Дело № 2-786/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 мая 2011 года г. Моршанск Моршанский районный суд Тамбовской области в составе: федерального судьи Савенковой Е.А., с участием адвоката Матвеева С.К., при секретаре Г.И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.К. к администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Истец К.В.К. обратился в суд с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Из искового заявления и приложенных к нему материалов видно, что истец является ветераном Великой Отечественной войны, имеет инвалидность <данные изъяты>. Истец К.В.К. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности, его дочери В.В.В.. Собственного благоустроенного жилья К.В.К. не имеет, в связи с чем, был вынужден обратиться в администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ К.В.К. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Считая отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его конституционное право на жилище, К.В.К. просит отменить решение жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и принятое на его основании Постановление администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать истца нуждающимся в жилом помещении, обязав администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель истца – В.В.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала и пояснила, что истец является ветераном Великой Отечественной войны, имеет инвалидность <данные изъяты>. Ранее истец проживал по адресу: <адрес>. Однако в данном домовладении отсутствуют удобства, не имеется воды, ванны и санузла, и дом требует капитального ремонта. По состоянию здоровья истец не имел возможности проживать один в данном домовладении. В доме отсутствует водоснабжение. Воду приходилось носить из колодца, расположенного на расстоянии, примерно 100 м от дома. В зимнее время он замерзал. Дом нуждается в ремонте, поскольку полы в нем просели, окна сгнили, появились трещины в фундаменте. Истцу как пожилому человеку трудно было проживать без элементарных удобств. В связи с этим, она как дочь истца, забрала его в свою квартиру. В настоящее время истец проживает в ее квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности. Данная квартира благоустроенная, со всеми удобствами. Продать дом, расположенный по адресу: <адрес>, не получилось, поскольку покупатели предлагали низкую цену. Денежных средств на приобретение другого жилья у истца не имеется. В декабре 2010 года истец подарил указанный дом дочери, поскольку дом требует ремонта. Поскольку совместное проживание с семьей дочери затруднительно, и собственного жилья истец не имеет, он был вынужден обратиться в администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Истец не согласен с указанным решением, поскольку намеренно жилищные условия он не ухудшал, так как, домовладение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ней истцом был заключен договор найма жилого дома, согласно которому она сдала в наем истцу жилую комнату площадью 9,1 кв.м.. Просит суд отменить решение жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и принятое на его основании Постановление администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать истца нуждающимся в жилом помещении, обязав администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты>, О.Н.Н. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что истец обратился в администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты>, было проведено обследование жилищных условий ветерана ВОВ К.В.К. по адресу: <адрес>. По результатам обследования был составлен акт и смета на сумму <данные изъяты> рублей, а также собраны все документы и направлены в администрацию <данные изъяты>. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Жилое помещение, в котором проживал истец, непригодным для проживания назвать нельзя, так как дом требует только проведения ремонта. Центрального водоснабжения по <адрес> не имеется. Отнесла решение вопроса об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда. Представитель Администрации <данные изъяты> района С.М.Н., действующая на основании доверенности, требования К.В.К. не признала и пояснила, что первоначально заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается в администрацию сельсовета, которые в дальнейшем признают заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Полагает, что действия органов местного самоуправления по вопросу постановки на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий соответствуют действующему законодательству. Жилищный кодекс РФ не предусматривает, что отсутствие каких-либо удобств в жилье, является основанием для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий. Представитель отдела социальной поддержки и здравоохранения администрации <данные изъяты> района Б.Л.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 07 июля 2009 года № 800 «Об утверждении Положения о порядке улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года, или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий», всем лицам, обратившимся в 2010 году по вопросу улучшения жилищных условий выделялись средства в размере 20 тысяч рублей на проведение капитального ремонта жилого помещения. Указанное Постановление содержало перечень, в соответствии с которым предоставлялась помощь в улучшении жилищных условий гражданам на проведение капитального ремонта жилого помещения, газификацию жилого помещения, приобретение жилого помещения, в том числе в случае признания дома ветхим и непригодным для проживания. Во исполнение данного Постановления, специалисты сельсоветов обходили ветеранов ВОВ и вдов ветеранов ВОВ, помогали им собирать документы, составляли акты обследования жилищных условий, и в случае, если по результатам рассмотрения комиссии, гражданин соответствовал требованиям, установленным законодательством, то признавали обращающихся лиц, нуждающимися в проведении капитального ремонта жилья. Однако Постановлением Администрации Тамбовской области от 20 января 2011 года № 20 «О признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области», Постановление Администрации Тамбовской области от 07 июля 2009 года № 800 «Об утверждении Положения о порядке улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года, или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий», было признано утратившим силу. В связи с этим, многие ветераны ВОВ и вдовы ветеранов ВОВ, не получили социальной поддержки. В настоящее время разработана новая целевая программа, однако она не утверждена. Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам, что иск К.В.К. обоснован и подлежит удовлетворению. Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, причем, это право - одно из основных конституционных прав. Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции. Статьей 1 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года № 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» (с изменениями от 04 июня 2007 г., от 1 июля 2009 г) предусмотрено право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и право граждан на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда в Тамбовской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тамбовской области, и признанные нуждающимися в жилых помещениях. Как установлено в судебном заседании К.В.К. является инвалидом <данные изъяты> и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Федеральным Законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г.) предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Как установлено в суде и не отрицается сторонами, К.В.К. в собственности жилья не имеет. Домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором ранее проживал истец, в настоящее время принадлежит его дочери – В.В.В. в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что в 2010 году истец К.В.К. продал принадлежащее ему домовладение и переехал на временное место жительства к дочери – В.В.В., проживающей по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, К.В.К. имеет на праве общей долевой собственности 1/265 долю земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, СПК «<данные изъяты>». В настоящее время истец проживает в квартире своей дочери В.В.В.. ДД.ММ.ГГГГ между В.В.В. и истцом был заключен договор найма жилого дома, согласно которому она сдала в наем истцу жилую комнату площадью 9,1 кв.м.. Приобрести новое жилье истец не имеет материальной возможности. Учитывая, что истец не имеет своего благоустроенного жилья, он был вынужден обратиться в администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ К.В.К. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Как следует из акта обследования жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г. от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района было проведено обследование домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, по заключению комиссии домовладение требует капитального ремонта: замены лаг и оснований покрытия полов на сумму <данные изъяты> рублей. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 7мая 2008г.N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) необходимо завершить обеспечение жильем до 1 мая 2010 г. нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах". В статье 51 Жилищного кодекса РФ, указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с ранее действовавшим Постановлением Администрации Тамбовской области от 07 июля 2009 года № 800 «Об утверждении Положения о порядке улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года, или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий», определялся порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. единовременной денежной выплаты на проведение капитального ремонта или газификацию жилого помещения. Установлено, что помощь в улучшении жилищных условий ветеранам предоставляется в денежной форме и используется на проведение капитального ремонта жилого помещения, на газификацию, приобретение жилого помещения, в том числе в случае признания дома ветхим и непригодным для проживания. Определены категории граждан, имеющих право на получение помощи в улучшении жилищных условий, порядок оказания помощи этим гражданам, а также порядок финансирования мер по улучшению жилищных условий ветеранов. Указанное постановление действовало в период с 29.07.2010 года по 22.01.2011 года. В соответствии с п.1.3. данного постановления, единовременная денежная выплата носит целевой характер и предоставляется ветеранам на: проведение капитального ремонта жилого помещения (ремонт кровель с частичной заменой деревянных конструкций, ремонт фундаментов и стен, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения) - 20 тыс. рублей; газификацию жилого помещения - 25,0 тыс. рублей. Постановлением Администрации Тамбовской области от 20 января 2011 года № 20 «О признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области», Постановление Администрации Тамбовской области от 07 июля 2009 года № 800 «Об утверждении Положения о порядке улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года, или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий», было признано утратившим силу. В связи с этим, К.В.К. как ветеран ВОВ, не получил социальной поддержки на проведение капитального ремонта жилого помещения в размере 20 тысяч рублей, в связи с отменой указанного нормативного акта. До настоящего времени новый нормативный акт, регулирующий вопросы оказания помощи в улучшении жилищных условий ветеранам, в частности на проведение капитального ремонта жилого помещения, на газификацию, приобретение жилого помещения, в том числе в случае признания дома ветхим и непригодным для проживания, не принят. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как следует из выше приведенных Законов, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Правовое положение истца соответствует данной норме, но никаких мер социальной поддержки по обеспечению его жильем – он не получал. Поскольку истец не имеет в собственности жилья, а ранее принадлежащее истцу жилье требует капитального ремонта, однако средств на его проведение выделено не было, К.В.К., по мнению суда, должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании вышеизложенного, суд не может признать решение жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ и принятое на его основании Постановление администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии К.В.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене. Суд также считает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района поставить К.В.К. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск К.В.К. к администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении – удовлетворить. Отменить решение жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ и принятое на его основании Постановление администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке К.В.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Признать К.В.К. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> поставить К.В.К. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме: 19 мая 2011 года. Федеральный судья: Е.А.Савенкова Копия верна: Судья- Е.А.Савенкова Секретарь- Ш.Н.М. СПРАВКА: Решение вступило в законную силу «__31__»____05_________ 2011 года Судья- Е.А.Савенкова