Судья Закурин И.А. Дело № 22-6190
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск 13 сентября 2011 года
Московская область
Судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Полухова Н.М.,
судей Сафонова Г.П. и Веселовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2011 года уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Островского А.А. в защиту осужденного Чертова А.В. на приговор Павлово-Посадского городского суда Московской области от 29 июля 2011 года в отношении
Чертова Андрея Владиславовича, <адрес>, ранее не судимого,
осуждённого по ч.1 ст.290 УК РФ (в редакции Федерального закона № 97-ФЗ от 04.05.2011 года) к штрафу в размере 50 000 рублей, с лишением права занимать должность врача или иного медицинского работника в области здравоохранения сроком на 2 года, по ч.1 ст.292 УК РФ (в редакции Федерального закона № 26-ФЗ от 07.03.2011 года) к штрафу в размере 10 000 рублей. В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ, путем поглощения менее строгого наказания более строгим, окончательное наказание определено в виде штрафа в размере 50 000 рублей, с лишением права занимать должность врача или иного медицинского работника в области здравоохранения сроком на 2 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Г.П., мнение осужденного Чертова А.В. и его адвоката Островского А.А., мнение прокурора Колыханова В.З., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Приговором суда Чертов А.В. признан виновным в совершении получения должностным лицом лично, взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица.
Он же, признан виновным в служебном подлоге, т.е. внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст.292.1 УК РФ).
Преступления совершены в период с 07 по 20 декабря 2010 года в г.Павловский Посад, Московской области, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В судебном заседании осужденный виновными себя не признал.
В кассационной жалобе адвокат Островский А.А., в защиту осужденного Чертов А.В. просит приговор отменить и прекратить производство по настоящему уголовному делу.
Полагает, что суд не доказал вину подзащитного в совершении инкриминируемых ему деяний. Выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего. Суд не дал оценку доказательствам, свидетельствующих о наличии провокации взятки.
Провокация взятки подтверждается тем, что А обратилась в ОВД Павлово-Посадского муниципального района с заявлением о даче взятки лишь 20 декабря 2010 года, хотя ОРМ в отношении Чертова А.В. проводились с 07 декабря 2010 года.
Порошок, которым были помечены денежные купюры, мог оказаться на руке Чертова А.В. в результате рукопожатия с оперуполномоченным Д
Так же не доказано судом вина его подзащитного в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.292 УК РФ, поскольку данных о том, что А не была больна в ходе предварительного и судебного следствия не добыто.
В возражениях на кассационную жалобу защитника Островского А.А. государственный обвинитель В.А. Лихачев считает, что кассационная жалоба Островского А.А. является необоснованной, а доводы, изложенные в жалобе, являются надуманными и удовлетворению не подлежат.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав участников судебного процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.
Суд принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обвинительный приговор в отношении Чертова А.В. постановлен в соответствии с требованиями ст.ст.302-307 УПК РФ; в приговоре указаны обстоятельства, установленные судом, дан анализ доказательств, обосновывающих вывод суда о виновности осужденного Чертова А.В. в совершении получении должностным лицом лично, взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица, а также в служебном подлоге, т.е. внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст.292.1 УК РФ).
Вина Чертова А.В. подтверждается совокупностью собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств: показаниями свидетелей, протоколами следственных действий, заключением эксперта, иными материалами уголовного дела в их совокупности.
Так, свидетель А показала, что 07 декабря 2010 года добровольно согласилась участвовать в ОРМ, проводимых с целью выявления противоправной деятельности врача Чертова А.В.. В ходе приёма у врача она сообщила Чертову А.В., что ни чем не больна, но ей необходим листок временной нетрудоспособности, а иначе у неё будут неприятности на работе. Чертов А.В. ответил согласием на её просьбу и сообщил, что за листок временной нетрудоспособности ей необходимо будет заплатить. В связи с тем, что Чертова А.В. кто-то вызвал из кабинета и он не успел сказать какую сумму денег необходимо будет передать ему, то он попросил присутствующую при приёме медицинскую сестру Е всё разъяснить ей по поводу оплаты больничного. Медсестра сообщила ей, что за один день освобождения от работы по листку временной нетрудоспособности ей необходимо будет заплатить Чертову А.В. по 200 рублей. Затем ей был выписан листок временной нетрудоспособности и заведена на её имя медицинская карта. Чертов А.В. её не осматривал. В следующий раз она пришла на приём к Чертову А.В. 15 декабря 2010 года и попросила его продлить листок временной нетрудоспособности по 20 декабря 2010 года, что и было им сделано. При этом Чертов А.В. её не осматривал. Она положила в амбулаторную карту 500 рублей и передала карту врачу. Чертов А.В. достал из амбулаторной карты деньги и переложил их в стоящую на его столе коробку с печатями. На приёме 20 декабря 2010 года Чертов А.В., не осматривая её, закрыл листок временной нетрудоспособности. Деньги в сумме 2000 рублей она вложила в амбулаторную карту и передала её Чертову А.В. Врач забрал оттуда деньги и положил их в стоящую на его столе коробку с печатями.
Заявление о добровольном участии в проведении ОРМ в отношении Чертова А.В. она написала 07 декабря 2010 года, а заявление о том, что Чертов А.В. требует у неё взятку в размере 2000 рублей, она написала 20 декабря 2010 года до передачи ему взятки.
Показания А о том, что заявление о преступлении она подавала до передачи взятки подтвердил в судебном заседании свидетель З – оперативный дежурный ОВД по Павлово – Посадскому МР.
Из показаний свидетеля Е следует, что 07.12.2010 года находилась в своем рабочем кабинете и вела прием вместе с врачом Чертовым А.В.. На приём пришла ранее неизвестная девушка, которая сообщила, что она ничем не болеет и попросила Чертова оформить ей листок нетрудоспособности для того, чтобы предъявить его на работе, т.к. там у нее могут возникнуть проблемы. Девушку, как впоследствии она узнала, зовут А Чертов А.В. написал диагноз на листке, передал ей и сказал, чтобы она завела амбулаторную карту на имя этой девушки и выписала листок нетрудоспособности. Она сделала все, как велел Чертов А.В.. При этом Чертов не осматривал эту девушку, и каким образом он поставил диагноз, ей неизвестно. В это время к Чертову А.В. пришли знакомые и он, выходя из кабинета, попросил её «разъяснить политику партии и правительства» этой девушке относительно листа нетрудоспособности. Под этим подразумевалось то, что она, согласно ранее имевшейся между нею и Чертовым договоренности, объяснит девушке, что за один день больничного ей необходимо заплатить по 200 рублей Чертову А.В. Она разъяснила этой девушке, что она должна будет заплатить Чертову за день больничного 200 рублей. 15 декабря 2010 года эта девушка вновь пришла на прием и попросила Чертова продлить ей листок нетрудоспособности. В этот момент она выходила из кабинета, и затрудняется сообщить, продлил он листок или нет. 20 декабря 2010 года А пришла вновь, предъявила амбулаторную карту и листок нетрудоспособности для его закрытия. Чертов внес запись в листок о его закрытии, внес запись в амбулаторную карту о закрытии листка нетрудоспособности. При этом Чертов девушку также не осматривал. Она слышала, что при их общении прозвучала фраза от этой девушки «за десять дней», при этом она видела, как она передает деньги Чертову. Деньги Чертов положил в коробочку, в которой у них лежат печати. Деньги при ней он не пересчитывал. Минут через 5-10 после ухода А к ним в кабинет вошли несколько незнакомых ей мужчин, один из которых представился сотрудником ОБЭП Павлово-Посадского ОВД Зайкиным и сообщил, что проводиться оперативное мероприятие по выявлению факта дачи взятки. В ходе осмотра кабинета были обнаружены и изъяты вышеуказанные денежные средства, на которых при просвечивании ультрафиолетом были выявлены светящиеся надписи «Взятка» и «ОБЭП П-П ОВД», а также было выявлено свечение ладони правой руки Чертова А.В.. За руку с Чертовым А.В. никто из вошедших не здоровался.
Из показаний свидетеля Ж усматривается, что 20.12.2010 года сотрудники милиции предложили ему принять участие в качестве понятого при осмотре кабинета врача, подозреваемого в получении взятки. Он согласился. В помещении поликлиники сотрудники милиции он и ещё один понятой сразу же прошли в кабинет врача Чертова А.В.. Войдя в кабинет, оба сотрудника милиции представились находившимся в кабинете мужчине и женщине и попросили их оставаться на своих местах. Позднее в ходе осмотра кабинета он узнал, что мужчину зовут Чертов А.В., а женщину Е Более в кабинете ни кого не было. При их появлении они так и продолжили сидеть, и навстречу не вставали. Сотрудники милиции сообщили Чертову А.В. и Е что проводят проверку по факту возможного получения Чертовым А.В. взятки за больничный лист. После чего оперуполномоченный Д спросил у Чертова А.В., получал ли тот денежные средства за больничный лист от только что вышедшей девушки. Чертов А.В. сказал, что получал, после чего Зайкин попросил указать, где эти деньги. Чертов указал на коробочку, в которой он увидел печати и торчащие из неё две купюры по 1000 рублей каждая. Сама коробочка стояла ближе к углу стола, находящейся у стены напротив входной двери кабинета. После чего Г вытащил данные денежные купюры из коробочки и разложил их на столе врача. Сам врач при них данные купюры не трогал, ни когда они вошли в кабинет, ни когда указывал на них жестом. Разложенные купюры Зайкин осветил специальной лампой. При освещении денежных средств, оперуполномоченные Д и Г обратили внимание всех присутствующих на светящуюся голубым цветом надпись на каждой купюре - «Взятка» и «ОБЭП П-П ОВД». Затем сотрудники милиции также в их присутствии, осветили руки Чертова А.В. При освещении его рук было выявлено свечение на правой руке Чертова А.В.. Свечение было такого же цвета, что и свечение на указанных купюрах.
Свидетель В в судебном заседании пояснил, что был приглашен сотрудниками милиции для участия в качестве понятого при осмотре кабинета врача. Когда зашли в кабинет, то за руку с подсудимым никто не здоровался. Деньги лежали в коробочке на столе. Сотрудники милиции в его присутствии осмотрели деньги, просвечивали их лампой. Деньги светились, и надпись на них была «Взятка». Руки подсудимому также светили лампой. Свечение от рук было такое же, как и от денег. Подсудимый сказал по поводу денежных средств, что их ему «сунула больная», т.е. это ему заплатили за больничный лист.
Свидетель Б суду показала, что 07 декабря 2010 года она выписала медицинскую карту и произвела медицинский осмотр А, по результатам которого установила, что А в листке нетрудоспособности не нуждалась.
Из имеющейся в материалах дела и исследованной в судебном заседании медицинской справки следует, что по состоянию на 07 декабря 2010 года А является здоровой.
Доказательства, положенные в основу обвинительного приговора собраны с соблюдением требований ст.ст. 74, 86 УПК РФ и сомнений в их достоверности не имеется. Всем доказательствам по делу судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.
Проанализировав и оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд дал правильную юридическую оценку действиям Чертова А.В., признав его виновным по ч.1 ст.290, ч.1 ст.292 УК РФ.
При назначении наказания суд руководствовался требованиями ч.3 ст.60 УК РФ. Судом учтены характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства дела, данные о личности виновного, влияние назначенного наказания на его исправление, учел все смягчающие наказание обстоятельства. Наказание является справедливым, оснований для его смягчения судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы о незаконности приговора, недоказанности вины осуждённого в совершённых преступлениях, о провокации взятки со стороны работников правоохранительных органов. Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Приговор Павлово-Посадского городского суда Московской области от 29 июля 2011 года в отношении Чертова Андрея Владиславовича оставить без изменения.
Кассационную жалобу адвоката оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи