Решение о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-653/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Моршанск 14 апреля 2011 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

Федерального судьи Моршанского районного суда Тамбовской области Савенковой Е.А.

при секретаре Г.И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.М.С. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включении в стаж, дающий право, периодов осуществления соответствующей деятельности в учреждениях для детей

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ С.М.С. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии. Однако, на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ С.М.С. было отказано в назначении такой пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 07 мес. 11 дней за минусов отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков и отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет) в должности воспитателя детского комбината ОАО «<данные изъяты> <данные изъяты>», не засчитано в стаж на соответствующих видах работ, поскольку списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, в разделе «Наименование учреждений» - детский комбинат не предусмотрен. Не был засчитан период нахождения в учебных отпусках: январь 1986 года- 9 дней; май 1986 года – 1 месяц; июнь 1986 года – 2 дня; январь 1987 года – 9 дней; май 1987 года – 18 дней; июнь 1987 года – 1 месяц; июль 1986 года – 8 дней (00 лет 03 месяца 16 дней за период работы в детском комбинате <данные изъяты> камвольно-суконного объединения –не засчитано в стаж на соответствующих видах работ на основании Разъяснения Министерства Труда РФ № 5, утвержденного Постановлением Министерства труда России от 22.05.1996 года № 29.

Считая свои права нарушенными, С.М.С. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов осуществления соответствующей деятельности в учреждениях для детей и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица С.М.С. иск поддержала, пояснив, что п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает право на досрочное назначение пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. У нее имеется педагогический стаж, поэтому считает, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Просит суд признать период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 07 мес. 11 дней за минусом отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков и отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет) в должности воспитателя детского комбината ОАО «<данные изъяты>», стажем, дающим право для назначения досрочной пенсии по старости. Кроме того, засчитать в специальный стаж период нахождения в учебных отпусках январь 1986 года- 9 дней; май 1986 года – 1 месяц; июнь 1986 года – 2 дня; январь 1987 года – 9 дней; май 1987 года – 18 дней; июнь 1987 года – 1 месяц; июль 1986 года – 8 дней (00 лет 03 месяца 16 дней за период работы в детском комбинате <данные изъяты> камвольно-суконного объединения и назначить пенсию с момента обращения с заявлением в УПФ РФ <данные изъяты>, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ <данные изъяты>Ф.О.А. иск не признала, пояснив, что назначение пенсии производится УПФ исключительно на основании действующих нормативно-правовых актов. У С.М.С. не засчитан период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 07 мес. 11 дней за минусом отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков и т.п.) в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> производственного камвольно-суконного объединения. Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 место работы «детский комбинат» не предусмотрен. Нет оснований засчитать в стаж на соответствующих видах работ, периоды нахождения в учебных отпусках: январь 1986 года- 9 дней; май 1986 года – 1 месяц; июнь 1986 года – 2 дня; январь 1987 года – 9 дней; май 1987 года – 18 дней; июнь 1987 года – 1 месяц; июль 1986 года – 8 дней (00 лет 03 месяца 16 дней за период работы в детском комбинате <данные изъяты> камвольно-суконного объединения, на основании Разъяснения Министерства труда РФ № 5, утвержденного Постановлением Министерства труда России от 22.05.1996 года № 29 в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Время пребывания в учебных отпусках не перечислено среди вышеуказанных периодов, включаемых в стаж для досрочного назначения пенсии.

Заслушав истицу, представителя Управления Пенсионного фонда РФ <данные изъяты>, изучив материалы дела, суд считает иск С.М.С. подлежит удовлетворению.

Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001г. № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу 1.01.2002г. / с изменениями и дополнениями от 25 июля и 31 декабря 2002 г. и 29 ноября 2003 г./ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со ст. 13 вышеназванного Закона при подсчете страхового стажа периоды работы или иной деятельности подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными /муниципальными/ органами.

Согласно представленной в суд трудовой книжки, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы С.М.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.М.С. работала в должности воспитателя детского комбината ОАО «<данные изъяты>».

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 во исполнение ст. 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Занимаемая истицей должность воспитателя указана в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, а в п. 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка указано дошкольное образовательное учреждение: детские сады всех наименований.

Детский комбинат ОАО «<данные изъяты>» в котором в указанный период работала истица С.М.С. является дошкольным образовательным учреждением, что не отрицал в суде представитель ответчика.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.

При этом суд принимает во внимание, что Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в дошкольных образовательных учреждениях (организациях), независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что иск С.М.С. подлежит удовлетворению, поскольку она работала воспитателем в детском комбинате ОАО «<данные изъяты>» и ее должность подпадает под должности, указанные в соответствующем Списке, что дает право на досрочное назначении ей пенсии. Факт работы истицы на указанной должности подтвержден записями в трудовой книжке, а также показаниями свидетеля.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Н.Л.П. подтвердила в суде, что она работала вместе с С.М.С. в детском комбинате , а затем вместе работали в Специальном (коррекционном) детском доме для детей с отклонениями в развитии . Со дня открытия дошкольного учреждения он назывался детским комбинатом, а затем был переименован в детский ясли-сад «<данные изъяты>». С.М.С. выполняла работу воспитателя в детском комбинате полный рабочий день.

Статьей 55 Закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ.

Как установлено в судебном заседании, С.М.С. выполняла работу воспитателя в детском комбинате ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, затем была принята на должность воспитателя в <данные изъяты> областное государственное образовательное учреждение «Специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии .

С.М.С.обучалась в учебном заведении с 1984 года по 1987 год и закончила <данные изъяты> педагогическое училище по специальности дошкольное воспитание.

На момент учебы январь 1986 года- 9 дней; май 1986 года – 1 месяц; июнь 1986 года – 2 дня; январь 1987 года – 9 дней; май 1987 года – 18 дней; июнь 1987 года – 1 месяц; июль 1986 года – 8 дней С.М.С. работала воспитателем в детском комбинате ОАО «<данные изъяты>».

Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж.

В Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР (глава 1У «Рабочее время» и глава ХШ «Льготы для работников, совмещающих работу с обучением») работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Учебные отпуска С.М.С. были предоставлены с сохранением заработной платы. В соответствии с действовавшим на тот период законодательством из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

В соответствии с п. 4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В настоящее время в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно п.5 ст. 68 КЗоТ РСФСР, ранее действовавшего законодательства в редакции 1971 года ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись и в других случаях, предусмотренных законодательством. В связи с этим учебные отпуска, предоставление которых предусматривалось Кодексом, следует рассматривать как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом изложенного суд считает, что требования С.М.С. в части включения периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 07 мес. 11 дней за минусом отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков и отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет) в должности воспитателя детского комбината ОАО «<данные изъяты>», периоды нахождения в учебных отпусках январь 1986 года- 9 дней; май 1986 года – 1 месяц; июнь 1986 года – 2 дня; январь 1987 года – 9 дней; май 1987 года – 18 дней; июнь 1987 года – 1 месяц; июль 1986 года – 8 дней за время работы воспитателем в детском комбинате ОАО «<данные изъяты>» - подлежат включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования С.М.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.

Признать за С.М.С. право на получение пенсии на льготных основаниях, предусмотренных п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в стаж работы, дающей право на назначение льготной пенсии периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 07 мес. 11 дней за минусом отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков и отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет) в должности воспитателя детского комбината ОАО «<данные изъяты>», периоды нахождения в учебных отпусках январь 1986 года- 9 дней; май 1986 года – 1 месяц; июнь 1986 года – 2 дня; январь 1987 года – 9 дней; май 1987 года – 18 дней; июнь 1987 года – 1 месяц; июль 1986 года – 8 дней за время работы воспитателем в детском комбинате ОАО «<данные изъяты>» в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14 апреля 2011 года.

Федеральный судья: Е.А.Савенкова

Копия верна: Судья- Е.А.Савенкова

Секретарь- Д.В.В.

СПРАВКА: Решение вступило в законную силу «_26___»__апреля___________ 2011 года

Судья- Е.А.Савенкова