Дело № 22-2876/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Красногорск
Московская область 05 мая 2011г.
Судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самородова А.А.
судей Кувановой Ю.А., Карташова А.В.
с участием
прокурора - прокурора кассационного отдела Московской областной прокуратуры Григорьева Д.Н.,
осужденных Ходжаева И.М., Сафарова Ш.Р.
защитников- адвокатов Понкратовой Л.Н. (в защиту осужденного Сафарова Ш.Р.), Табашной В.Н. (в защиту осужденного Ходжаева И.М.)
переводчике Ходжаеве В.Р.
при секретаре Дроздецком О.П.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению первого заместителя Одинцовского городского прокурора Логиновой Е.В., кассационным жалобам осужденных Ходжаева И.М. и Сафарова Ш.Р. на приговор Одинцовского городского суда Московской области от 09 февраля 2011 года, которым:
Сафаров Шерали Раджабович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Р. Таджикистан, не судимый,
осужден по ч.3 ст.30, п.п. «а, г» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 12 годам лишения свободы, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Ходжаев Исроил Меликович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Р. Таджикистан, не судимый,
осужден по ч.3 ст.30, п.п. «а, г» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 12 годам лишения свободы, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Кувановой Ю.А., выступления прокурора Григорьева Д.Н. по доводам кассационного представления, осужденных Сафарова Ш.Р., Ходжаева И.М., а также адвокатов Понкратовой Л.Н., Табашной В.Н. по доводам кассационных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
По приговору суда Сафаров и Ходжаев признаны виновными в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств, организованной группой, в особо крупном размере (героин массой 989,3 грамма).
Преступление пресечено 28 февраля 2010 года в Одинцовском районе Московской области, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Подсудимые Сафаров и Ходжаев вину не признали.
В кассационном представлении первый заместитель Одинцовского городского прокурора Логинова Е.В. просит приговор суда отменить, в связи с тем, что назначенное наказание является мягким, не соответствует тяжести содеянного и личности осужденных. Кроме того, в описательно-мотивировочной части приговора судом не указано, почему он пришел к выводу о наличии в действиях осужденных квалифицирующего признака «организованной группой».
В кассационных жалобах осужденный Ходжаев И.М. просит приговор суда отменить, уголовное преследование в отношении него прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Приговор постановлен с обвинительным уклоном, основан на сфальсифицированных доказательствах, защита была назначена формально (адвокаты неоднократно менялись, защиту осуществляли формально). Факт передачи свертка с наркотиками не доказан. В основу приговора положены показания оперативных сотрудников, которые являются свидетелями. Свидетель под литерой «А» указал, что в машине находились оригиналы денежных средств, которые при досмотре не были обнаружены, должны били оставаться только их муляж и диктофон, муляж был передан ему (Ходжаеву), а изъят он был у Сафарова. Свидетель ЖИ, не смог пояснить происхождение своей подписи в акте досмотра свидетеля под литерой «А», сказал, что по факту изъятого задержанные поясняли, что это им не принадлежит, а в акте указано, что задержанные отказались давать пояснения. Он (Ходжаев) и Сафаров были избиты сотрудниками милиции. Личный досмотр и изъятие свертка производились не на месте задержания (в поле). Место задержания не зафиксировано, место преступления установлено со слов. Не установлено откуда свидетели Г, А, Ж наблюдали, действительно ли могли видеть происходящее. Не подтвердилась его (Ходжаева) связь с Сафаровым. Денежные средства были подброшены Сафарову, а ему (Ходжаеву) были подброшены наркотики. Необоснованно он и Сафаров признаны соучастниками преступной группы, так как по показаниям оперативных сотрудников, они внедрились в преступную группу в начале января 2010 года, а он (Ходжаев) приехал в Россию в середине января 2010 года, Сафаров - в феврале 2010 года. Судом не рассматривалась альтернатива назначения менее строгого наказания. Не были учтены данные о личности, характеризующие материалы, влияние назначенного наказания на исправление и условия жизни семьи.
В кассационной жалобе осужденный Сафаров Ш.Р. просит приговор суда отменить, уголовное преследование в отношении него прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Судебное следствие было односторонним, с обвинительным уклоном, доказательства сфальсифицированы. Он (Сафаров) участвовал в «оперативных экспериментах», в одном из оперативных экспериментов заключал соглашение о сотрудничестве в порядке ст. 317.1 УПК РФ. В суде не была воспроизведена аудио или видеозапись, подтверждающая непричастность к данному преступлению. Муляж денег был подброшен сотрудниками милиции, с которыми он сотрудничал. С Ходжаевым, а также с лицами, которые скрылись от следствия, до задержания не виделся и не имел с ним контактов. Ногтевые срезы и срезы карманов при понятых не брались.
В возражениях на кассационное представление, осужденный Ходжаев просит не удовлетворять его в части мягкости назначенного наказания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационных жалоб и возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности Сафарова и Ходжаева в совершении инкриминируемого им преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательствах:
показаниями свидетелей под литерой «А» и «С», внедренных в окружение лидера организованной преступной группы таджикской национальности, К, Г, А, ЖА, ЖИ, СА, С, Б об участии в оперативно-розыскном мероприятии, в ходе которого были задержаны Сафаров и Ходжаев, с муляжом денежных средств и героином;
материалами оперативно-розыскного мероприятия, заключениями экспертов (о том, что изьятое наркотическое средство является героином; об обнаружении на поверхности карманов брюк Ходжаева и Сафарова наркотических средств, а именно героина, ацетилкодеина, 6-моноацетилморфина).
Показания свидетелей из числа принимавших участие в оперативной разработке и задержании подсудимых сотрудников правоохранительных органов судом приняты и оценены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Заявления о заинтересованности данных свидетелей в исходе дела противоречат ст.36 Закона «О милиции», запрещающей подобную дискриминацию свидетельских показаний сотрудников милиции по основанию их служебного положения. Никаких данных, указывающих на наличие у свидетелей обвинения, из числа принимавших участие в оперативном мероприятии недобросовестности либо личной заинтересованности в исходе дела нет. В их показаниях не усматривается и противоречий, которые бы давали основания ставить их под сомнение по существу.
Отсутствие аудио и видеозаписи, иных дополнительных обьективных доказательств, о которых ставит вопрос осужденный, не опровергает указанной выше совокупности доказательств, правильно судом признанной достаточной для признания доказанной вины Сафарова и Ходжаева.
Судом подробно проанализированы доводы о непричастности, о недопустимости полученных в результате оперативно-розыскной деятельности материалов, и мотивированно опровергнуты, т.к. все действия были произведены в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности», законом «О милиции» и в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Действия подсудимых судом квалифицированы правильно. Вопреки утверждению заместителя прокурора, признание доказанным наличия квалифицирующего признака организованная группа судом обоснованно. В частности судом правильно указано на то, что Сафаров и Ходжаев до задержания друг друга не знали, но оба были задержаны в ходе проведения оперативного мероприятия при выполнении каждым из них своей роли в действиях направленных на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, что подтверждает наличие неустановленного лица, которое руководило и координировало их действия, при этом Сафаров получил муляж денежных средств. А Ходжаев и неустановленное лицо принесли в условленное место наркотическое средство.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора суда в части признания виновными и назначения наказания, нет. Подсудимые были в полной мере обеспечены защитой, все права были разьяснены и никаких заявлений, возражений при замене защитников от них не поступало.
Наказание Сафарову и Ходжаеву назначено судом с учетом ст.ст. 60, 61 УК РФ, характера и степени общественной опасности совершенного, всех достоверно установленных судом смягчающих обстоятельств, является справедливым и соразмерным.
В то же время, приговор подлежит отмене в части разрешения судьбы вещественных доказательств. Данное решение судом не мотивировано и принято без учета наличия выделенных в отдельное производство материалов уголовного дела ( т.2 л.д. 165-168).
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Одинцовского городского суда Московской области от 09 февраля 2011 года в отношении Сафарова Шерали Раджабовича и Ходжаева Исроила Меликовича отменить в части разрешения судьбы вещественных доказательств.
В остальном тот же приговор оставить без изменения, кассационное представление и кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Справка: дело рассмотрено судьей Модяковым Ю.С.