Дело № Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года р.п. Мошково
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой С.Г.
при секретаре Емелькиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мошковского района Новосибирской области к РМОУ Мошковская СОШ № 1 об обязании исполнить обязательство в натуре, суд
Установил:
Прокурор Мошковского района Новосибирской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указывает, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой на предмет соблюдения ответчиком законодательства об охране труда, установлено, что в РМОУ Мошковской СОШ № 1 не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, согласно штатному расписанию. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в РМОУ Мошковской СОШ № 1, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Согласно ст. 37 Конституции РФ гражданам гарантировано право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. В силу ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с ч.12 ст.209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условия труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда закреплено ч. 9 ст.212 Трудового кодекса РФ. Согласно п.1.2 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Постановлением Минтруда России от 14.03.1997г.№12, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Названные выше обязательства установлены в целях защиты жизни и здоровья работников. Согласно п.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения. Таким образом, неисполнение ответчиком требований ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса РФ повлекло нарушение прав граждан на жизнь и здоровье, закрепленных ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Круг лиц, права которых нарушены, не может быть определен в связи со следующим. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в данном случае - работников, состоящих с ответчиком в трудовых отношениях либо состоящих в трудовых отношениях ранее, а также лиц, которые будут приняты на работу в указанную организацию в будущем. П.2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех пределах, каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Присуждение к исполнению обязанности в натуре является, согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав. В связи с изложенным, просит обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в соответствии со штатным расписанием.
Представитель ответчика в судебном заседании ФИО5 исковые требования прокурора Мошковского района Новосибирской области признал, пояснив, что предпринимаются действия по аттестации рабочих мест, составлен список профессий, подлежащих аттестации.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Проведенная прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, невозможно определить. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. То есть прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. Указанная правовая позиция подтверждена определением Верховного Суда РФ от 01.06.2007. В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных, правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ст.209, 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно ст.216 того же кодекса государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных - подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация
рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в
целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по
аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда.
Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих
мест по условиям труда:
1) осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;
2) формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно- распорядительные и методические документы и организует их изучение;
3) составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;
4) готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
5) присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;
6) составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
7) организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
8) при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
9) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план
мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда
включаются; в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В
плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации
указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения,
исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по
конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий
труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после,
согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным
уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и
включается в коллективный договор;
10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране
труда.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением -трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Согласно указанному Порядку (п.5) сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, "что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. До 01.09.2008 основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14.03.97 N 12. В нем (п.. 1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Представитель ответчика не оспаривал факта отсутствия результатов аттестации.
Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения суда до Дата обезличена года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мошковского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие РМОУ Мошковской средней общеобразовательной школы № 1, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест, согласно штатного расписания.
Обязать РМОУ Мошковскую среднюю общеобразовательную школу № 1 провести аттестацию рабочих мест согласно штатного расписания до Дата обезличена года.
Взыскать с РМОУ Мошковской средней общеобразовательной школы № 1 государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд, через суд
вынесший решение, в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Лукьянова С.Г.