэнергосбыт» по ограничению подачи электроэнергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области незаконными, о запрещении производить действия по перерыву в подаче, прекращению или ограничению подачи электрической энергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области. По инициативе прокурора при подаче искового заявления к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ООО «Коммунальник». Определением от 15.03.2012 года на основании уточняющего заявления Москаленского прокурора была осуществлена замена ответчиков - ОАО «Омская энергосбытовая компания» и Москаленского участка сбыта электроэнергии ОАО «Омская энергосбытовая компания» на Открытое акционерное общество «Омскэнергосбыт», ввиду переименования. По заявлению прокурора на основании определения суда от 13.03.2012 года были предприняты обеспечительные меры в виде запрета ответчику осуществлять действия по перерыву, прекращению, ограничению подачи электроэнергии на объекты ООО «Коммунальник» - котельные № 20 и № 7, расположенные в р.п. Москаленки Москаленского района Омской области, до рассмотрения гражданского дела по существу. В судебном заседании помощник прокурора Демченко О.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что ограничение подачи электроэнергии на котельные ООО «Коммунальник» производилось ответчиком при уведомлении прокурора – представитель ОАО «Омскэнергосбыт» представил прокурору заявку на отключение электроэнергии. Представители ответчика: Колмакова Т.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 г. №, Ремиш Ю.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2012 г. № 28-08/67, требования не признали, факт отключения электроэнергии 11.03.2012 г. с 13 до 16 часов подтвердили, пояснив, что имеют право ограничивать подачу электроэнергии ООО «Коммунальник» на срок до 24 часов. Отключение производилось с предупреждением всех заинтересованных лиц за 5 дней. ОАО «Омскэнергосбыт» не имеет ни договорных, ни фактических обязательств перед гражданами Москаленского района Омской области по снабжению котельных № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенных в р.п. Москаленки Омской области в качестве коммунального ресурса. Ответственность за некачественное оказание услуг лежит на ООО «Коммунальник», которое не рассчитывается за электроэнергию. Ограничение энергопотребления вводится для неплательщиков в основном с целью побудить контрагента оплатить имеющуюся задолженность. Действия ОАО «Омскэнергосбыт» считает законными, поскольку ООО «Коммунальник» не выполняет условий договора поставки электроэнергии, несвоевременно рассчитывается за потребленную электроэнергию. Договором электроснабжения, действующим законодательством предусмотрен порядок отключения потребителя от электроэнергии. Этот порядок был соблюден. Полагают, что, основываясь на своих внутренних инструкциях, ответчик имеет право при температуре воздуха не ниже 15 градусов вводить ограничения подачи электроэнергии до 3-х часов. В тот день, когда ограничение было введено – 13.03.2012 года - среднедневная температура воздуха соответствовала 0 градусов С. На 01.04.2012 года долг ООО «Коммунальник» за потребленную электроэнергию составляет около 1770 223,18 рублей, ОАО "Омская энергосбытовая компания» регулярно (ежеквартально) делает попытки через арбитражный суд Омской области взыскать с ООО «Коммунальник» задолженность, однако задолженность погашается во внесудебном порядке, до возбуждения иска в суде. Вместе с тем, полного расчета не происходит, поскольку потребление электроэнергии должником продолжается, что приводит к постоянному наличию текущей задолженности около 1,5-2 млн. рублей. Отношения сторон по энергоснабжению основаны на гражданско-правовом договоре и регулируются нормами гражданского законодательства, действия по ограничению осуществлены Гарантирующим поставщиком в полном соответствии с договором энергоснабжения №, заключенным 01.04.2007 г. между ОАО «Омская энергосбюытовая компания» (переименована в ОАО «Омскэнергосбыт») и ООО «Коммунальник» является ответчик. При неисполнении Потребителем денежного обязательства в порядке, определенном в Приложении № 6 к договору, у Потребителя возникают обязанности, изложенные в пункте 3.1.4. договора, а именно: выполнять команды Гарантирующего поставщика (Общества), направленные на введение частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения Потребителем условий по оплате электрической энергии и мощности, а также в иных, установленных законодательством Российской федерации случаях. В пункте 1.2. Приложения № 6 к названному договору стороны установили, что при не предоставлении Потребителем документов, подтверждающих отнесение к соответствующей категории потребителей или акта определения величины аварийной и технологической брони к отношениям по введению ограничений уровня потребления ГП вправе осуществлять указанные действия в соответствии с условиями, предусмотренными для третьей категории надежности снабжения электрической энергией и мощностью, т.к. размер технологической и аварийной брони считается не установленным. В случае удовлетворения исковых требований судом просили разрешить ограничение подачи электроэнергии ООО «Коммунальник» по окончании отопительного сезона, поскольку такое ограничение не нарушит прав потребителя услуг по теплоснабжению, не создаст угрозы жизни и здоровью населения. Представитель третьего лица ООО «Коммунальник» Матуся В.Н., действующий на основании доверенности, согласился с доводами прокурора в части признания имеющейся дебиторской задолженности ООО «Коммунальник» перед ОАО «Омскэнернгосбыт», которую они постепенно погашают. Отключение котельных № 7 и № 20 в р.п. Москаленки в результате ограничения поставки электроэнергии повлечет за собой прекращение предоставления коммунальной услуги – подачу теплоснабжения на социально значимые объекты – жилой массив, ПУ-29, Москаленскую ЦРБ и невыполнение ООО «Коммунальник» своих обязательств перед добросовестными пользователями указанной коммунальной услугой. Отопительный сезон прекращается на основании распоряжения главы администрации органа местного самоуправления, когда среднесуточная температура воздуха на протяжении недели составит не менее +8 градусов С. По состоянию на март 2012 года на предприятии сложилась сложная финансовая обстановка: задолженность перед поставщиками на 11.03.2012 г. составляет: перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»– 6539,7 млн.руб., перед ОАО Омскгазстройэксплуатация» - 1483,9 млн.руб., перед ОАО «Омская энергосбытовая компания» - 1555,2 млн.руб., перед ОАО «Омская топливная компания» - 1577,1 млн.руб., перед ОАО «Омскводопровод» - 5198,3 млн.руб. Отсутствие денежных средств на выполнение платежей является причиной несвоевременных платежей за потребленную электроэнергию. Одной из причин убыточности ООО «Коммунальник» является неплатежеспособность абонентов перед ООО «Коммунальник», собираемость платежей с населения составляет около 70-80%. Невыполнение гражданско-правовых обязательств ООО «Коммунальник» перед ОАО «Омская энергосбытовая компания» не может быть признано законным основанием для нарушения прав граждан-потребителей услуг по теплоснабжению. Спор между юридическими лицами следует разрешать в установленном законом порядке, в том числе путем обращения в арбитражный суд. Резервный источник питания на случай прекращения подачи электроэнергии в ООО «Коммунальник» имеется в количестве одного, который установлен на аварийной автомашине, тогда как такие резервные источники должны быть в каждой котельной. Однако обязанность по установке резервных источников питания возложена законом на собственников имущества, а собственником зданий котельных является Москаленский муниципальный район. В отношении котельных между ООО «Коммунальник» и Москаленским муниципальным районом заключен договор аренды. Заслушав мнение представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям. В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Статьей 12 ГК РФ установлены способы защиты гражданских прав. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В судебном заседании установлено, основной целью деятельности ООО «Коммунальник» является оказание коммунальных услуг предприятиям, организациям, учреждениям независимо от форм собственности и населению района что следует из Устава ООО «Коммунальник» (л.д. ). Между ОАО «Омскэнергосбыт» и ООО «Коммунальник» заключен договор поставки от 01.04.2007 года. Указанный договор, согласно п. 9.1 заключается на срок до 31.03.2008 г., вступает в силу с момента его подписания и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия на одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Согласно предупреждениюОАО «Омскэнергосбыт» от 27.02.2012 г. № 47, 11.03.2011 г. с 13 до 16 часов было произведено прекращение подачи электроэнергии котельные ООО «Коммунальник» № 7 и № 20, расположенные в р.п. Москаленки омской области в связи с задолженностью ООО «Коммунальник» за потребленную электроэнергию в сумме 1555,2 млн.руб. Факт прекращения подачи электроэнергии на котельные ООО «Коммунальник» № 20 и № 7, расположенные в р.п. Москаленки Омской области 11.03.2011 г. с 13 до 16 часов подтвержден в судебном заседании пояснениями представителя ответчика. Котельные № 7 и № 20 ООО «Коммунальник» являются объектами, отапливающими жилой сектор, а также объекты социальной значимости: ПУ-29, БУЗОО «Москаленская ЦРБ», что подтверждается государственным контрактом № 42/Т/12 от 01.01.2012 г., заключенным между ООО «Коммунальник» - с одной стороны, и БУЗ Омской области «Москаленская ЦРБ» - с другой стороны, Государственным контрактом № 01/Т/12 от 10.01.2012 г., заключенным между ООО «Коммунальник» - с одной стороны, и БОУ Омской области НПО ПУ№ 29 - с другой стороны. Действия ответчика по ограничению подачи повлекли за собой невозможность работы котельных № 7 и № 20, в связи с чем возникла необходимость запуска резервных источников электроэнергии, которые, как то подтвердил в судебном заседании представитель ООО «Коммунальник» Матуся В.Н., в котельных отсутствуют. Конституция РФ является актом прямого действия, которая гарантирует соблюдение прав граждан и юридических лиц, что закреплено в ст.ст. 7, 8, 17, 41). Гражданские права в силу п. 2 ст.1 ГК РФ могут быть ограничены только на основании федерального закона. Деятельность субъектов правоотношений по энергоснабжению регламентирована параграфом 6 главы 30 ГК РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике" (с изменениями от 22 августа, 30 декабря 2004 г, 18 декабря 2006 г., 4 ноября 2007 г., 14 июля 2008 г.) основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, кроме прочего, обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав. Основы организации розничных рынков, исходя из положений ст. 37 названного Закона определяют обязательным для гарантирующего поставщика заключение договора купли-продажи электрической энергии в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергия выступает гарантирующий поставщик. В силу ст. 38 указанного Закона договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. На основании ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать энергию. Согласно п.п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом. По смыслу данной нормы ограничение подачи тепла населению не допускается в случае задолженности энергоснабжающей организации перед кем-либо. Поскольку такое ограничение объективно было вызвано в результате действий по прекращению подачи природного газа со стороны ОАО «Омскэнергосбыт», данные действия надлежит признать незаконными. Последовательность действий энергоснабжающей организации по полному и (или) частичному ограничению режима потребления электрической энергии на основании п. 5 ст. 486 и п. 1 ст. 546 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий договора, в том числе нарушении сроков оплаты поданных ею (использованных ею) электрической энергии определена положениями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530) (с изменениями от 16 июля, 29 декабря 2007 г., 28 июня 2008 г.). Из содержания п. 170 Правил следует, что снабжающая организация вправе ограничить режим потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации. Согласно п. 171, 172 указанных Правил фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору, потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения, не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; об основаниях введения ограничения режима потребления; о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления. Исходя из положений п. 175 Правил, порядок введения ограничения режима потребления в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает, в том числе, порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления, обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок. Однако Правила приняты на основании п. 5 ст. 486 и п. 1 ст. 546 ГК РФ, которыми предусмотрено, что энергоснабжающая организация (продавец) вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Аналогичное положение содержится в ст. 5 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями), запрещающей действия (бездействия) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Следовательно, применение Правил ограничено действующим Законом о конкуренции, поскольку ОАО «Омскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке снабжения электрической энергией в Омской области, а ограничение режима подачи электрической энергии, являющегося неотъемлемым элементом технологического процесса оказания услуг по теплоснабжению жителям р.п. Москаленки, исключило возможность обеспечения теплоснабжением и создало реальную опасность жизни и здоровью населению р.п. Москаленки. Действия ответчиков по отключению подачи газа были выполнены в нарушение требований ст. 10 ГК РФ, поскольку задолженность ООО «Коммунальник» за потребленную электроэнергию в сумме 1555,2 млн.руб. является незначительной, а ОАО «Омскэнергосбыт» имело возможность осуществлять защиту своих нарушенных прав иными способами, не влекущими нарушение прав граждан, не имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг перед ООО «Коммунальник», в частности, возмещением убытков (в том числе возникших в связи с использованием заемных, кредитных средств), взысканием неустойки. При данных обстоятельствах действия ОАО "Омскэнергосбыт» по ограничению подачи электрической энергии следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом. В силу вышеуказанного суд считает и действия ОАО «Омскэнергосбыт» по введению ограничения режима потребления электрической энергии на котельные « 7 и № 20 р.п. Москаленки незаконным. Вместе с тем, суд считает возможным запретить ОАО «Омскэнергосбыт» производить действия по перерыву в подаче, прекращению или ограничению подачи электрической энергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области лишь в период отопительного сезона, поскольку прекращение или ограничение подачи электрической энергии именно в период отопительного сезона может создать угрозу жизни и здоровью населения р.п. Москаленки, нарушить права потребителей услуг по теплоснабжению. Поскольку исковые требования прокурора Москаленского района направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц, и создающих угрозу их нарушения, при этом, прокурор обосновал в своем заявлении, в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации". На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Москаленского районного прокурора к Открытому акционерному обществу «Омскэнергосбыт» о признании действий по ограничению подачи электроэнергии на котельные № 20 и № 7 Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области незаконными, о запрещении производить действия по перерыву в подаче, прекращению или ограничению подачи электрической энергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области удовлетворить частично. Признать действия Открытого акционерного общества «Омскэнергосбыт» по ограничению подачи электроэнергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенных в р.п. Москаленки Омской области незаконными. Запретить Открытому акционерному обществу «Омскэнергосбыт» в период отопительного сезона производить действия по перерыву в подаче, прекращению или ограничению подачи электрической энергии на котельные № 20 и № 7 ООО «Коммунальник», расположенные в р.п. Москаленки Омской области. На решение может быть принесена апелляционная жалоба или представление в Омский областной суд через Москаленский районный суд в течение одного месяца. Судья Шестакова О.Н.