22-2336/2011



Судья Дроздова Т.Н.                                                 № 22-2336

                                   КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2011 года                                          город Красногорск      

                                                                                                                            

Судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда в составе

председательствующего судьи Бобкова Д.В.,

судей Киселёва И.И. и Юрасовой О.С.,

c участием прокурора отдела прокуратуры Московской области Сеурко М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осужденного Саломова В.У. и его защитника адвоката Лобковой А.А. на приговор Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 15 февраля 2011 года, которым

Саломов Вали Умарович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин <адрес>, не судимый, осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ к лишению свободы сроком на восемь лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Киселёва И.И. и мнение прокурора, полагавшей приговор оставить без изменения, жалобы без удовлетворения, выслушав объяснения осужденного Саломова В.У. и его адвоката Зыковой И.Э., поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия

                                  у с т а н о в и л а:

Приговором суда Саломов признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшего по неосторожности смерть человека, при обстоятельствах, изложенных в приговоре. В судебном заседании он признал себя частично виновным. Считая состоявшийся приговор незаконным и необоснованным, осужденный в кассационной жалобе настаивает на его отмене. Заявляя о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, утверждает о непричастности к смерти потерпевшего. По изложенным основаниям просит направить дело на новое разбирательство.

Полагая, что наказание, назначенное Саломову, является чрезмерно суровым, его адвокат Лобкова в кассационной жалобе также приводит доводы о невинности осужденного. Утверждая, что следствием точно не установлено количество ударов, нанесённых погибшему, выдвигает иную версию происшедшего и доказывает, что Саломов не нападал, а оборонялся. Ссылаясь далее на показания свидетеля М., подвергает критической оценке доказательства, положенные судом в основу приговора, и настаивает, что Саломов ударил палкой Ф. один раз. Перечисляя затем процессуальные нарушения, допущенные, по её мнению, следственными органами, считает вину Саломова по ст. 111 ч. 4 УК РФ не доказанной. По изложенным основаниям просит прекратить уголовное преследование подзащитного.

Расценивая, в свою очередь, вынесенный приговор, как законный и обоснованный, наказание, назначенное осужденному, как справедливое и соразмерное содеянному, а доводы осужденного и его адвоката, приведённые в жалобах, как надуманные и несостоятельные,           в возражениях на них, государственный обвинитель Рыбина просит оставить приговор без изменения, а жалобы Саломова и его адвоката Лобковой, без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.

Несмотря на отрицание вины в причинении Ф. тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, вина Саломова в инкриминированном деянии установлена совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе собственными показаниями виновного, данными на следствии, показаниями свидетелей, заключением экспертизы, протоколом проверки показаний на месте, другими материалами дела. А из него видно, что обстоятельства происшедшего 03 сентября 2010 года судом тщательно проверены.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы, исследованной судом, усматривается, что смерть Ф. наступила от отёка и смещения головного мозга, развившихся в результате закрытой черепно-мозговой травмы с переломами правой височной кости, кровоизлияниями над и под оболочки головного мозга и его ушибами. Видно из заключения и то, что по голове погибшего произведено не менее четырёх ударных воздействий тупыми твёрдыми предметами как в правую височную область, так и по лицу справа, а также в теменную и затылочную области. Между причинённым тяжким вредом здоровью и наступившей смертью имеется прямая причинно-следственная связь.

Из показаний свидетеля Ш., исследованных судом, усматривается, что в тот момент, когда все родственники свернули за угол, на них набросились Саломов, его брат Г. и двое незнакомых таджиков. Имевшимися палками, длиной около 1,5 метра, нападавшие стали их избивать. Подтвердил свидетель и тот факт, что бил палкой Ф. именно Саломов.

Дополняя его показания, свидетель К. подтвердил, что в ходе нападения на них, видел, как именно Саломов Вали бил палкой сначала его сыновей Б. и Ш..       А после того, как упал на землю от удара Г., видел и то, как Саломов Вали бил палкой лежащего на земле племянника Ф.. Уточнил свидетель и тот факт, что хорошо рассмотрел, как именно Саломов Вали нанёс Ф. не менее двух ударов палкой по голове.

Признавая вину в содеянном, и подтверждая обстоятельства происшедшего 03 сентября 2010 года, Саломов, допрошенный в качестве обвиняемого, показал, что именно он бил деревянной палкой по голове Ф. но сколько раз наносил удары не помнит. Детализировал Саломов и тот факт, что именно от его удара по голове Ф. упал на землю.

Выводы экспертизы, показания свидетелей и собственные показания Саломова, таким образом, неопровержимо свидетельствуют о том, что именно он, в процессе нападения, умышленно нанёс Ф. не менее четырёх ударов палкой по голове, причинив ему в результате тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего.

Вопреки доводам жалоб о невиновности осужденного, доказательства, приведённые судом в приговоре, носят последовательный и убедительный характер. Они логичны, беспристрастны, дополняют и конкретизируют друг друга и исключают возможность оговора подсудимого со стороны свидетелей, поскольку никаких весомых мотивов для этого из дела не усматривается. Не может согласиться коллегия и с утверждениями о том, что в процессе конфликта Саломов не нападал, а оборонялся. Версия подсудимого в этой части надлежаще проверена судом и, как противоречащая фактическим обстоятельствам, обоснованно отвергнута. Несостоятельны ссылки адвоката и на показания свидетеля М.. Материалами дела подтверждено, что именно Саломов с братом и двумя таджиками первыми напали на семью Ф. и начали избивать их заранее подготовленными деревянными палками.

На основании исследованных доказательств суд обоснованно признал Саломова виновным по ст. 73 УК РФ. Что касается наказания, назначенного Саломову, то в этом случае, как полагает коллегия, имеются основания для его смягчения.

Федеральным законом от 07 марта 2011 года № 26 редакция ст. 111 ч. 4 УК РФ, снизить.

Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ судебная коллегия                       

                          

                        о п р е д е л и л а:

Приговор Орехово-Зуевского городского суда от 15 февраля 2011 года в отношении Саломова Вали Умаровича изменить. Переквалифицировать действия Саломова В.У. со ст. 111 ч. 4 УК РФ в редакции ФЗ от 07 марта 2011 года № 26, по которой назначить наказание в виде лишения свободы сроком на семь лет десять месяцев без ограничения свободы. В остальной части состоявшийся приговор оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий                         

Судьи