Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Моршанск 03 мая 2012 года Моршанский районный суд Тамбовской области в составе: Федерального судьи Лужецкой В.И. при секретаре Г.Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.П.Н. к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учёт для предоставления жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: П.П.Н. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учёт для предоставления жилого помещения. В обоснование своих требований П.П.Н. указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 41,40 кв.м., в том числе жилой 34,20 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> д. №. В ДД.ММ.ГГГГ году П.П.Н. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, на что получила отказ, мотивированный тем, что она была обеспечена общей площадью жилого помещения в размере, превышающем учётную норму – 14 кв.м.. П.П.Н. находится в преклонном возрасте (90 лет), является вдовой участника Великой Отечественной войны, тружеником тыла, ветераном труда, инвалидом 1 группы и по состоянию своего здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. Поскольку П.П.Н. не в состоянии самостоятельно обслуживать себя, в ноябре 2011 года она была вынуждена вселить в принадлежащий ей дом и зарегистрировать там своих внуков Г.М.В. и К.Д.В.. После этого П.П.Н. вновь обратилась в администрацию г. Моршанска с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как в связи с вселением и регистрацией внуков, на каждого из проживающих в вышеуказанном доме, стало приходиться менее чем 14 кв.м. общей площади дома. В соответствии с выпиской из постановления администрации г. Моршанска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, П.П.Н. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма. Считая данное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим ее конституционное право на жилище, П.П.Н. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа в постановке на учёт для предоставления жилого помещения. В судебном заседании представитель истицы П.П.Н. – Г.Н.М., действующая на основании доверенности, исковые требования своей доверительницы поддержала в полном объёме. При этом пояснила суду, что П.П.Н. является собственником жилого дома, 41,40 кв.м., в том числе жилой 34,20 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> д. №. В ДД.ММ.ГГГГ году П.П.Н. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, на что получила отказ, мотивированный тем, что она была обеспечена общей площадью жилого помещения в размере, превышающем учётную норму – 14 кв.м.. П.П.Н. находится в преклонном возрасте (90 лет), является вдовой участника Великой Отечественной войны, тружеником тыла, ветераном труда, инвалидом 1 группы и по состоянию своего здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. Поскольку П.П.Н. не в состоянии самостоятельно обслуживать себя, в ноябре ДД.ММ.ГГГГ года она была вынуждена вселить в принадлежащий ей дом и зарегистрировать там своих внуков Г.М.В. и К.Д.В.. После этого П.П.Н. вновь обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как в связи с вселением и регистрацией внуков, на каждого из проживающих в вышеуказанном доме, стало приходиться менее чем 14 кв.м. общей площади дома. Заявление П.П.Н. рассматривалось комиссией администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия посчитала, что двое её внуков были зарегистрированы в её доме единственно с намерением приобрести право состоять на жилищном учёте. В связи с этим постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в постановке её на учёт было отказано по основаниям, предусмотренным ст.ст. 53,54 ЖК РФ. При вынесении вышеуказанного Постановления администрация <адрес> не учла тот факт, что дом построен 120 лет назад, имеет значительный процент износа 66%. Деревянные стены дома, полы, перерубы давно прогнили, крыша дома протекает, всё это требует дорогостоящего ремонта. На основании Указа Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отеческой войны 1941-1945 годов», принято решение об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильем. Речь идет о ветеранах, вдовах, членах семей ветеранов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом определено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения, данное право П.П.Н. не использовано. Считает, что администрация <адрес> должна принимать во внимание не только площадь занимаемого жилья, но и качество данного жилого дома и условия, в которых проживает каждый конкретный ветеран, а именно, обеспечен ли он удобствами, каковы санитарные и бытовые условия, а также условия жизни. Просит суд признать Р.А.Т. нуждающейся в получении жилого помещения. Признать незаконным постановление администрации <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии П.П.Н. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и, обязать администрацию <адрес> принять П.П.Н. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Представитель ответчика – администрации <адрес> М.О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что П.П.Н. проживает в доме, который по площади соответствует и даже превышает норму жилой площади. Для того чтобы иметь возможность встать на учёт, П.П.Н. зарегистрировала в своём доме двух внуков. Даже если внуки проживают вместе с П.П.Н. и ухаживают за ней, то нет необходимости их регистрировать. Считает, что регистрация осуществлялась для того, чтобы намеренно ухудшить жилищные условия. Просила в иске отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу, что иск П.П.Н. обоснован и подлежит удовлетворению. Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, причем, это право - одно из основных конституционных прав. Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В статье 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Статьей 1 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года № 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» (с изменениями от 04 июня 2007 г., от 1 июля 2009 г) предусмотрено право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и право граждан на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда в Тамбовской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тамбовской области, и признанные нуждающимися в жилых помещениях. Как установлено в суде и не отрицается сторонами, П.П.Н. является членом семьи участника Великой Отечественной войны. Никто из участников процесса не оспаривает тот факт, что правовое положение П.П.Н. приравнивается к Ветеранам Великой Отечественной войны. Федеральным Законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 7мая 2008г.N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) необходимо завершить обеспечение жильем до 1 мая 2010 г. нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании изложенного, суд считает необходимым требования П.П.Н. удовлетворить и признать постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе П.П.Н. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – незаконным. Суд не может признать законным и обоснованным утверждение представителя ответчика о том, что основанием отказа в постановке П.П.Н. на учет, послужил тот факт, что она является собственником жилого дома, площадь которого более установленной учетной нормы площади жилого помещения, необходимого для принятия граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определением Моршанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначена строительно-техническая экспертиза. Согласно техническому заключению о состоянии строительных конструкций и возможности эксплуатации жилого дома лит. А по ул. <адрес>, № в <адрес> по состоянию на апрель 2012 года следует, что в соответствии с терминологией СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» основные строительные конструкции – части жилого дома с деревянными стенами находятся в недопустимом техническом состоянии, части жилого дома с кирпичными стенами – в работоспособном техническом состоянии. Процент износа части жилого дома с деревянными стенами – 66%; процент износа части жилого дома с кирпичными стенами – 25%. Объёмно-планировочное решение жилого дома не соответствует требованиям, предъявляемым к жилой среде с планировочными элементами, доступными инвалидам (СП 35-102-2001). Проживание в помещениях обследованного жилого дома недопустимо в связи с ухудшением эксплуатационных характеристик здания из-за физического износа его конструктивных элементов за длительное время эксплуатации. Физический износ является основной причиной снижения до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Вследствие того, что большая часть строительных конструкций части жилого дома с деревянными стенами находится в недопустимом состоянии, необходимо ограничить доступ людей в помещении данной части дома. Капитальный ремонт части дома экономически нецелесообразен. В связи с тем, что конструкции части жилого дома с кирпичными стенами находятся в работоспособном состоянии, данная часть дома в ремонте не нуждается. Однако, объёмно-планировочное решение жилого дома не позволяет эксплуатацию данной части дома отдельно (общая деревянная стена между рассматриваемыми частями дома, взаимоувязаны конструкции перекрытия и крыши частей жилого дома). Как следует из выше приведенных Законов, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Правовое положение истицы приравнивается к ветеранам ВОВ, никаких мер социальной поддержки по обеспечению жильем – она не получала. Поскольку П.П.Н. проживает в доме без удобств, процент износа которого составляет 66%, большая часть строительных конструкций части жилого дома с деревянными стенами находится в недопустимом состоянии, необходимо ограничить доступ людей в помещении данной части дома, капитальный ремонт части дома экономически нецелесообразен она, по мнению суда, должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решая вопрос относительно постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, или отказе в такой постановке, администрация <адрес> должна была выяснить условия проживания истицы, что в данном конкретном случае сделано не было. На основании вышеизложенного, суд не может признать постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии П.П.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – законным и обоснованным, в связи с чем, это постановление подлежит отмене. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск П.П.Н. – удовлетворить. Признать П.П.Н. нуждающейся в получении жилого помещения. Признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии П.П.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию <адрес> поставить П.П.Н. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Федеральный судья: В.И. Лужецкая Решение составлено в окончательной форме: 03 мая 2012 года Федеральный судья: В.И. Лужецкая Копия верна: Судья: В.И. Лужецкая Секретарь- К.И.Н. СПРАВКА: Решение вступило в законную силу «_05___»___06___________2012 года Судья- В.И. Лужецкая