Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» мая 2011 г. р.п. Мошково НСО
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мухиной М.В.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора Мошковского района
Новосибирской области Пичугиной С.М.,
Заинтересованных лиц:
представителя администрации Сокурского сельсовета
Мошковского района Новосибирской области Мурачева С.В.,
Представителя администрации Мошковского района
Новосибирской области Братчикова В.А.,
Представителя отдела лесных отношений по
Мошковскому лесничеству Розова Н.Н.,
Представителя управления Росреестра по Новосибирской области Баевой Н.Г.,
при секретаре Кирьяновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Мошковского района о признании бездействия администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области незаконным, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на лесные площади 898 га, образованию лесничеств, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и обязании администрацию Сокурского сельсовета оформить право собственности на лесные площади, образовать лесничества, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проекты освоения лесов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мошковского района Новосибирской области обратился в Мошковский районный суд с заявлением к администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области о признании бездействия администрации Сокурского сельсовета незаконным, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на лесные участки, образованию лесничеств, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и обязании администрацию Сокурского сельсовета оформить право собственности на лесные участки, образовать лесничества, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проекты освоения лесов.
В обосновании своих требований указывает, что в результате надзорной деятельности прокуратуры района в сфере исполнения природоохранного законодательства органами местного самоуправления установлено, что администрацией Сокурского сельсовета не принято мер по оформлению права муниципальной собственности на лесные участки, образованию лесничеств, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов. Постановлением губернатора Новосибирской области «Об утверждении лесного плана Новосибирской области» от 31.12.2008 г. утвержден лесной план Новосибирской области, согласно которому леса, расположенные на землях лесного фонда по Мошковскому району, занимают общую площадь - 98,5 тыс. га. Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения президиума Совета Мошковского районного Совета народных депутатов Новосибирской области «О передаче земель сельских населенных пунктов в ведение сельским Советам народных депутатов», в ведение муниципального образования Сокурского сельсовета переданы лесные площади в размере 898 га. Отсутствие лесничеств, осуществляющих контроль и охрану лесных площадей, переданных в ведение муниципального образования, ведет к увеличению незаконных порубок древесины. Не осуществляя вырубку поврежденных насаждений, очистку захламления, загрязнения и иного негативного воздействия приводит к нанесению вреда лесам. Администрацией Сокурского сельсовета не принято мер, направленных к оформлению лесных участков в муниципальную собственность, образованию лесничеств, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов.
В судебном заседании прокурор уточнил требования и просил признать незаконным бездействие администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на лесные площади 898 га, образованию лесничеств, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и обязать администрацию Сокурского сельсовета оформить право собственности на лесные площади, образовать лесничества, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проекты освоения лесов. Также пояснил, что на основании решения президиума Совета Мошковского районного Совета народных депутатов в ведение муниципального образования Сокурского сельсовета переданы лесные площади в размере 898 га. С <данные изъяты> года администрацией Сокурского сельсовета не принято мер по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, определению границ и составлению лесных участков находящихся на землях сельскохозяйственного назначения и переданных в ведение Сокурского сельсовета с кадастровыми номерами №, №, №. А отсутствие лесничеств, осуществляющих контроль и охрану лесных площадей, переданных в ведение муниципальных образований, ведет к увеличению незаконных порубок древесины, захламлению, загрязнению и иному негативному воздействию приводящему к нанесению вреда лесам.
В целях проведения реформы местного самоуправления, на основании Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано до ДД.ММ.ГГГГ установить, в соответствии с требованиями Закона, границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, муниципального района. Муниципальное образование в границах Мошковского района наделено статусом муниципального района, а в его пределах образованы муниципальные образования - сельские поселения.
ДД.ММ.ГГГГ, согласно Закону Новосибирской области «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области», утверждены границы муниципального образования и Мошковский район наделен статусом муниципального района. Статьей 3 вышеуказанного закона Сокурский сельсовет наделен статусом поселения в Мошковском районе, в состав территории которого входят населенные пункты: п.Орск, п.Кошево, п.Барлакский, п.Емельяновский, п.Шуринский, с.Сокур, п.Майский, остановочная платформа Ферма.
В соответствии с п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий. Такие вопросы местного значения как владение и распоряжение муниципальным имуществом исполнение местного бюджета, местными финансами др. являются продолжающими и беспрерывными в своей реализации.
В статье ст. 19 Земельного кодекса РФ 2001 г. закреплено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. В соответствии со ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» к собственности поселений, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований и иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки.
В целях реализации этих положений Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 №404 утвержден Перечень документов, необходимый для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок (при разграничении государственной собственности на землю). В случае, если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органам местного самоуправления, то в регистрационную службу представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действующим на момент издания такого акта), иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка.
Решение президиума Совета Мошковского районного Совета народных депутатов Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № является правоустанавливающим документом, подтверждающим принадлежность лесных площадей расположенных на земельных участках Сокурского сельсовета. В соответствии с требованиями ст. 12 Земельного кодекса РСФСР, в 1991 к компетенции местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относилось предоставление земельных участков не в собственность, а в ведение органам местного самоуправления, поскольку разграничение государственной собственности на землю отсутствовало.
Администрацией Сокурского сельсовета не приняты мероприятия, направленные на формирование лесных участков, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, по оформлению права муниципальной собственности лесных площадей. Прежде чем обратиться в регистрационную службу для оформления права собственности, необходимо из переданных в ведение муниципальному образованию лесных площадей сформировать лесные участки, с последующим документальном оформлением. Так как на сегодняшний день распоряжение землями входит в полномочия администрации района, то администрации муниципального образования Сокурского сельсовета необходимо обратиться в администрацию Мошковского района для формирования земельных участков на которых находятся лесные площади 898 га.
Представитель администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области требования прокурора не признал и в судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Мошковский отдел на землях сельскохозяйственного назначения, ранее переданных в ведение сельских советов, числится лесных площадей 4083 га, в том числе муниципальное образование Сокурский сельсовет за чертой населенных пунктов: п. Барлакский – 36 га, п.Емельяновский – 226 га, п. Кошево – 85 га, Нефтянник – 8 га, с. Орск – 49 га, п.Смоленский – 226 га, с. Сокур – 266 га, п. Шуринский – 2 га. Итого 898 га. То есть, указанные лесные площади располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. В силу ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не относятся к муниципальной собственности поселений земли сельскохозяйственного назначения. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в собственности муниципального образования Сокурского сельсовета. Кроме того, согласно п. 4 Указа Президента РФ от 26.10.1993 года №1760 «О реформе местного самоуправления в РФ», деятельность городских и районных советов народных депутатов прекращается, их функции выполняют соответствующая местная администрация. Указанная норма не предусматривала возможность правопреемства прав и обязанностей вновь созданных муниципальных органов власти от предыдущих. В связи с этим, считает, что администрация Сокурского сельсовета не может являться правопреемником прав и обязанностей Сокурского сельского совета народных депутатов. Также требования прокурора в части оформления права муниципальной собственности на лесные площади, образования лесничества, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, не являются обоснованными. В соответствии с решением Президиума Мошковского районного совета народных депутатов Новосибирской области от 16.07.1991 года №30 лесные площади передавались во владение муниципальному образованию, а не в собственность. Согласно статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Таким образом, принуждение к государственной регистрации права, в том числе права муниципальной собственности Сокурского сельсовета является незаконным.
Представитель администрации Мошковского района Новосибирской области с требованиями прокурора не согласился и в судебном заседании пояснил, что данные требования являются незаконными и необоснованными, так как в соответствии с ч.10 ст.85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее - Закон), органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч.5 ст.84 Закона. Вопросы местного значения поселения перечислены в ст. 14 Закона, данная статья не предусматривает решение поселением вопросов, обозначенных в заявлении прокурора. Более того, в ч.2 ст.50 Закона установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности поселения для решения вопросов местного значения. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч.2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению. Таким образом, заявление прокурора заявлено ненадлежащему лицу, а во-вторых, имущество, обозначенное в заявлении, не может находиться в собственности поселения. В связи с этим считает, что в удовлетворении требований прокурора района следует отказать.
Представители отдела лесных отношений по Мошковскому лесничеству и управления Росреестра по Новосибирской области в судебном заседании просили вынести решение на усмотрение суда.
Также представитель Росреестра по Новосибирской области Баева Н.Г. в судебном заседании пояснила, что лесные площади находятся на землях сельскохозяйственного назначения и в 1991 году земли передавались в ведение сельских советов народных депутатов, чтобы сельские советы могли развиваться. Лесные площади числятся за муниципальным образованием только по учету, никаких актов приема-передачи лесных площадей не составлялось.
Представители департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, департамента лесного хозяйства Новосибирской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о месте и времени слушания дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела и исследовав все доказательства в совокупности, пришел к выводу, что уточненные требования прокурора Мошковского района Новосибирской области удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с решением президиума Мошковского районного совета народных депутатов Новосибирской области от 16.07.1991 года №30 «О передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Балтинскому, Сокурскому сельским советам народных депутатов», Сокурскому сельскому совету народных депутатов переданы земельные участки для развития огородничества, пастьбы личного скота граждан, в том числе лесные площади в количестве 898 га. Сокурский сельский совет народных депутатов на переданных в его ведение землях должен осуществлять учет и контроль за использованием и охраной земель.
В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Мошковский отдел, на землях сельскохозяйственного назначения, ранее переданных в ведение Сокурского сельского совета, числится лесных площадей 898 га, из которых за чертой населенных пунктов: п. Барлакский – 36 га, п. Емельяновский – 226 га, п. Кошево – 85 га, Нефтянник – 8 га, с. Орск – 49 га, п. Смоленский – 226 га, с. Сокур – 266 га, п. Шуринский – 2 га.
Таким образом, лесные площади, переданные в ведение Сокурского сельского совета располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Данный факт подтверждается кадастровыми выписками о земельных участках с кадастровыми номерами №; №; №, а также экспликацией земель Сокурского сельсовета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В соответствии со ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (п.10 ст.3 указанного закона).
Согласно ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
К вопросам местного значения поселений, в том числе, относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. (ст.14 данного закона)
В статье 5 устава муниципального образования Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области указаны аналогичные вопросы местного значения поселения.
Суд учитывает, что предметом рассмотрения данного заявления прокурора являются лесные площади, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, то есть на землях, расположенных за чертой населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Сокурского сельсовета, указанных в п.2 ст.1 устава муниципального образования. В связи с этим, земли сельскохозяйственного назначения, на которых расположены лесные площади, указанные в заявлении прокурора Мошковского района Новосибирской области, не могут находиться в собственности муниципального образования Сокурского сельсовета. Следовательно, Сокурский сельсовет не уполномочен оформлять право собственности на лесные площади, находящиеся на указанных землях.
Также не могут быть удовлетворены требования прокурора об обязании администрации Сокурского сельсовета оформить право собственности на лесные площади, образовать лесничества, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проекты освоения лесов, так как в силу ст.84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений распространяются на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.
Решение президиума Совета Мошковского районного Совета народных депутатов Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № не является правоустанавливающим документом, и подтверждающим принадлежность лесных площадей расположенных на земельных участках Сокурского сельсовета, так как, согласно указанному решению земельные участки передавались в ведение Сокурского сельского совета народных депутатов, а не в собственность.
Кроме этого, суд не принимает утверждение прокурора о том, что муниципальное образование Сокурский сельсовет Мошковского района Новосибирской области является правопреемником Сокурского сельского совета народных депутатов Мошковского района, так как согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реформе местного самоуправления в РФ», деятельность городских и районных советов народных депутатов прекращается, их функции выполняют соответствующая местная администрация, что не предусматривает правопреемства прав и обязанностей вновь созданных муниципальных органов власти от предыдущих.
Институт органов местного самоуправления был введен Конституцией Российской Федерации 12.12.1993 года, поэтому ссылка прокурора на ч.10 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 №131- Ф3 является не состоятельной.
В связи с этим, администрация Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области не может являться правопреемником Сокурского сельского совета народных депутатов Мошковского района.
Следовательно, суд приходит к выводу, что заявление прокурора о признании бездействия администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области незаконным, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на лесные площади 898 га, образованию лесничеств, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и обязании администрации Сокурского сельсовета оформить право собственности на лесные площади, образовать лесничества, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проекты освоения лесов, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В уточненных требованиях прокурора Мошковского района Новосибирской области о признании бездействия администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области незаконным, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на лесные площади 898 га, образованию лесничеств, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и обязании администрации Сокурского сельсовета оформить право собственности на лесные площади, образовать лесничества, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, проекты освоения лесов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: М.В.Мухина