об отмене решения комиссии районного отдела Пенсионного Фонда РФ



Дело № 2-5/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Милютинская (дата)

Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Писаренко В.В., при секретаре Приходько А.И., с участием истца Пчелинцевой Т.А., её представителя адвоката Папехина В.И., представившего удостоверение (номер) и ордер (номер), представителя ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Милютинском районе Ростовской области» Галициной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Пчелинцевой Т. А. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Милютинском районе Ростовской области» об отмене решений комиссии УПФРФ в Милютинском районе (номер) от (дата) года и (номер) от (дата) года об отказе в назначении досрочной (льготной) пенсии по старости, обязании зачесть в специальный трудовой стаж работы для назначения досрочной (льготной) пенсии по старости период работы с (дата) года по (дата) года,

У С Т А Н О В И Л:

Пчелинцева Т.А. (дата) обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Милютинском районе Ростовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как с (дата) года по (дата) года работала в Эстонском рыбопромышленном объединении «Эстрыбпром» в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы камбузницей, официанткой-уборщицей, буфетчицей, машинисткой по стирке одежды. Её работа в плавсоставе подтверждается записями в трудовой книжке, и стаж работы составляет более 10 лет. Однако решениями пенсионного органа от (дата) года и (дата) года в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были засчитаны 5 лет 10 месяцев 17 дней. Исключены из подсчета стажа период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, работа на учебном судне «Крузенштерн».

В судебном заседании Пчелинцева Т.А. и её представитель адвокат Папехин В.И. исковые требования поддержали, просили признать незаконными и отменить решение УПФР РФ в Милютинском районе (номер) от (дата) года и решение УПФР РФ в Милютинском районе (номер) от (дата) года об отказе в назначении Пчелинцевой Т.А. трудовой пенсии по старости в соответствии пп. 9 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Милютинском районе Ростовской области» досрочно назначить и выплачивать ей пенсию по старости с (дата) года, в соответствии пп. 9 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.

Представитель ответчика ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Милютинском районе Ростовской области» Галицина М.В. в судебном заседании исковые требования Пчелинцевой Т.А. не признала, суду пояснила, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Пчелинцевой Т.А. с учетом окончательных подсчетов составил 7 лет 7 месяцев 28 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии. В трудовой стаж не включены периоды: нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет (с (дата) года по (дата) года), работы на учебном судне «Крузенштерн» (с (дата)г по (дата) года). Указанные периоды не были включены в стаж, поскольку работа на судне «Крузенштерн» не подтверждена включением в плавсостав судна, при уходе за ребенком в стаж подлежит включению период ухода за ним только до достижения полутора лет.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Пчелинцева Т.А. (дата) года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Милютинском районе Ростовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как с (дата) года по (дата) года работала в Эстонском рыбопромышленном объединении «Эстрыбпром» в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы камбузницей, официанткой-уборщицей, буфетчицей, машинисткой по стирке одежды. Решениями пенсионного органа от (дата) года и (дата) года в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были засчитаны 7 лет 7 месяцев 28 дней. Из расчета исключены периоды работы:

- с (дата) года по (дата) год учебно-курсовой комбинат;

- с (дата) года по (дата) года учебное судно «Крузенштерн»;

- с (дата) года по (дата) года цех орудия лова на берегу - легкий труд;

- с (дата)- (дата) года, где истица в рейсе переоформлена пассажиром;

- с (дата) года по (дата) года отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в действие статьи 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Как установлено в судебном заседании Пчелинцева Т.А. с (дата) года по (дата) года работала в Эстонском рыбопромышленном объединении «Эстрыбпром» в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы камбузницей, официанткой-уборщицей, буфетчицей, машинисткой по стирке одежды. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда в Милютинском районе Ростовской области истцу оказано в зачете в специальный стаж периодов: нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет (с (дата) года по (дата) года, 1 год 6 месяцев), работы на учебном судне «Крузенштерн» (с (дата)г по (дата) года, 1 год, 6 дней). Продолжительность специального стажа, установленного комиссией, составила 7 лет 7 месяцев 28 дней.

Решения Комиссии об отказе во включении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста не соответствуют требованиям закона в виду следующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Между тем, решение комиссии в части отказа истице включения в специальный стаж периода с (дата) года по (дата) года - времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, является неправильным.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При указанных обстоятельствах период нахождения Пчелинцевой Т.А. с (дата) года по (дата) года в отпуске по уход за ребенком до трех лет подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Довод ответчика о том, что должность Пчелинцевой Т.А. в период работы на учебном судне «Крузенштерн» (с (дата)г по (дата) года, 1 год, 6 дней) не отнесена к плавсоставу отвергается судом, поскольку опровергается материалами дела, а именно данными трудовой книжки истицы л.д. 12), согласно которым она зачислена в плавсостав официант-уборщицей, а так же сведениями об объявлении её благодарности (дата) года за хорошую работу в период рейса на учебном судне «Крузенштерн» (стр. 13 трудовой книжки). Трудовая книжка установленного образца, в силу пункта 6 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж.

Учитывая, что ответчиком в специальный стаж истца было засчитано 7 лет 7 месяцев 28 дней, то при сложении этого стажа с периодом нахождения в отпуске по уходу за ребенком и работы в плавсоставе учебного судна «Крузенштерн» (2 года 6 месяцев 6 дней), включенного судом, специальный стаж Пчелинцевой Т.А. на момент обращения за назначением пенсии составляет 10 лет 2 месяца и 4 дня, что соответствует требованиям ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Остальные периоды трудовой деятельности Пчелинцевой Т.А., исключенные ответчиком из специального трудового стажа, не оспариваемые истцом, не влияют на дальнейшее решение вопроса о назначение досрочной трудовой пенсии.

При указанных обстоятельствах суд находит отказ комиссии УПФРФ в назначении Пчелинцевой Т.А. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, а исковые требования истца, подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 100 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Руководствуясь принципом разумности, учитывая обстоятельства дела, действия представителя, которые были совершены в входе рассмотрения дела, суд считает возможным взыскать понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя частично, в сумме 5000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пчелинцевой Татьяны Алексеевны к ГУ «Управление пенсионного Фонда в Милютинском районе Ростовской области» удовлетворить.Признать незаконным и отменить решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного Фонда в Милютинском районе Ростовской области» (номер) от (дата) года и (номер) от (дата) года об отказе Пчелинцевой Т.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного Фонда в Милютинском районе Ростовской области» назначить Пчелинцевой Татьяне Алексеевне досрочную трудовую пенсию по старости с (дата) года.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного Фонда в Милютинском районе Ростовской области» в пользу Пчелинцевой Татьяны Алексеевны расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд в течение десяти суток.

Судья: