Дело № 2-446/2012 г. р.п. Москаленки «25» мая 2012 года Судья Москаленского районного суда Омской области О.Н. Шестакова при секретаре Ашуха В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Коваленко <данные изъяты> об оспаривании бездействия администрации Москаленского муниципального района Омской области, У С Т А Н О В И Л: Коваленко Н.В. обратилась в суд с жалобой на бездействие администрации Москаленского муниципального района Омской области, указав, что 14.03.2012 года она обратилась с письменным заявлением к главе Москаленского муниципального района Омской области В. Ермолаеву с просьбой устранить допущенное нарушение ее имущественного права при прокладке газопровода по её земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, р.<адрес>, а именно освободить её земельный участок от газопровода. 12.04.2012 г. ею получен письменный ответ за подписью исполняющего обязанности главы Москаленского муниципального района Омской области о том, что её заявление рассмотрено, однако при этом органом местного самоуправления её просьба об освобождении её земельного участка от газопровода не рассмотрена по существу, т.е. налицо бездействие органа местного самоуправления. Доказательством, что она является собственником земельного участка, на котором незаконно, а именно без её согласия, проложен под землей и над землей газопровод, являются правоустанавливающие документы. Просила признать бездействие администрации Москаленского муниципального района Омской области об освобождении её земельного участка от газопровода незаконным и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение. В судебном заседании Коваленко Н.В. и её представитель Васильев Г.А., действующий на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, поддержали доводы жалобы в полном объеме, пояснив, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в котором она не проживает, а проживает её сын, поэтому она не сразу узнала о том, что при прокладке газопровода был задействован её земельный участок. Прокладка газопровода началась осенью 2011 года, никакого согласования с ней не проводилось, без её ведома рабочие зашли на её земельный участок, осуществили работы по прокладке подземной и надземной частей газопровода, на возражения её сына ответили, что так должно быть по проекту, с чем сын согласился. Она газопровод увидела в январе 2012 года, была не согласна с его проведением по её земельному участку, в связи с чем сразу обратилась в администрацию, где беседовала с Панченко А.В., который предложил ей газифицировать жилой дом, но она не желает, так как это дорого, да к тому же газ взрывоопасен. Не желает никаких компромиссов, в виде любого рода компенсаций, заключения соглашений о сервитуте, желает только освобождения её участка от газопровода, так как наличие газопровода на её земельном участке связано с большими ограничениями в пользовании и распоряжении земельным участком, одно время от газопровода шел резкий запах газа, не усматривает наличия спора о праве в заявленном требовании. Представитель администрации Москаленского муниципального района Омской области Трич А.В., действующий на основании доверенности от 11.07.2011 г. № 3, не согласился с доводами жалобы, указав, что возведение газопровода – длительный трудоемкий процесс, в котором участвовало нескольку учреждений и организаций, администрация выступала только заказчиком, проект был составлен проектной организацией, действия по сооружению газопровода были осуществлены также соответствующей специализированной организацией. Целью строительства газопровода было закрытие убыточной мазутной котельной. Возможности проложить газопровод перед фасадами домов нет, по этой причине в проектной документации строительство газопровода предусмотрено надземно на металлических стойках по огородам, другого варианта строительства газопровода к этим домам нет, администрация Москаленского муниципального района Омской области не является собственником газопровода. Полагали, что заявительницей пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный для подачи жалоб в порядке главы 25 ГПК РФ, ввиду того, что узнала истица о прокладке газопровода через её участок в январе 2012 года, а обратилась в суд с жалобой она только 18.05.2012 года, по этому основанию просил в удовлетворении жалобы отказать, вместе с тем, не отрицал, что какого-либо согласования с заявительницей как собственницей земельного участка, через который прошел газопровод, не было проведено. Опрошенный в качестве специалиста Панченко А.В., пояснил, что является начальником отдела строительства, архитектуры и газификации администрации Москаленского муниципального района Омской области, дополнил, что целью строительства газопровода было закрытие убыточной мазутной котельной и перевод на индивидуальное газовое отопление, в связи с тем, что по нечетной стороне <адрес> о перекрестка с <адрес> до <адрес> очень стесненные условия, возможности проложить газопровод перед фасадами домов нет, по этой причине в проектной документации строительство газопровода предусмотрено надземно на металлический стойках по огородам, технической возможности строительства газопровода по-иному к этим домам нет. В настоящее время происходит оформление документации на газопровод, которое находится на стадии межевания земельного участка, право собственности на газопровод на день рассмотрения дела в суде не зарегистрировано. Не отрицал, что какого-либо акта согласования с заявительницей как собственницей земельного участка, через который прошел газопровод, не было осуществлено. Заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, схему газопровода (<данные изъяты>), суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. При этом, согласно мнению Пленума Пленума Верховного Суда РФ, высказанному в Постановлении от 10 февраля 2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Таким образом, по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), органов местного самоуправления, в частности, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. По смыслу Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Перечень полномочий администрации Москаленского муниципального района Омской области, содержащийся в Уставе Москаленского муниципального района Омской области, определяется вопросами местного значения и складывается из следующего: администрация муниципального района: 1) формирует проект местного бюджета муниципального района, исполняет бюджет муниципального района; 2) принимает решения о целях, формах, суммах заимствований (за исключением долгосрочных заимствований); 3) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального района; 4) разрабатывает и выполняет планы и программы экономического и социального развития муниципального района, организует сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального района; 5) учреждает муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения; 6) решает вопросы жизнеобеспечения муниципального района, предоставления его жителям необходимой продукции и услуг; 7) предоставляет бюджетные кредиты за счет средств бюджета муниципального района; 8) привлекает заемные средства, в том числе, за счет выпуска муниципального района; 9) создает условия для развития предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса; 10) Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Омской области. В соответствии с а и 4 ст. 7 Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ Исходя из смысла ст.17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", местные органы для организации газоснабжения должны предпринимать следующие действия: создание муниципальных предприятий и учреждений, которые могут осуществлять поставку и транспортировку газа населению; принятие и организация выполнения планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования, частью которых могут быть программы газификации; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, которые могут быть направлены на наиболее эффективное использование мощностей системы газоснабжения для обеспечения газом максимального количества населения территории. утверждение схем газоснабжения не относится к компетенции органов местного самоуправления. Доводы сторон о принадлежности газопровода не могут приняты судом во внимание, поскольку споры между собственниками по поводу принадлежащего им имущества, в том числе, о защите прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, подлежат рассмотрению в исковом порядке и не могут быть предметом рассмотрения в данном производстве. Исходя из вышеуказанного, в суде не было установлено факта неисполнения администрацией Москаленского муниципального района Омской области обязанности, возложенной на неё нормативными правовыми и иными актами, определяющими её полномочия. Таким образом, полагает недоказанным наличие у администрации Москаленского муниципального района Омской области необходимых полномочий по удовлетворению требований, заявленных Коваленко Н.В., а именно по демонтажу газопровода, расположенного на земельном участке заявительницы, ввиду ограничения полномочий администрации поселения вопросами местного значения. Принимая во внимание вышеуказанное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявительницы о признании незаконным бездействия администрации Москаленского муниципального района Омской области, Учитывая, что второе требование заявителя - обязать освободить земельный участок от газопровода является требованием искового характера, в силу чего не подлежит рассмотрению в порядке публичного производства, регламентированного главой 25 ГПК РФ, суд разъясняет заявителю право на обращение в суд с исковым заявлением, поскольку усматривает в данном требовании наличие спора о праве. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 246 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении жалобы Коваленко <данные изъяты> на бездействие администрации Москаленского муниципального района Омской области отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Москаленский районный суд в течение одного месяца. Судья О.Н. Шестакова
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ч.1 ст.2 Закона).
"О газоснабжении в Российской Федерации", организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Основу данной обязанности составляют положения ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", которые относят к вопросам местного значения организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжение населения топливом.