Дело № 2-355/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Москаленки Омской области 24 мая 2012 года Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яновича Д.Н., при секретаре судебного заседания Гаас Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Москаленском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л: Исаева М.А. обратилась в Москаленский районный суд Омской области с иском к ГУ – Управлению ПФ РФ в Москаленском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, указав, что ее трудовой стаж связан с педагогической деятельностью. 06.02.2012 года она обратилась в ГУ – УПФ РФ в Москаленском районе Омской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику. Решением ГУ – УПФ РФ в Москаленском районе Омской области в назначении пенсии ему было отказано. С отказом пенсионного органа в назначении пенсии не согласен, так как полагает, что у него имелся на дату обращения необходимый специальный стаж педагогической деятельности для ее назначения. Считает незаконным исключение ответчиком из специального стажа периодов работы старшей пионервожатой и старшей вожатой в <данные изъяты>. Просил суд обязать ГУ – УПФ РФ в Москаленском районе Омской области включить в ее педагогический стаж указанные периоды работы и назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с момента обращения, т.е. с 06 февраля 2012 года. В судебном заседании истец Исаева М.А. и ее представитель Головко Е.В. поддержали заявленный иск, уточнив, что исключение пенсионным органом каких-либо иных периодов она Исаева М.А. оспаривает и требований об их включении в специальный стаж она не заявляет. Дополнительно пояснили, что истица в спорные периоды работала в должностях старшей пионерской вожатой и старшей вожатой в Алексеевской СОШ Москаленского района Омской области на полную ставку. Считают, что работа в указанных должностях тождественна по своим должностным обязанностям должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», предусмотренной Списком, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Москаленском районе Омской области Мороз К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Исаевой М.А. не признала, указав на отсутствие необходимого специального стажа на дату обращения. Полагает, что периоды работы Исаевой М.А. в должностях старшей пионерской вожатой и старшей вожатой в Алексеевской СОШ Москаленского района Омской области <данные изъяты> не подлежат включению в специальный стаж, так как наименования указанных должностей не содержатся в постановлении № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г. МКОУ Москаленского МР Омской области «Алексеевская СОШ» участия в деле не принимало. Директор МОУ ДОД Москаленского МР Омской области «Москаленский дом детского творчества» Шишкина Л.С. суду пояснила, что Исаева М.А. работает в их учреждении в должности педагога дополнительного образования по совместительству с 18 сентября 2007 г. по настоящее время. Изучив материалы дела, выслушав истца, представителей ответчика и третьих лиц, суд приходит к следующему: Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как следует из п. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях детей, независимо от их возраста. В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с упомянутым подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что истец Исаева М.А. осуществляла педагогическую деятельность с <данные изъяты>. в образовательных учреждениях на территории Энбекшильдерского района Кокчетавской области Респудлики Казахстан и Москаленского района Омской области (л.д. 8-10). Как видно из материалов пенсионного дела, истицей 06 февраля 2012 г. было подано заявление в ГУ-УПФ РФ в Москаленском районе Омской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 26-29). Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПРФ в Москаленском районе Омской области от 15.02.2012 г. <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения (л.д. 22). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, в том числе педагогического стажа, за период до 01.01.2002 г., т. е. до момента вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может исчисляться по правилам нормативных правовых актов, действовавших до введения нового правового регулирования (Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и др.). При этом продолжительность соответствующего стажа работы по состоянию на 01.01.2002 г. значения не имеет. Исчисление периодов работы, протекавшей после 01.01.2002 г., производится по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ на основании нормативных правовых актов, принятых во исполнение данного Федерального закона и регулирующих соответствующие вопросы (Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Из протокола заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в Москаленском районе Омской области (л.д. 23-24) и пояснений представителя ответчика в суде следует, что подсчет педагогического стажа Исаевой М.А. при решении вопроса о назначении пенсии производился по правилам нормативных правовых актов, действовавших в конкретные периоды работы истца (постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781). Как указано в протоколе заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в Москаленском районе Омской области, страховой стаж Исаевой М.А. на момент обращения составил 33 <данные изъяты>. При этом из специального стажа истицы были исключены периоды работы старшей пионервожатой и старшей вожатой в Алексеевской средней школе Москаленского района Омской области с <данные изъяты> Доводы пенсионного органа об исключении из специального стажа Исаевой М.А. указанных периодов работы суд находит обоснованными. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства» были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В силу п.п. 2,4 названного выше Положения и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения такого вида пенсии, приходилась на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 с 01.10.1993 г. было признано утратившим силу указанное постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397. Таким образом, поскольку спорный период работы Исаевой М.А. в должности старшей пионервожатой (старшей вожатой) имел место после 01.10.1993 г., то постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривавшее возможность включения работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж при выполнении вышеуказанного условия, не подлежит применению к правоотношениям, связанным с вопросом о включении указанного периода в педагогический стаж Исаевой М.А. для назначения досрочной трудовой пенсии. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данный список не содержит должности «вожатая» («старшая пионервожатая», «старшая вожатая»). Ранее действовавшие списки, утвержденные постановлением Правительства СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, также не содержали указанных должностей. Выводы истицы о тождественности выполняемых ею функций, условий и характера деятельности в должности «старшая пионервожатая» («старшая вожатая») должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», предусмотренной постановлением Правительства от 29 октября 2002 г., являются ошибочными. В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решён судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах. Согласно Приложению №1 к постановлению Минтруда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года №33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» (далее - Постановление №33) для работников образовательных учреждений установлены тарифные (квалификационные) разряды. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, которые заняты в учреждениях и организациях образования, должны соответствовать наименованиям, которые предусмотрены в Приложении №2 к Постановлению №33. В случае отсутствия в Приложении №2 к Постановлению №33 необходимого наименования должности следует руководствоваться Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (вместе с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94). Постановлением №33 предусмотрена должность «старший вожатый». Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утверждённым постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. N367, также содержит должность «вожатый». Таким образом, довод истицы о необходимости включения в специальный стаж работы периода ее работы в должности старшего пионервожатого (старшего вожатого) в Алексеевской СОШ Москаленского района Омской области с 05 декабря 1994 г. по 31 сентября 1997 г. и с 01 октября 1997 г. по 10 сентября 2003 г. противоречит закону. Исключение ответчиком иных периодов из специального стажа для назначения пенсии истец не оспаривает. Как указано в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.02.2012 г. № 1, специальный стаж Исаевой М.А., дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, исчисленный пенсионным органом, составил на дату обращения (06.02.2012 г.) 21 год 04 месяца 24 дня (л.д. 12). Таким образом, учитывая, что на день обращения Исаевой М.А. с заявлением о назначении ему пенсии, у нее не имелось требуемого 25-летнего стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости суд оставляет без удовлетворения. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Исаевой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Москаленском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме. Судья подпись Д.Н. Янович Верно. Решение вступило (не вступило) в законную силу « » 2011 г. Судья ________________________ Ф.И.О. Секретарь ________________________ Ф.И.О. «___» ________________ г.