Дело № 2-826/2012 г. Именем Российской Федерации р.п. Москаленки 13 сентября 2012 года Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шестаковой О.Н., при секретаре Нарыжной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-826/2012 г. по исковым заявлениям прокурора Москаленского района Омской области в интересах ФИО1 к Администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и на оплату электроэнергии и об обязании предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Москаленская центральная районная больница», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непредставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и на оплату электроэнергии и обязании предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Москаленская центральная районная больница». В обоснование исковых требований указано, что ФИО3. являются работниками БУЗ Омской области «Москаленская ЦРБ». До 2009 года им как работникам учреждения здравоохранения предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, с 2009 года предоставление данных льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены. Непредоставление мер социальной поддержки нарушает права и законные интересы ФИО4 Учредителем МУЗ «Москаленская ЦРБ» является Администрация Москаленского муниципального района Омской области. В связи с этим прокурор Москаленского района Омской области просит признать бездействие Администрации Москаленского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки незаконным и обязать ответчика предоставить медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Москаленская центральная районная больница» ФИО5. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Демченко О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, при этом, уточнив, что просит признать бездействие Администрации Москаленского муниципального района Омской области по не предоставлению в 2011 году мер социальной поддержки незаконным и обязать ответчика предоставить медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Москаленская центральная районная больница» ФИО6 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009,2010 годы. Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте суждебного разбирательства, ФИО7 в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Ответчик - Администрация Москаленского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, в телефонограмме представитель ответчика просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал доводы письменного возражения (л.д. 16-17), в котором в удовлетворении иска просили отказать, ввиду того, что при наделении органов местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, законодатель в то же время не обеспечил передачу необходимых материальных и финансовых средств, в нарушение п. 6 ст. 19 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Третье лицо - Министерство здравоохранения Омской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, в письменном отзыве (л.д. 9-11) просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержало. Представитель третьего лица Правительства Омской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва, предоставленного Правительством Омской области, следует, что правовые основания для возложении обязанности на Администрацию Москаленского муниципального района Омской области осуществлять предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан отсутствуют. Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, является исчерпывающим, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения. Производство по делу в части оспаривания бездействия по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам подлежит прекращению. Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву, предоставленному Министерством финансов Омской области, перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, является исчерпывающим, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения. Правовые основания для возложения обязанности на Администрацию Москаленского муниципального района Омской области осуществлять предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан отсутствуют. Представитель третьего лица муниципального учреждения здравоохранения «Москаленская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Представитель третьего лица Комитета финансов и контроля администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. В судебном заседании установлено, что ФИО8 являются работниками БУЗОО «Москаленская центральная районная больница, что подтверждается копиями трудовых книжек Как следует из материалов дела, БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» ранее являлась муниципальным учреждением здравоохранения, что подтверждается Уставом учреждения, и которого следовало, что учредителем учреждения является администрации Москаленского муниципального образования. Учреждение относилось к муниципальной системе здравоохранения. В судебном заседании установлено, что ФИО9 до 2009 года выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, а с 01 января 2009 года по настоящее время указанная льгота не предоставляется. В соответствии с действовавшей до 01 января 2005 года частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях — в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передается тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Пунктом 2 ст. 153 указанного выше Федерального закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Таким образом, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Как установлено в судебном заседании, правовой акт Москаленского муниципального района Омской области, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, не издавался. Из п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года №184-ФЗ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Статьей 36 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» от 04 июля 2008 года №1061-03 установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в пункте 2 настоящей статьи нормативов): компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, отопления, оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника. Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50% нормативов, указанных в п.2 статьи ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» от 04 июля 2008 года №1061-03, Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. В пункте 5 ст.53 указанного федерального закона указано, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. Из статьи 63 указанного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Отдельные положения п.п.2 п.1 ст.16 Закона Омской области «Об областном бюджете на 2009 год» от 24 ноября 2008 года №1093-03, которыми приостановлено действие статей 36, 37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ, Определением Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству. Распоряжением Правительства Омской области «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» № 140-рп от 07 октября 2009 года предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» от 29 декабря 2009 года №1219-0З и Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» от 09 декабря 2010 года №13131-0З действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки. Пункт 1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а направлена на сохранение этих прав и после указанной даты. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 февраля 2010 года №136-О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Согласно ст. 225 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года №2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Таким образом, суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что требования прокурора по признанию незаконным бездействия ответчика по непредставлению мер социальной поддержки обоснованны, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, то есть Администрации Москаленского муниципального района Омской области. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не было представлено достаточных и допустимых доказательств, бесспорно подтверждающих, что Рибель Л.Я., Леонович Л.А., Красевич Т.П., Алексеенко Е.А., Шевченко Н.И., Чувохиной Т.В., Бекк А.В., Демиденко А.В., Смирновой Л.А., Чумакиной Н.В., Караваевой О.А., Ельцовой З.В., Бирк Л.П., Панкратовой Т.А., Лазаревой Л.П., Анищенко Г.Л., Чистой Т.А., Грищенко И.А., Калюта Л.А., Мосур Л.А., Смаглюк Н.В., Михневой О.В., Бирст Л.Н., Вихляевой В.А. меры социальной поддержки предоставляются в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства РФ. Отсутствие финансирования само по себе не освобождает ответчика от предоставления третьим лицам предусмотренных законом мер социальной поддержки. В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17 июня 2004 года №12-П и от 15 мая 2006 года №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Москаленского района Омской области в полном объеме. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333-36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. В связи с этим Администрацию Москаленского муниципального района Омской области следует освободить от уплаты госпошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Москаленского муниципального района Омской области по непредоставлению медицинским работникам БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» ФИО10 мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Москаленского муниципального района Омской области предоставить медицинским работникам БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» ФИО11 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2011 год. Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Москаленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.Н. Шестакова Верно. Решение вступило (не вступило) в законную силу «__»____________2012 года. Судья _______________ (Ф.И.О.) Секретарь _______________ (Ф.И.О.) «___»_____________