Дело № 2-603/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации в порядке заочного производства р.п. Москаленки 15 августа 2012 года Москаленский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Барабанова А.Н., при секретаре Ашуха В.М., с участием старшего помощника прокурора Москаленского района Филатова С.Ю., представителя третьего лица Управления Министерства труда и социального развития по Москаленскому району Омской области Вейс А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гладченко <данные изъяты> о наложении обязанности создать средство, обеспечивающее беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Москаленского района обратился в суд с иском к Гладченко ФИО2 о наложении обязанности создать средство, обеспечивающее беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, указав, что прокуратурой Москаленского района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). При проведении проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ИП Гладченко Е.И. были выявлены нарушения, а именно: условия инвалидам, в том числе детям-инвалидам, для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – к зданию магазина не созданы. В связи с вышеизложенным прокурор Москаленского района просит обязать индивидуального предпринимателя Гладченко <данные изъяты> создать средство, обеспечивающее беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, расположенному по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В судебном заседании старший помощник прокурора Москаленского района Филатов С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик индивидуальный предприниматель Гладченко Е.И. в судебное заседание в назначенное время не явилась, надлежащим образом извещёна о времени и месте рассмотрения дела, причину не явки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела не заявляла. Представитель Управления Министерства труда и социального развития по Москаленскому району Омской области Вейс А.В. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в отзыве на иск, требования прокурора просила удовлетворить. С учётом мнения и позиции сторон, суд определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства по правилам главы 22 ГПК РФ, возражений от истца не поступило. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, судья находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. В части второй статьи 19 Конституции РФ закреплены гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Применительно к вышеупомянутым конституционным положениям государство разрабатывает механизм обеспечения равенства прав и свобод инвалидов с другими гражданами, их социальной защиты с тем, чтобы гарантированные Конституцией РФ права и свободы указанных граждан не были ущемлены из-за наличия у них соответствующего врожденного или приобретенного заболевания. В этой связи законодателем был принят Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Из преамбулы названного Федерального закона следует, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены основные требования к органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям независимо от организационно-правовых форм по обеспечению жизнедеятельности инвалидов. В частности, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Как следует из ст. 16 упомянутого Федерального закона, юридические лица и должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за уклонение от исполнения предусмотренных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В судебном заседании установлено, что вышеприведенные требования законодательства о социальной защите инвалидов индивидуальным предпринимателем Гладченко Е.И. не выполнены, то есть вход в здание магазина по адресу: <адрес> «а», не оборудован пандусом, позволяющим обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, к указанному магазину как объекту социальной инфраструктуры. Суд полагает, что при данных обстоятельствах исковые требования прокурора законны и обоснованны. Не обеспечение входа в магазин пандусом свидетельствует о нарушении ответчиком положений ст. ст. 17-19 Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяющуюся на всей территории Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других положений действующего законодательства, норм международного права, направленных на защиту прав и свобод инвалидов. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы. Суд также находит, что в силу ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявленными требованиями, поскольку они направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором района требований в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 223-244 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Гладченко <данные изъяты> создать средство, обеспечивающее беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, расположенному по адресу: <адрес> «а» в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Взыскать с индивидуального предпринимателя Гладченко <данные изъяты> государственную пошлину в доход бюджета Москаленского муниципального района Омской области в размере 200 (двухсот) рублей. Ответчик, в соответствии со ст. 237 ГПК РФ вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения подать заявление об отмене данного решения в Москаленский районный суд Омской области. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья подпись А.Н. Барабанов Верно. Решение вступило (не вступило) в законную силу ____________________ Судья ________________________ ФИО Секретарь ________________________ ФИО _______________