Дело № 2-459/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации10 марта 2011 года г. Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
федерального судьи Моисеевой О.Н.,
при секретаре К.Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Н.В. к администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Т.Н.В. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований Т.Н.В. указала в заявлении, что она является вдовой умершего участника ВОВ, инвалидом 2 группы, в октябре 2010 года в результате несчастного случая получила перелом шейки бедра, нуждается в постоянном постороннем уходе. В настоящее время она зарегистрирована и проживает у Р.П.И., в доме № № по ул.<адрес> Моршанского района Тамбовской области. Данное домовладение в целом принадлежит Р.П.И., имеет общую площадь 78,10 кв.м, жилую 58,80 кв.м. Кроме собственника дома Р.П.И., в указанном доме проживают: она, истица, а также члены семьи Р.П.И.: К.Г.П.-дочь, Ф.А.А., внучка, Ф.Д.А.-правнук, Ф.М.А.-правнук. Она членом семьи Р.П.И. не является.
В связи с тем, что своего жилья Т.Н.В. не имеет, она обратилась в администрацию <адрес> сельского Совета с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района от ДД.ММ.ГГГГ в принятии Т.Н.В. на учет по улучшению жилищных условий было отказано, поскольку Т.Н.В. были совершены действия, в результате которых не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ (5 лет) т.е. намеренного ухудшения жилищных условий (продажа жилого дома в <адрес>).
Считая данное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим ее конституционное право на жилище, Т.Н.В. просит суд признать решение жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее на учет по улучшению жилищных условий незаконным. Обязать жилищную комиссию администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель истицы Т.Н.В., действующая по доверенности Р.Л.П. исковые требования своей доверительницы поддержала и пояснила суду, что жилищная комиссия администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района обязана была поставить Т.Н.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку намеренно свои жилищные условия она не ухудшала. Истица проживала в ветхом доме, без удобств. Жить в таком доме, где необходимо было топить печь, ходить в колодец за водой, будучи инвалидом, не способным самостоятельно себя обслуживать, ей было очень тяжело. Для того, чтобы намерено ухудшить жилищные условия, необходимо преследовать определенную цель, связанную с намерением встать на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На момент продажи дома истица не могла быть принята на учет, так как не состояла на нем до 1 марта 2005 года и не могла рассчитывать на то, что в будущем будут улучшать жилищные условия и тех ветеранов, которые не состояли на учете до 1 марта 2005 года, следовательно, никакой преднамеренности в ее действиях не было. Кроме того, уже на 2002 год дом имел фактический износ 50 %. В настоящее время Т.Н.В. зарегистрирована и вынуждена проживать, ввиду отсутствия для проживания жилья, в семье зятя – Р.П.И., в доме № № по ул.<адрес> Моршанского района Тамбовской области. Данное домовладение в целом принадлежит Р.П.И., имеет общую площадь 78,10 кв.м, жилую 58,80 кв.м. Кроме собственника дома Р.П.И., в указанном доме проживают: истица, а также члены семьи Р.П.И.: К.Г.П.- дочь, Ф.А.А., внучка, Ф.Д.А.-правнук,Ф.М.А. правнук. На основании Указа Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отеческой войны 1941-1945 годов», принято решение об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильем. Речь идет о ветеранах, вдовах, членах семей ветеранов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В статье 51 Жилищного кодекса РФ указано, что для признания гражданина нуждающимся в предоставлении социального (муниципального) жилья, необходимо выполнение определенных условий, связанных с отсутствием какого-либо жилья, либо несоответствие площади жилья требованиям, установленным для жилых помещений, когда площадь на одного члена семьи ниже, чем установленная в регионе учетная норма. Но Жилищный кодекс РФ более узко трактует понятие нуждаемости в улучшении жилищных условий, отсылая только к площади жилого помещения, не учитывая условия проживания отдельных категорий граждан. Жилищная комиссия администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района не убедилась, сколько человек живет в доме, а только формально выяснила сведения о лицах в ней зарегистрированных. Считает, что жилищная комиссия должна принимать во внимание не только площадь занимаемого жилья, но и качество данного жилья и условия, в которых проживает каждый конкретный ветеран, а именно, обеспечен ли он удобствами, соблюдается ли в месте проживания ветерана температурный режим, санитарные и бытовые условия, а также условия жизни. Более того, так как Т.Н.В. не является собственником жилого помещения, она лишена возможности на материальную поддержку государства для проведения ремонта жилого помещения. Просит суд решение жилищной комиссии администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района об отказе в постановке Т.Н.В. на учет по улучшению жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить. Признать Т.Н.В. нуждающейся в жилом помещении, обязав жилищную комиссию администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент ее обращения в администрацию <адрес> сельского Совета Моршанского района.
Представитель ответчика – глава администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района Л.А.П. удовлетворение исковых требований Т.Н.В. отнес на усмотрение суда и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района. Повесткой дня являлось рассмотрение вопроса о признании граждан малоимущими и нуждающимися в получении жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде и постановке их на учет. Члены жилищной комиссии были ознакомлены с пакетом документов, предоставленным Т.Н.В. и с учетом этих документов, ей было отказано в принятии на учет по улучшению жилищных условий, поскольку ею были совершены действия по продаже принадлежащего жилого дома, и не истек срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ. Ему известно, что ранее принадлежавший Т.Н.В. жилой дом № № по ул.<адрес> Моршанского района Тамбовской области, находился в ветхом состоянии и не имел каких-либо удобств.
Свидетели К.Г.П., П.Т.В., М.Л.Д. подтвердили в суде, что ранее истица Т.Н.В. проживала в <адрес>, в доме без удобств. В связи с тем, что по состоянию здоровья Т.Н.В. не могла сама себя самостоятельно обслуживать, поскольку является инвалидом 2 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе, а также из-за того, что дом Т.Н.В. находился в крайне ветхом состоянии, не имел каких-либо удобств, Т.Н.В. была вынуждена переехать к родственнику, и продать свой дом.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу, что иск Т.Н.В. обоснован и подлежит удовлетворению.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, причем, это право - одно из основных конституционных прав. Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции.
В силу ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Статьей 1 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года № 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» (с изменениями от 04 июня 2007 г., от 1 июля 2009 г) предусмотрено право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и право граждан на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда в Тамбовской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тамбовской области, и признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Как установлено в суде и не отрицается сторонами, Т.Н.В. в собственности жилья не имеет. Т.Н.В. является вдовой умершего участника ВОВ, инвалидом 2 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе. В настоящее время Т.Н.В. зарегистрирована и проживает в семье родственника – Р.П.И., в доме № № по ул.<адрес> Моршанского района Тамбовской области. Данное домовладение в целом принадлежит Р.П.И., имеет общую площадь 78,10 кв.м, жилую 58,80 кв.м. Кроме собственника дома Р.П.И., в указанном доме проживают: Т.Н.В., а также члены его семьи Р.П.И.: К.Г.П.- дочь, Ф.А.А., внучка, Ф.Д.А.-правнук, Ф.М.А.-правнук. Ранее Т.Н.В. проживала в <адрес>, в доме без каких-либо удобств, с печным отоплением. В связи с тем, что по состоянию здоровья Т.Н.В. не могла сама себя самостоятельно обслуживать, а также из-за того, что дом находился в ветхом состоянии - износ дома на 2002 год согласно данным инвентаризации составлял 50 %, Т.Н.В. была вынуждена переехать к родственнику, и продать свой дом.
Суд считает необоснованным утверждение представителя ответчика о том, что Т.Н.В. были совершены действия, в результате которых не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ (5 лет), т.е. намеренное ухудшение жилищных условий (продажа жилого дома в <адрес>), поскольку намеренно свои жилищные условия Т.Н.В. не ухудшала. Т.Н.В. проживала в ветхом доме, без удобств, уровень износа дома составлял 50 %, в связи с чем проживать в таком доме, будучи инвалидом 2 группы, было тяжело. Для того, чтобы намерено ухудшить жилищные условия, необходимо преследовать определенную цель, связанную с намерением встать на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На момент продажи дома истица Т.Н.В.не могла быть принята на учет, так как не состояла на нем до 1 марта 2005 года и не могла рассчитывать на то, что в будущем будут улучшать жилищные условия и тех ветеранов, которые не состояли на учете до 1 марта 2005 года, следовательно, никакой преднамеренности в ее действиях не было. Кроме того, уже на момент продажи жилого дома Т.Н.В., дом имел фактический износ 50 %.
Суд принимает во внимание, что истица – инвалид 2 группы, вдова участника Великой Отечественной войны, а Федеральным Законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г.) предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 7мая 2008г.N714
"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов"(с изменениями от 9 января 2010 г.) необходимо завершить обеспечение жильем до 1 мая 2010 г. нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного суд считает необходимым требования Т.Н.В. удовлетворить и признать решение жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Т.Н.В. на учет по улучшению жилищных условий – незаконным. Обязать администрацию <адрес> сельского Совета Моршанского района поставить Т.Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента ее обращения в администрацию <адрес> сельского Совета Моршанского района.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Т.Н.В. – удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии при администрации <адрес> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Т.Н.В. на учет по улучшению жилищных условий – незаконным.
Обязать жилищную комиссию администрации <адрес> сельского Совета Моршанского района поставить Т.Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с момента ее обращения в администрацию <адрес> сельского Совета Моршанского района.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме: 15 марта 2011 года.
Федеральный судья: О.Н.Моисеева
Копия верна: Судья- О.Н.Моисеева
Секретарь- Ш.Н.М.
СПРАВКА: Решение вступило в законную силу «_28___»___03________ 2011 года
Судья- О.Н.Моисеева