Дело №2-353/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 февраля 2011 года г. Моршанск Моршанский районный суд Тамбовской области в составе: федерального судьи Савенковой Е.А., при секретаре Ч.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Г.П. к Межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> о возложении обязанности произвести перерасчет сумм налога, зачете излишне уплаченных налогов в счет будущих налоговых платежей по транспортному налогу, УСТАНОВИЛ: В исковом заявлении К.Г.П. указал, что он является собственником транспортного средства – автомобиля модели <данные изъяты> фургон цельнометаллический, год изготовления <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> л.с., госномер №. Согласно паспорту транспортного средства № № данный автомобиль отнесен к категории «В» и является легковым. В связи с этим, считает, что уплата транспортного налога должна производиться в размере, установленном для легковых автомобилей. Однако Межрайонной инспекцией ФНС России <данные изъяты> истцу начисляется транспортный налог в размере, установленном для грузовых автомобилей. Законом Тамбовской области установлены ставки налога в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, то есть ставка налога зависит не только от мощности двигателя, но и от вида транспортного средства. Налоговый орган определяет вид транспортного средства по техническим характеристикам завода-изготовителя. Однако считает, что это необоснованно, так как в основу деления должна быть положена не техническая характеристика завода-изготовителя, а определение, содержащееся в нормативно-правовом акте. Согласно паспорту транспортного средства, автомобиль <данные изъяты> относится к категории «В», то есть имеющий до 8 мест, и массой до 3,5 тонн. В связи с этим, указанный автомобиль нельзя отнести к автомобилю категории «С», поскольку он не имеет больше 8 мест и не более 3,5 тонн грузоподъемности. Ссылаясь на то, что истец ежегодно с 2001 года обращался в Межрайонную инспекцию ФНС России <данные изъяты> с требованием произвести перерасчет сумм налога, однако ему было отказано, К.Г.П. обратился в суд с иском, в котором просит обязать Межрайонную инспекцию ФНС России <данные изъяты> произвести перерасчет сумм налога с 2001 по 2010 годы на автомобиль модели <данные изъяты> фургон цельнометаллический, <данные изъяты> года выпуска, госномер №, и обязать Межрайонную инспекцию ФНС России <данные изъяты> произвести зачет излишне уплаченных сумм налоговых платежей за период с 2001 по 2009 годы в счет будущих налоговых платежей по транспортному налогу. В судебном заседании истец К.Г.П. исковые требования поддержал и пояснил, что он является собственником транспортного средства – автомобиля модели <данные изъяты> фургон цельнометаллический, год изготовления <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> л.с., госномер <данные изъяты>. Согласно паспорту транспортного средства № № данный автомобиль отнесен к категории «В» и является грузопассажирским. Грузоподъемность автомобиля составляет 1,5 тонны, автомобиль имеет шесть пассажирских мест, и предназначен для перевозки грузов до одной тонны. Общая масса его автомобиля составляет 3,5 тонны, а грузовые автомобили составляют массу более 3,5 тонн. Полагает, что его автомобиль относится к легковым, поскольку он отнесен к категории «В». В связи с этим, считает, что уплата транспортного налога должна производиться в размере, установленном для легковых автомобилей. Однако Межрайонной инспекцией ФНС России <данные изъяты> истцу начисляется транспортный налог в размере, установленном для грузовых автомобилей. Истец с 2001 года своевременно оплачивает транспортный налог за принадлежащий ему автомобиль в размере, установленном для грузовых автомобилей. За 2010 год транспортный налог им не оплачен. Истец ежегодно с 2001 года обращался в Межрайонную инспекцию ФНС России <данные изъяты> с требованием произвести перерасчет сумм налога, однако ему было отказано. Просит обязать Межрайонную инспекцию ФНС России <данные изъяты> произвести перерасчет сумм налога с 2001 по 2010 годы на принадлежащий ему автомобиль модели <данные изъяты> фургон цельнометаллический, <данные изъяты> года выпуска, госномер №, и обязать Межрайонную инспекцию ФНС России <данные изъяты> произвести зачет излишне уплаченных сумм налоговых платежей за период с 2001 по 2009 годы в счет будущих налоговых платежей по транспортному налогу. Представитель ответчика - Межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> Ч.И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что ответчику К.Г.П. на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты> года выпуска, госномер № который относится к категории «В», тип грузопассажирский. Поскольку в регистрационный документах на автомобиль указан его тип – грузопассажирский, налоговый орган при определении подлежащей применению налоговой ставки использует ставку, установленную для грузовых автомобилей. Автомобиль истца относится к категории «В», однако к этой категории могут относиться и легковые, и грузовые автомобили. Автомобиль истца значится в налоговом органе как грузовой. Категория относится к водительским удостоверениям, дающим право на управление транспортным средством. При этом категория «В» не дает основание охарактеризовать тип автомобиля - грузовой или легковой. При этом размер налога и применяемая налоговая ставка зависит от объекта налогообложения. Истец К.Г.П. производил оплату транспортного налога с 2004 года несвоевременно, в связи с чем, ему начислялись пени. В 2005 году истцом было оплачено <данные изъяты> рублей. Как следует из разъяснения Министерства финансов РФ, содержащегося в письме от 21 октября 2010 года № 03-05-06-04/251, транспортное средство <данные изъяты> относится к категории грузовых автомобилей. Считает требования К.Г.П. необоснованными. Представитель третьего лица – оГИБДД ОВД <данные изъяты> Н.А.А., действующий на основании доверенности, пояснил, что в соответствии с карточкой учета транспортных средств за К.Г.П. значится транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>, и ошибочно указан, тогда как в паспорте транспортного средства значится <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак № №, разрешенная максимальная масса <данные изъяты> кг, масса без нагрузки <данные изъяты> кг, тип автомобиля – грузопассажирский. При этом паспорт транспортного средства выдается заводом изготовителем. Категория вождения определяется Правилами дорожного движения. При этом у истца автомобиль по типу является грузопассажирским, то есть предназначен для перевозки как пассажиров, так и грузов. Автомобили <данные изъяты> и <данные изъяты> относятся к типу грузопассажирских. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив в полном объеме материалы дела, суд считает, что требования К.Г.П. удовлетворению не подлежат. Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 358 НК РФ, объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В силу статьи 361 НК РФ, налоговые ставки установлены в зависимости от категории – «Грузовые автомобили» или «Легковые автомобили». В целях администрирования транспортного налога согласно статье 362 Налогового кодекса сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства». В соответствии с карточкой учета транспортных средств, за К.Г.П. значится транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>, ошибочно указан, тогда как в паспорте транспортного средства значится <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак №, разрешенная максимальная масса <данные изъяты> кг, масса без нагрузки <данные изъяты> кг, тип автомобиля – грузопассажирский. Как следует из паспорта транспортного средства №, К.Г.П. принадлежит автомобиль <данные изъяты> фургон цельнометаллический, категория ТС «В», год изготовления <данные изъяты>, разрешенная максимальная масса <данные изъяты> кг, масса без нагрузки <данные изъяты> кг. Как установлено судом, с 2001 года по 2010 год истец К.Г.П. оплачивал транспортный налог в размере, установленном для грузовых автомобилей. Спор между сторонами сводится к определению критериев относимости транспортного средства, принадлежащего налогоплательщику К.Г.П., к той или иной группе транспортных средств, применительно к целям налогообложения. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Пунктом 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства - постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов». Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории – «Грузовые автомобили» или «Легковые автомобили». При этом глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статья 358 НК РФ при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования. Кроме того, в соответствии с пунктами 26-28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005 года установлено: - в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; - в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; - в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 года. Установленное главой 28 Налогового кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении. Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн. Из анализа данных положений следует, что категория «В», указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. Сам факт указания в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует об отнесении спорного транспортного средства к категории легковых автомобилей. В связи с этим, транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» - легковой автомобиль, «7» - фургоны, «9» - специальные. Категория «B», указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. В паспорте транспортного средства <данные изъяты> фургон цельнометаллический, государственный регистрационный знак №, в строке 4 указана категория транспортного средства «В», что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. Одновременно в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» транспортного средства <данные изъяты> указано фургон цельнометаллический, что свидетельствует о принадлежности спорного автомобиля к фургонам. Сведений о том, что спорный автомобиль истца отнесен к категории «Легковые автомобили», ни паспорт транспортного средства, ни иные материалы дела не содержат. С учетом того, что категория «В» предусматривает, что транспортное средство может быть отнесено как к автомобилям для перевозки пассажиров, так и к автомобилям для перевозки грузов не более 3,5 тонн, в карточке учета транспортного средства тип спорного автомобиля обозначен как грузопассажирский, в связи с этим, суд полагает, что спорный автомобиль принадлежит к категории «Грузовые автомобили». В связи с этим, по мнению суда, налоговый орган правомерно при исчислении транспортного налога применял налоговую ставку, установленную для грузовых автомобилей. Таким образом, при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик - собственник транспортного средства должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, а не указанной в паспорте транспортного средства категорией автомобиля. В связи с этим, суд полагает, что начисление Межрайонной инспекцией ФНС России <данные изъяты> К.Г.П. транспортного налога для транспортного средства - автомобиля <данные изъяты> фургон цельнометаллический, государственный регистрационный знак №, в размере, установленном для грузовых автомобилей, является обоснованным. Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым требования К.Г.П. к Межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> о возложении обязанности произвести перерасчет сумм налога, зачете излишне уплаченных налогов в счет будущих налоговых платежей по транспортному налогу – оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования К.Г.П. к Межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> о возложении обязанности произвести перерасчет сумм налога, зачете излишне уплаченных налогов в счет будущих налоговых платежей по транспортному налогу – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме: 28 февраля 2011 года. Федеральный судья:Е.А.Савенкова Копия верна: Судья- Е.А.Савенкова Секретарь- Д.В.В. СПРАВКА: Решение вступило в законную силу «__25__»__апреля___________ 2011 года Судья- Е.А.Савенкова