Решение о регистрации прав собственности на гидротехнические сооружения



Дело (номер)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(адрес). (дата)

(адрес) суд (адрес) в составе: председательствующего судьи Романова С.А., при секретаре С, с участием: помощника прокурора (адрес) Ш, представителя ответчика Администрации (адрес) сельского поселения - главы поселения К,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению (адрес) в порядке ст. 45 ГПК РФ - «Об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор (адрес) обратился в суд с настоящим исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к Администрации (адрес) сельского поселения (адрес) о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «(адрес)» и обязании зарегистрировать право собственности на гидротехнические сооружения, ссылаясь на то, что прокуратурой (адрес) проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений и законности их использования, в ходе которой было установлено следующее:

- на территории (адрес) сельского поселения (адрес) в районе балки Г в (адрес), в районе О в (адрес), в районе Б в центральной части (адрес), в районе балок Б в (адрес) юго-восточнее (адрес), в районе балок Б в (адрес), в районе реки Г в (адрес) северо-восточнее (адрес) расположены бесхозяйные гидротехнические сооружения.

В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от (дата) г. (номер)ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление и аренда.

Вместе с тем, проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности муниципальным образованием «В» на


•А

гидротехнические сооружения до настоящего времени не зарегистрированы, сведения о праве собственности в Едином государственном реестре отсутствуют, что подтверждается сообщением (адрес) отдела Управления Федеральной Регистрационной службы по (адрес).

Отсутствие государственной регистрации права собственности на гидротехнические сооружения препятствует выделению бюджетных средств на ремонт и содержание указанных объектов недвижимости, что негативно сказывается на их техническом состоянии.

При дальнейшем бездействии администрации муниципального образования «В», выражающемся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на принадлежащее муниципальному образованию недвижимое имущество - гидротехнические сооружения, расположенные в районе балки Г в (адрес) северо-западнее (адрес), в районе отрога балки Н в (адрес) северо-западнее (адрес) в районе балок МВ в центральной части (адрес), в районе балок МВ в (адрес) юго-восточнее (адрес), в районе балок МВ в северо-восточной окраине (адрес), в районе реки Г в (адрес) северо-восточнее (адрес) нарушаются не только права и законные интересы неопределенного круга лиц, но и самого муниципального образования, поскольку отсутствие свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не позволяет администрации В сельского поселения внести указанное имущество в казну муниципального образования, а также распоряжаться указанным имуществом, совершать с ним сделки, в том числе сдавать в аренду, либо передавать в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным предприятиям или учреждениям, что отрицательно сказывается на техническом состоянии гидротехнических сооружений.

Ввиду того, что бездействием администрации В сельского поселения нарушаются не только интересы муниципального образования, но и интересы неопределенного круга лиц, и.о. прокурора (адрес) обращается с иском в защиту интересов муниципального образования «В» и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании, помощник прокурора (адрес) Шапошников
И.В. доводы искового заявления поддержал, уточнив их, просил суд признать бездействие
администрации муниципального образования

«В», выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости -гидротехнические сооружения:

пруд «Са» балочный, расположенного по адресу: (адрес), в районе балки Г в 3 км северо-западнее х. (адрес);

пруд «А» балочный, расположенный по адресу: (адрес), 0,5 км северо-западнее х. (адрес);

пруд Ж расположенный по адресу: (адрес), центральная часть х. (адрес);

пруд «З балочный, расположенный по адресу: (адрес), 3,5 км юго-восточнее х. (адрес);

пруд «Ф» балочный, расположенный по адресу: (адрес), северо-восточная окраина х. (адрес);

2


- пруд У, расположенный по адресу: (адрес), 5 км северо-восточнее (адрес);

незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования «В» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу исполнить в установленном законом порядке обязанности по государственной регистрации права собственности на указанные гидротехнические сооружения, и просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, Глава В сельского поселения К, уточненные исковые требования признал в полном объеме, против их удовлетворения не возражал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заявленных прокурором (адрес) в защиту неопределенного круга лиц в полном объеме по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как усматривается из иска, невыполнение требований о признании права собственности на данные гидротехнические сооружении ведет к отсутствию контроля за состоянием данных сооружений, что затрагивает интересы неопределенного круга.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ данный иск заявлен правомерно.

Как установлено в судебном заседании, Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от (дата) г. (номер)ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст.ст. 3,9 Федерального закона от (дата) г. (номер)ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности, гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Но указанные меры не могут быть реализованы по причине отсутствия государственной регистрации права собственности на гидротехнические сооружения, представляющие реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч.З ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями, и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Однако указанное имущество не

3


может быть передано муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения люо муниципальным учреждениям на праве оперативного управления в виду отсутствия государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на техническом состоянии указанного

имущества.

Статья 210 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что собственник несет

бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются

нарушением бюджетного законодательства.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на гидротехнические сооружения препятствует выделению бюджетных средств на ремонт и содержание указанных объектов недвижимости, что негативно сказывается на их техническом состоянии.

В соответствии с ч.З ст. 16 Федерального закона от (дата) г. (номер)ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальным образованиям, от их имени могут выступать органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Оснований для непринятия судом признания ответчиком иска не имеется. Заявленные исковые требования основаны на законе, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Морозовского района в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «В», выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости -

- пруд «Са» балочный, расположенного по адресу: (адрес), в районе балки Г в 3 км северо-западнее х. (адрес);

пруд «А» балочный, расположенный по адресу: (адрес), 0,5 км северо-западнее х. (адрес);

пруд Ж, расположенный по адресу: (адрес), центральная часть х. (адрес);

4


пруд «З» балочный, расположенный по адресу: (адрес) 3,5 км юго-восточнее х. (адрес);

пруд «Ф» балочный, расположенный по адресу: (адрес), северо-восточная окраина х. (адрес);

пруд У, расположенный по адресу: (адрес), 5 км северо-восточнее ст. (адрес);

незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования «(адрес)» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу исполнить в установленном законом порядке обязанности по государственной регистрации права собственности на указанные гидротехнические сооружения.

Взыскать с Администрации В сельского поселения (адрес) в доход государства государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в (адрес) суд в течение десяти дней через (адрес) суд.

Судья:

5