Решение обжаловано ответчиком, определением кассационной инстанции оставлено без изменения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 марта 2010 года р.п. Мошково

Судья федерального районного суда общей юрисдикции Мошковского района Новосибирской области Лукьянова С.Г.

С участием помошника прокурора Мошковского района Новосибирской области Бондаревой Е.В.

При секретаре Емелькиной О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Сырцова В.Н. к Отделу пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области об индексации сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, о взыскании недополученных сумм, суд

У С Т А Н О В И Л:

Истец, в обоснование своих исковых требований указывает, что в производстве Мошковского районного суда Новосибирской области находится гражданское дело по его иску к Отделу пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области об индексации сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, о взыскании недополученных сумм. На сегодняшний день обстоятельства, существовавшие на момент предъявления иска, изменились, а именно: по делу вынесено кассационное определение, изменился период для расчета недополученных сумм, установлены новые индексы, ответчиком представлена новая информация о произведенных выплатах, отменено решение Мошковского районного суда Новосибирской области от xx.xx.xxxx г. При таких обстоятельствах, считает необходимым произвести новый расчет исковых требований и изменить исковые требования (предмет иска). Он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Как инвалиду вследствие аварии на ЧАЭС, в соответствии с действующим законодательством, ему была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, которая выплачивается до настоящего времени. Размер данной компенсации неоднократно менялся. На 1 июля 2000 года размер выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, составлял 1 095, 79 руб. С 01.01.2001 г. сумма возмещения вреда стала составлять 1 312, 76 руб., то есть была проиндексирована на основании ст. 3 ФЗ от 07.08.00 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», с применением индекса 1, 198. Считает, что выплачиваемая ему сумма возмещения вреда должна была индексироваться на основании роста МРоТ в период с 01.07.00 г. по 15.02.01 г., чего ответчиком сделано не было. Так, в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.00 г. № 35 (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.05 г. № 7, № 23 от 11.05.07 г.) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» указано: «В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основании роста МРоТ. При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 года, необходимо иметь ввиду следующее. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста МРоТ с февраля 1997 года до 01.07.00 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (ФЗ от 09.01.97 г. № 6-ФЗ и от 19.06.00 г. № 82-ФЗ). Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.00 г. исходя из базовой суммы, установленной ст. 4 ФЗ от 19.06.00 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 3 ФЗ от 07.08.00 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ». Однако, если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.00 г. до 01.01.01 г. В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.95 г. до 29.11.02 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом МРоТ, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01.07.00 г. до 01.01.01 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 ФЗ от 19.06.00 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.00 г., равного 1, 581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1.07.00 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.91 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст. 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда с 01.07.00 г. по 01.01.01 г.». Таким образом, на основании вышеизложенных норм права, на которые ссылается и ВС РФ в вышеуказанном Постановлении Пленума, считаю, что я имею право на индексацию выплачиваемых мне сумм возмещения вреда на основании роста МРоТ за период с 01.07.00 г. по 15.02.01 г. С 15.02.01 г., в связи с принятием ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.01 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с учетом Постановления Конституционного суда РФ №11-П от 19.06.02 г., индексация должна производиться исходя из роста величины прожиточного минимума по Новосибирской области. Кроме того, указанным законом ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам-чернобыльцам была установлена в твердой денежной сумме. Граждане, получавшие до вступления в силу названного ФЗ № 5-ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имели право выбора: получать ежемесячную денежную компенсацию в твердой денежной сумме, либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. xx.xx.xxxx года он подал заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, так как на тот момент сумма выплачиваемой ему компенсации составляла 1 312, 76 руб., т.е. была менее 2 500 рублей (что подтверждается материалами дела, справкой ответчика). На тот момент он не был осведомлен о своем праве на индексацию выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании роста МРоТ за период с 01.07.00 г. по 15.02.01 г., соответствующего постановления Пленума ВС РФ, разъясняющего такое право, на тот момент принято не было. На сегодняшний день, исходя из вышеизложенных норм права и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ, он имеет право на индексацию спорной компенсации на основании роста МРоТ за период с 01.07.00 г. по 15.02.01 г. с применением индексов 1, 581 и 1, 515. С учетом такой индексации на 15.02.01 г. спорная компенсация составляет более 2 500 рублей, а именно 2 624, 65 руб. (расчет имеется в материалах дела). Отказываться от права на получение компенсации в большем размере он не намерен. В связи с этим считает, что имеет право на сохранение и индексацию ранее установленной суммы возмещение вреда, определенной ему в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Считает, что факт подачи им в 2001 году заявления о выплате ежемесячной денежной компенсации в твердом размере не может являться основанием для ограничения его прав и размера компенсации. Если бы индексация выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании роста МРоТ была произведена своевременно, он бы не обращался с заявлением о выплате компенсации в твердом размере, т.к. это явно ухудшает его положение, по сути, является отказом от принадлежащего ему права на получение компенсации в большем размере. Что касается критерия индексации, подлежащего применению с 15.02.01 г., считает, что индексы роста величины прожиточного минимума необходимо определять как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионера за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионера за предыдущий год. Именно такой расчет индексов отражает реальный рост величины прожиточного минимума (расчет прилагается). Федеральным законом от 26.04.04 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. ФЗ от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) внесены изменения в ст. 5 «чернобыльского» закона. На сегодняшний день размеры выплат гражданам, установленные «чернобыльским» законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Указанный закон предусматривает (ст. 3), что индексация выплачиваемой ему суммы возмещения вреда исходя из уровня инфляции, должна производиться с 19 июня 2002 года, т.е. норме права придана обратная сила. Однако, согласно п. 3.2. Определения Конституционного суда РФ № 364-0 от 04.10.2005 г., «уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствиями с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (ст. 19 ч.1 Конституции РФ), а также исходить из правовых позиций Конституционного суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел

будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002 г. по 29.05.2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации». Поэтому считает, что индексация сумм возмещения вреда за 2002 - 2004 г.г. включительно должна производиться на основе роста величины прожиточного минимума по НСО, так как данный критерий более высокий, чем рост уровня инфляции на указанные года. Кроме того, в силу положений базового «чернобыльского» закона (в ред. ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ), суммы ежемесячных выплат подлежат ежегодной индексации. Поэтому переход на новый критерий индексации считает необходимым производить только по окончании календарного года. Считает, что исходя из уровня инфляции, суммы возмещения вреда подлежат индексации только с 01.01.2005 года. Поскольку ответчик не производит индексацию выплачиваемых ему сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за указанный период и по указанным критериям добровольно, то он вынужден обратиться с настоящим иском в суд. Недополученная сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01.07.00 г. по 31.12.09 г. включительно составляет 173 810,31 рубля (расчет прилагается). Что касается надлежащего ответчика по настоящему иску, то в соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ № 35 (с последующими изменениями), «в силу статьи 5 базового закона (в редакции ФЗ от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем 3 п. 15 ч. 1 ст. 14 названного Закона, выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС». Поэтому считаю, что ответчиком по иску является Отдел пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области. Распорядителем же бюджетных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 872 (утвержденные данным Постановлением Правила финансового обеспечения применяются и в 2010 году), является Федеральная служба по труду и занятости. Списки на выплату суммы возмещения вреда в Федеральную службу по труду и занятости направляются Департаментом социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. Поэтому считаю необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц Федеральную службу по труду и занятости и Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. На основании изложенного, просит Взыскать с Отдела пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области за счет средств федерального бюджета в пользу Сырцова ..., начиная с 1 января 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 9 420, 86 рубля, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Взыскать с Отдела пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области за счет средств федерального бюджета в пользу Сырцова ... за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2009 года включительно недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 173 810, 31 рубля.

В судебном заседании представитель ответчика Евтеева Н.Ф. исковые требования Сырцова не признала, пояснив, что Согласно разъяснениям п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 №35 (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 №7 и от 11.05.2007 № 23) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 базового закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При определении представителя надлежащего ответчика по настоящему делу, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, необходимо принять во внимание то обстоятельство, что выплату денежных компенсаций за вред здоровью пострадавшим гражданам производят государственные органы, которым федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрены необходимые денежные средства. Действительно, в соответствии с пунктом 4 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2004 № 819, от 20.06.2005 № 387) (далее - Порядок) «выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 872 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 866) «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» государственным органом, производящим заявленные истцом выплаты и уполномоченным выступать от имени казны РФ, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) как главный распорядитель бюджетных средств по расходным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанный государственный орган включен в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2008 год, и в приложении 28 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»" Роструду (код 150) предусмотрены соответствующие бюджетные средства. Именно Роструд ежемесячно перечисляет Сырцову В.Н. денежные средства в счет возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием. Таким образом, отдел считает, что надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу в части взыскания задолженности является Российская Федерация, а представителем надлежащего ответчика может быть привлечена Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Правила финансирования и порядок выплаты инвалиду ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 базового закона, установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 872 и Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2004 № 819, от 20.06.2005 № 387) «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Списки с фамилией Сырцов В.Н. с 01.01.2008 были составлены отделом и направлены в департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. Отдел является стороной спорного правоотношения, но только в части назначения размера периодической компенсационной выплаты Сырцову В.Н. Согласно п. 15 ч.1 ст. 14 базового закона выплата ежемесячной денежной компенсации производится уполномоченным органам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 5 базового закона (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные базовым законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Расчет истца по объему исковых требований противоречит положениям ч. 3 ст. 5, п. 15 ч. 1 ст. 14 базового закона, а также постановлениям Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 №326 (с изм. от 31.07.2006) "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм", от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Названными нормативными актами определяется не только коэффициент индексации на календарный год, но и размеры денежных компенсаций, подлежащих к выплате получателю.

Представители третьих лиц – Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области, Федеральная Служба по труду и занятости, надлежащим образом уведомленные о дате судебного заседания, в процесс не явились.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с решением Мошковского районного суда общей юрисдикции от xx.xx.xxxx года с Управления социальной защиты населения территориальной администрации Мошковского района, Новосибирской области за счет средств федерального бюджета в пользу Сырцова В.Н. была взыскана задолженность по выплатам компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 1 марта 2002 года по 31 августа 2003 года в сумме 9682, 5 руб.

Определением Мошковского районного суда Новосибирской области от xx.xx.xxxx года решение Мошковского районного суда от xx.xx.xxxx года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.00 г. № 35 (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.05 г. № 7, № 23 от 11.05.07 г.) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» - «В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основании роста МРоТ. При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 года, необходимо иметь ввиду, что суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста МРоТ с февраля 1997 года до 01.07.00 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся. Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.00 г. исходя из базовой суммы, установленной ст. 4 ФЗ от 19.06.00 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 3 ФЗ от 07.08.00 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ»._Однако, если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.00 г. до 01.01.01 г. В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2288). ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.95 г. до 29.11.02 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом МРоТ, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01.07.00 г. до 01.01.01 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 ФЗ от 19.06.00 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.00 г., равного 1, 581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1.07.00 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.91 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 г. №. 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст. 3 названного Закона Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда с 01.07.00 г. по 01.01.01 г.».

На основании вышеизложенного, суд считает, суммы, выплачиваемые Сырцову В.Н. в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежат индексации на основании роста МРоТ за период с 01.07.00 г. по 15.02.01 г.

С 15.02.01 г., в связи с принятием ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.01 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с учетом Постановления Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.02 г., индексация должна производиться исходя из роста величины прожиточного минимума по Новосибирской области. Как следует из решения Мошковского районного суда Новосибирской области от xx.xx.xxxx года выплачиваемая Сырцову В.Н. сумма в возмещение вреда здоровью была проиндексирована на основании роста прожиточного минимума за 2001, 2002г. за период с 1марта 2002 г. по 31 августа 2003 г. Однако, индексация была произведена без учета индексации по росту МРоТ. На основании изложенного суд приходит к выводу, что сумма компенсации за период с 1 марта 2002 года по 31 августа 2003 года увеличивается, так как подлежит индексации по росту МРоТ.

Индексы роста величины прожиточного минимума необходимо определять как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионера за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионера за предыдущий год (согласно Определения судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 25.08.06 г. № 37-В06-8). Именно такой расчет индексов отражает реальный рост величины прожиточного минимума.

Федеральным законом от 26.04.04 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 5 Законе. РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», согласно которых, на сегодняшний день размеры выплат гражданам, установленные «чернобыльским» законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Так же ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что индексация выплачиваемой суммы вымещения вреда, исходя из уровня инфляции, должна производиться с 19 июня 2002 года.

Как следует из п. 3.2 Определения Конституционного суда РФ № 364 - 0 от 4 октября 2005 года о применении нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года «В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера вьшлат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002 г. по 29.05.2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации».

Исходя из уровня инфляции, суммы возмещения вреда подлежат индексации только с 1 января 2005 года.

РАСЧЕТ недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. Размер коэффициентов не оспаривался представителем ответчика.

1. С 01.07.00 г. МРОТ увеличился с 83, 49 руб. до 132 руб., т.е. в 1, 581 раза. Должно было быть выплачено за период с 01.07.00 г. по 31.12.00 г.:

1 095, 79 х 1, 581 = 1 732, 44 руб. 1 732, 44x6 = 10 394, 64 руб.

Фактически выплачено (согласно информации от 27.11.09 г., предоставленной ответчиком) за указанный период: 1 095, 79 х 6 = 6 574, 74 рубля. Недополученная сумма за период с 01.07.00 г. по 31.12.00 г.: 10 394, 64-6 574, 74 = 3 819,9 руб.

2. С 01.01.01 г. МРОТ увеличился со 132 руб. до 200 руб., т.е. в 1, 515 раза.
Должно было быть выплачено за 2001 год:

1 732, 44 х 1,515 =2 624, 65руб.

2 624, 65 х 12= 31 495,8 руб.

Фактически выплачено (согласно информации от 27.11.09 г., предоставленной ответчиком) за 2001 год:

1 312, 76 +1 312, 76 + 2 493, 62 + 3 100 + (2 500 х 8) = 28 219, 14 руб. Недополученная сумма за 2001 год:

31 495, 8 - 28 219,14 = 3 276,66 руб.

3. На 2001 год рост величины прожиточного минимума для пенсионера по Новосибирской области составил (соотношение средней величины прожиточного минимума за 2001 и 2000 г.г.) 1, 335.

Должно было быть выплачено за 2002 год:

2 624, 65 х 1, 335 = 3 503, 91 руб.

3 503,91 х 12 = 42 046, 92 руб.

Фактически выплачено за 2002 год:

2 500 х 12 = 30 000 руб.

Недополученная сумма за 2002 год: 42 046, 92 - 30 000 = 12 024, 92 руб.

4. На 2002 год рост величины прожиточного минимума для пенсионера по НСО (соотношение средней величины прожиточного минимума за 2002 и 2001 г.г.) составил 1, 287, а рост инфляции на 2003 года составил 1,12.

Должно было быть выплачено за 2003 год:

3 503, 91 х 1, 287 = 4 509, 53 руб.

4 509, 53 х 12 = 54 114, 36 рублей.

Фактически выплачено за 2003 год:

(2 500 х 8) + (3 363, 75 х 4) = 33 455 руб.

Недополученная сумма за 2003 год: 54 114, 36 - 33 455 = 20 659,36 рублей

5. На 2003 год рост величины прожиточного минимума для пенсионера по НСО (соотношение средней величины прожиточного минимума за 2003 и 2002 г.г.) составил 1, 164, а рост уровня инфляции на 2004 год составил 1,1

Должно было быть выплачено за 2004 год:

4 509, 53 х 1, 164 = 5 249, 09руб.

5 249, 09 х 12 = 62 989, 08 руб.

Фактически выплачено за 2004 год: 3 363, 75 х 12 =40 365 руб. Недополучена сумма за 2004 год:

62 989, 08 - 40 365 = 22 624,08 руб.

6.Коэффициент в 2005 году составил 1,11

5 249, 09 х 1,11 = 5 826, 49руб.

Должно было быть выплачено за 2005 год: 5 826,49 х 12 = 69 917, 88 руб. Фактически выплачено за 2005 год:

(3 363, 75 х 4) +3 450 + 9 682, 5 + (3 726 х 7) + 345 + 603, 75 + 1 380 = 54 998,25 руб.

Недополученная сумма за 2005 год составила: 69 917,88 - 54 998,25 = 14 919,63 руб.

7.Коэффициент в 2006 году составил 1,09.

Сумма возмещения вреда с 01.01.06 г. должна была составлять:

5 826,49 х 1, 09 = 6 350, 87руб.

Должно было быть выплачено за 2006 год: 350, 87 х 12 = 76 210,44 руб. Фактически выплачено за 2006 год:

(3 726 х 4) + 828 + 276 + 3 795 + 1 935, 48 + 3 795 + 4 117, 58 + 4 117, 58 + 8 691, 4 + (4 416, 1 х 4)= 60 124,44 руб.

Недополученная сумма возмещения вреда за 2006 год: 76 210, 44 - 60 124, 44 = 16 086 рублей.

8. Коэффициент на 2007 год составил 1,08.

Сумма возмещения вреда с 01.01.07 года должна была составлять:

6 350, 87 х 1,08 = 6 858, 94 руб.

Должно было быть выплачено за 2007 год:

6 858,94 х 12 = 82 307,28 руб.

Фактически выплачено за 2007 год:

(4 416, 1 х 3) + 4 476, 78 + 2 428, 62 + (4 834, 92 х 8) = 58 833, 06 руб. Недополученная сумма за 2007 год составляет: 82 307, 28 - 58 833, 06 = 23 474,22 руб.

9. Коэффициент на 2008 год составил 1,105.

Сумма возмещения вреда с 01.01.08 г. должна была составлять:

6 858, 94 х 1, 105 = 7579, 13руб.

Должно было быть выплачено за 2008 год:

7 579, 13 х 12 = 90 949, 56 руб.

Фактически выплачено за 2008 год:

4 834, 92 + 338, 44 + 5 173, 36 + 145, 06 + (5 245, 89 х 6) + 773, 6 + (5 342, 59 х 4) = 64 111, 08 руб.

Недополученная сумма возмещения вреда за 2008 год составляет: 90 949, 56 - 64 111, 08 = 26 838,48 руб.

10. Коэффициент на 2009 год оставляет 1,13.

Сумма возмещения вреда с 01.01.09 г. должна была составлять:

7 579, 13x 1,13 =5 564, 42руб.

Должно было быть выплачено за 2009 год:

8 564, 42 х 12 = 102 773, 04 руб.

Фактически выплачено за 2009 год:

(5 796, 71 x6) + (6 037, 13 х 6) + 1 682, 94 = 72 685, 98 руб.

Недополученная сума возмещения вреда за 2009 год: 102 773, 04 - 72 685, 98 = 30 087,06 руб.

11. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.09 г. коэффициент индексации на 2010 года составляет 1,1.

С 01.01.10г. сумма возмещения вреда должна составлять:

8 564,42x 1, 1 = 9 420,86 руб.

Общая сумма недополученной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.00 г. по 31.12.09 г. составляет: 3 819,9 + 3 276,66 + 12 024,92 + 20 659,36 + 22 624,08 + 14 919, 63 + 16 086 + 23 474,22 + 26 838,48 + 30 087,06 = 173 810,31 руб.

Доводы ответчика о том, что в 2001 году Сырцовым В.Н. было подано заявление о выплате компенсации в твердой денежной сумме, в связи с чем, в иске Сырцову В.Н. необходимо отказать, суд считает несостоятельным, поскольку в этой связи заслуживают внимание доводы истца, которые суд признаёт соответствующими закону, а именно на момент написания заявления о выплате компенсации в твердой денежной сумме выплачиваемой ему компенсации составляла 1 312, 76 руб. была менее 2 500 рублей. На тот момент истец не был осведомлен о своем праве на индексацию выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании роста МРоТ за период с 01.07.00 г. по 15.02.01 г., соответствующего постановления Пленума ВС РФ, разъясняющего такое право, на тот момент принято не было. На сегодняшний день, исходя из вышеизложенных норм права и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ, он имеет право на индексацию спорной компенсации на основании роста МРоТ за период с 01.07.00 г. по 15.02.01 г. с применением индексов 1, 581 и 1, 515. С учетом такой индексации на 15.02.01 г. спорная компенсация составляет более 2 500 рублей, а именно 2 624, 65 руб. Отказываться от права на получение компенсации в большем размере он не намерен. Факт подачи им в 2001 году заявления о выплате ежемесячной денежной компенсации в твердом размере не может являться основанием для ограничения права истца.

Доводы ответчика о том, что Отдел пособий и социальных выплат Мошковского района является ненадлежащим ответчиком суд находит несостоятельными по следующим основаниям, в соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ № 35 «в силу статьи 5 базового закона (в редакции ФЗ от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем 3 п. 15 ч. 1 ст. 14 названного Закона, выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС».

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Отдела пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области за счет средств федерального бюджета в пользу Сырцова ..., начиная с 1 января 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 9420 рублей 86 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Одела пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области за счет средств федерального бюджета в пользу Сырцова ... за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2009 года включительно недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 173 810 рублей 31 коп.

Взыскать с Отдела пособий и социальных выплат Мошковского района Новосибирской области государственную пошлину 4676 рублей 20 копеек.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении 10 дней.

Судья Лукьянова С.Г.