Решение о возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов



Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2012 г.                                          р.п. Мошково, НСО

Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Гребенщиковой С.В.
при секретаре Бухмиллер О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мошковского района Новосибирской области к администрации МО Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Мошковского района Новосибирской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Мошковский районный суд с указанными требованиями.

В обоснование доводов заявления указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части проведения органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов было выявлено нарушение законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими

нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения по ним не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов.

Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, органом местного самоуправления администрация Ташаринского сельсовета не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты.

В связи с чем, прокурор просит признать бездействие администрации МО Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным и обязать администрацию МО Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области проводить антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и их проектов.

В судебном заседании представитель прокуратуры Мошковского района новосибирской области Бершанский Е.Г. уточнил заявленные требования в части возложения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы и просил обязать администрацию МО Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание представитель администрации МО Ташаринского сельского совета Мошковского района Новосибирской области Филимонов В.В. не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие с заявленными требованиями согласился.

Выслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, представленные доказательства, дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд в сфере гражданских правоотношений – один из способов защиты гражданских прав в судебном порядке и поэтому его (способа) применение правомерно и основано как на требованиях Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», так и на положениях Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими

нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

В судебном заседании представителем заинтересованного лица администрации МО Ташаринского сельского совета Мошковского района Новосибирской области не отрицался тот факт, что антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов в администрации МО Ташаринского сельского совета не проводится.

Ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека.

Таким образом, в связи с бездействием администрации МО Ташаринского сельского совета Мошковского района, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных правовых актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенного, суд определяет администрации МО Ташаринского сельского совета Мошковского района Новосибирской области срок для исполнения решения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Мошковского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования Ташаринского сельского совета Мошковского района Новосибирской области обязанность не позднее ДД.ММ.ГГГГ провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия через Мошковский районный суд Новосибирской области.

Судья