р.п. Москаленки Омской области 27 августа 2012 года
Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яновича Д.Н.,
при секретаре Гаас Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пащенко <данные изъяты> к Администрации Москаленского муниципального района Омской области об установлении факта совместного проживания, ведения общего хозяйства и родственных отношений и возложении обязанности по включению в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств государства,
У С Т А Н О В И Л:
Пащенко Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации Москаленского муниципального района Омской области об установлении факта совместного проживания, ведения общего хозяйства и родственных отношений, о возложении обязанности по включению в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств государства. В обоснование заявленного иска Пащенко Н.С. указала, что она является вдовой участника ВОВ ФИО12, принимавшего непосредственное участие в ВОВ с мая 1945 г. по сентябрь 1945 г. ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ. Она не являлась и не является собственником какого-либо жилого помещения, проживает совместно с дочерью ФИО4 по адресу: <адрес>. Кроме нее в указанном жилом доме, <данные изъяты> проживают еще 7 членов семьи. Собственником дома является зять истицы ФИО3 Ее дочь ФИО4 имеет в собственности жилой дом, <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Всего суммарная общая площадь указанных жилых помещений составляет <данные изъяты> Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения в расчете на каждого члена семьи составляет <данные изъяты> что менее учетной нормы обеспечения граждан общей площадью жилого помещения. Распоряжением главы <данные изъяты> сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Пащенко Н.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Москаленского МР Омской области Пащенко Н.С. было отказано во включении в список ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на социальную поддержку по обеспечению жилыми помещениями за счет государства. Считает отказ незаконным, полагает что имеет право в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» на указанную льготу. Просила с учетом дополнений и уточнений установить факт совместного проживания, ведения общего хозяйства и родственных отношений Пащенко Н.С. с ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО9, по адресу: <адрес> обязать ответчика включить Пащенко Н.С. в список ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на социальную поддержку по обеспечению жилыми помещениями за счет государства.
В судебном заседании истица Пащенко Н.С. участия не принимала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя.
Представитель истицы ФИО22 требования Пащенко Н.С. поддержал, дополнительно пояснил, что семья Пащенко Н.С. состоит из 8 человек: самой истицы, <данные изъяты> которые состоят между собой в родственных отношениях, проживают совместно по вышеуказанному адресу, ведут общее хозяйство.
Представитель ответчика Администрации Москаленского МР Омской области Трич А.А. в последнем судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в ранее состоявшихся судебных заседаниях иск не признавал, ссылаясь на то, что решение об отказе во включении ФИО15 в список ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на социальную поддержку по обеспечению жилыми помещениями, было принято районной администрацией на основании представленных заявителем документов, в которых в качестве членов семьи не были указаны проживающие в доме ФИО9 и ФИО6 Без учета указанных лиц обеспеченность членов семьи Пащенко Н.С. составила 19,6 кв.м., что более учетной нормы общей площади, установленной в <данные изъяты> сельском поселении, поэтому было принято решение об отказе во включении истицы в указанный список. Не возражал против признания указанных лиц членами семьи Пащенко Н.С. При этом ответчик готов включить истицу в указанный список в соответствии с Законом «О ветеранах», поскольку обеспеченность членов семьи Пащенко будет меньше учетной нормы, будут основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по указанному основанию. Статус Пащенко Н.С. как вдовы участника ВОВ, имеющей право на социальную льготу по предоставлению жилого помещения, ответчиком не оспаривается. Иных препятствий для включения Пащенко Н.С. в список не имеется.
Третьи лица ФИО4, ФИО3, ФИО8, ФИО7, ФИО9 в судебном заседании полагали заявленные Пащенко Н.С. требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что все вышеуказанные лица доводятся родственниками, были вселены в жилой дом, принадлежащий ФИО3, по адресу: д. Доброе Поле, <адрес>, в качестве членов семьи, состоят в родстве, с момента вселения фактически постоянно в нем проживают, ведут общее хозяйство.
Третье лицо Министерство труда и социального развития Омской области участия в деле не принимало, в письменном отзыве представитель Министерства по доверенности ФИО16 полагала иск Пащенко Н.С. не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на отсутствие оснований для признания истицы нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленных ст. 51 ЖК РФ.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Москаленскому району по доверенности ФИО17 считала возможным удовлетворить заявленные требования, полагая, что ФИО9 и ФИО6 могут быть признаны членами семьи Пащенко Н.С., так как были вселены собственником жилого помещения в указанном качестве, соответственно, имеются основания для включения истицы в список лиц, претендующих на обеспечение жильем в соответствии с Законом «О ветеранах».
Представитель третьего лица Управления образования Администрации Москаленского МР Омской области ФИО18 просила удовлетворить заявленные требования, пояснив, что ФИО9 и ФИО6 приходятся Пащенко Н.С. правнуками. После того, как они остались без родительского попечения, они стали проживать в качестве членов семьи с истицей вместе с другими родственниками. Так как они были несовершеннолетними, для защиты их прав и законных интересов им был назначен опекун из числа родственников - их бабушка ФИО4 (дочь истицы). В настоящее время опека в отношении ФИО6 прекращена в связи с достижением совершеннолетия, через три месяца будет прекращено попечительство в отношении ФИО9 по такому же основанию. Они также продолжают проживать в жилом доме <адрес> в качестве членов семьи истицы. Возможности проживать в другом жилом помещении у них не имеется. Каких-либо жилых помещений им, как детям, оставшимся без попечения родителей, не предоставлялось и предоставление их не планируется.
Представитель третьего лица Администрации <данные изъяты> сельского поселения – глава поселения ФИО19 полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что распоряжением главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Пащенко Н.С. в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На настоящий момент она также стоит на указанном учете. Из двух принадлежащих членам семьи ФИО20 жилых домов в <данные изъяты> фактически пригоден для проживания только дом по <адрес>, в нем фактически проживают 8 человек. Другой дом по <адрес> находится в ветхом состоянии, с процентом износа по состоянию на 2006 год 62%, без фундамента, с трещинами в стенах, гнилыми полами и оконными блоками, течью кровли. В указанном доме никто не проживает.
Исследовав письменные материалы по делу, выслушав лиц, участвующих в деле суд находит исковое заявление Пащенко Н.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945 года» (с изменениями от 9 января 2010 г.) жильем могут быть обеспечены нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах".Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно п. 3.1. ст. 23.2 указанного ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 26июля 2006г. N99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (с изменениями от 6 февраля, 7 июня 2007 г., 23 мая, 26 декабря 2008 г., 5 августа 2009 г., 3 февраля 2010г.), во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст.1). Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области: нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
Как видно из представленных документов, Пащенко Н.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО12, который принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне с мая по сентябрь 1945 года, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) военного комиссариата Омской области по Москаленскому району. Решением Москаленского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт регистрации брака ФИО12 ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о смерти № (л.д. 14) ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ Согласно удостоверению № (л.д. 15) Пащенко Н.С. как вдова участника ВОВ имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Согласно удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ ей с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по случаю потери кормильца (л.д. 15).
Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что Пащенко Н.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны и соответственно имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. № 99-п.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно справке ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (л.д. 18) и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 17, 133) Пащенко Н.С. не имеет в собственности жилых помещений.
Из справки о составе семьи Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 84) следует, что Пащенко Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, совместно с членами семьи ФИО24 Согласно акту проверки жилищных условий семьи Пащенко Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 171) в указанном доме фактически проживают 8 членов семьи: Пащенко Н.С., ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО7, ФИО9 и ФИО6
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по указанному адресу принадлежит на праве собственности ФИО3 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30). Как видно из технического паспорта домовладения (л.д. 112-113), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из 4 жилых комнат, общая площадь дома – 78,4 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 111) ФИО4 принадлежит жилой дом, <адрес> Других жилых помещений в собственности членов семьи Пащенко Н.С. не имеется, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справками ГП Омской области «Центр ТиЗ».
На основании решения жилищно-бытовой комиссии распоряжением главы <данные изъяты> сельского поселения Москаленского МР Омской области от № Пащенко Н.С. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При обращении с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения администрацией Москаленского муниципального района Омской области было отказано во включении Пащенко Н.С. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями (л.д. 7).
Как следует из представленных документов и пояснений представителя ответчика в суде, основанием для отказа Пащенко Н.С. во включении в указанный список послужило отсутствие предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований для признания ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако с такими выводами суд не может согласиться.
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26июля 2006г. N99-п формирование списков граждан, претендующих по получение социальных выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области. Сформированные органами местного самоуправления Омской области списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, направляются в Министерство труда и социального развития Омской области. Основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются:
1) представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;
2) представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений.
Из статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно частям 4, 5 статьи 50 ЖК РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением главы Роднодолинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 15 июля 2009 г. № 9 б учетная норма жилой площади жилого помещения на территории Роднодолинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области установлена 18 кв.м. на одного члена семьи.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке Пащенко Н.С. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, было издано главой администрации <данные изъяты> сельского поселения правомерно в пределах предоставленных ему законом полномочий. Указанное постановление не было отменено или признано недействительным в установленном порядке. Из пояснений представителя ответчика в суде следует, что при принятии решения об отказе администрация Москаленского МР исходила из представленных заявителем документов, в которых не были указаны в качестве членов семьи Пащенко Н.С. проживающие совместно с ней ФИО6 и ФИО9, в связи с чем Пащенко Н.С. заявила дополнительные требования об установлении факта совместного проживания, ведения общего хозяйства и родственных отношений Пащенко Н.С. с ФИО25., по адресу: <адрес>. Суд находит данные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г.N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части1 статьи31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г.N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.Согласно пояснениям собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3 ФИО6 и ФИО9 также как Пащенко Н.С., ФИО4, ФИО8, ФИО7, ФИО5 были вселены в указанное жилое помещение в качестве членов семьи собственника и фактически проживают в нем в указанном качестве, что подтверждается справками сельского поселения, актами проверки жилищных условий семьи Пащенко Н.С. Как установлено судом, все указанные лица состоят в родственных отношениях между собой (включая и истицу Пащенко Н.С., которой ФИО3 приходится зятем, ФИО4 – дочерью, ФИО21, ФИО7, ФИО5, ФИО6 и ФИО9 - правнуками), поддерживают тесные семейные отношения, проявляют заботу друг о друге, ведут общее хозяйство. При данных обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования Пащенко Н.С. об установлении факта ее совместного проживания, ведения общего хозяйства и родственных отношений с указанными лицами и признать их членами семьи собственника жилого помещения. Против удовлетворения данного требования ответчик и третьи лица, участвующие в деле, не возражали.
Поскольку суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи Пащенко Н.С. (жилые дома в <адрес> <данные изъяты> <адрес> (<данные изъяты> уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи равен <данные изъяты> что меньше учетной нормы обеспечения граждан общей площадью, установленной в <данные изъяты> сельском поселении (18 кв.м. на члена семьи). При таких обстоятельствах применительно к положениям ст. 51 ЖК РФ имеются основания для признания Пащенко Н.С. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, исходя из исследованных в ходе судебного заседания обстоятельства дела, суд считает возможным удовлетворить исковое требование Пащенко Н.С. о возложении на Администрацию Москаленского муниципального района Омской области обязанности включить Пащенко Н.С. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств государства в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные Пащенко <данные изъяты> требования удовлетворить.
Установить факт совместного проживания, ведения общего хозяйства и родственных отношений Пащенко <данные изъяты> с ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО9, по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Москаленского муниципального района Омской области включить Пащенко <данные изъяты> в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств государства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Д.Н. Янович
Верно.
Решение вступило (не вступило) в законную силу « » __ __2012 г.
Судья ________________________
Ф.И.О.
Секретарь ________________________
Ф.И.О.
«____» _________________ г.