№ 2-746/10
Решение
именем Российской Федерации
07 октября 2010 г. г. Морозовск
Морозовский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Целованьевой Н.А.,
с участием:
помощника прокурора Морозовского района Ростовской области Ромас А.А.,
представителя ответчика А по доверенности Шпакевич Н.В.,
при секретаре Фроловой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Морозовского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к А (Адрес) об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,
Установил:
Прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ к А ссылаясь на то, что проверкой отделения Г соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в А выявлены нарушения Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ -1-2003), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, Федерального Закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Непринятие А мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает реальную угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с чем, просит обязать А в месячный и шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда устранить перечисленные в исковом заявлении нарушения норм пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Ромас А.А. исковое заявление в части заявленных требований поддержала, пояснила, что просят обязать А в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения норм пожарной безопасности, а именно:
на территории сельских населенных пунктов или вблизи их ((Адрес)) в радиусе 200 м к естественным водоисточникам (пруды и т.п.) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12Х12 м. для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года;
распорядительным документом главы А определить территорию общего пользования сельских населенных пунктов А и оснастить их первичными средствами тушении пожаров и противопожарным инвентарем;
у пожарных водоисточников в сельских населенных пунктах, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;
территории сельских населенных пунктов А обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара;
обеспечить сельские населенные пункты для целей пожаротушения пожарными мотопомпами.
В административном здании А помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре;
распорядительным документом установить соответствующий противопожарный режим, в том числе:
определить и оборудовать места для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму,
регламентировать порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара и назначить ответственных за их проведение;
провести эксплуатационные испытания в соответствии с ППБ, ПУЭ, ПТЭЭ по обработке огнезащитным составом сгораемых конструкций чердачного помещения, соединений элекропроводки, устройства защитного отключения (УЗО), системы молния защиты;
установить знаки пожарной безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026=2003 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».
Обязать А в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда подвергнуть эксплуатационным испытаниям состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения административного здания.
От остальных требований отказалась ввиду их добровольного исполнения.
Представитель А Шпакевич Н.В. уточненные исковые требования признала частично, пояснила, что часть нарушений ППД им добровольно устранены, а остальные требуют больших финансовых затрат на их исполнение.
Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из представленной информации следует, что в ходе проведенной проверки Г были выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ -1-2003), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, Федерального закона от (Дата) года (Номер)ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
1. Не проводится обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, мерам пожарной безопасности, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты (п. 3 и 94 ППБ 01-03. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона № 230-ФЗ от 18.10.2007 г. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547);
2. Не определен порядок создания и организации деятельности добровольной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны (п. 3 ППБ 01-03. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона № 230-ФЗ от 18.10.2007 1);
3. на территории сельских населенных пунктов А или вблизи их (в радиусе 200 м) к естественным водоисточникам (пруды и т.п.) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (19 ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона № 230-ФЗ от 18.10.2007 г. п. 94 ППБ 01-03.);
4. территория общего пользования сельских населенных пунктов В обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (19 ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона № 230-ФЗ от 18.10.2007 г. п. 3 ППБ 01-03.),
5. У пожарных водоисточников в сельских населённых пунктах, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий (№69-ФЗ от 21.12.94 г. № 123-ФЗ от 22.07.08 г. п. 90 ППБ 01-03);
6. На территории сельских населённых пунктов А отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (№69-ФЗо1 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 114 ППБ 01-03);
7. В сельских населенных пунктах для целей пожаротушения отсутствуют пожарные мотопомпы (№ б9-ФЗ от 21.12.94 г. № 123-Ф3 от 22.07.08 г. п.31 ППБ 01-03);
Административное здание А по адресу: (Адрес)
8. Помещения администрации не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре (№69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 3 ППБ 01-03: табл. 1 НПБ 110-03);
9. Распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе: - не определены и не оборудованы места для курения; - не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня. Не регламентированы: - порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; - порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; - действия работников при обнаружении пожара; - не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение (№69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 15 ППБ 01-03);
10. не обработаны огнезащитным составом сгораемые конструкции чердачного помещения (№ 69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 36 ППБ 01-03);
11. соединения электропроводки выполнено методом скрутки, а не опрессовкой, пайкой или зажимами (№69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 57 ППБ 01-03);
12. электропроводка не оборудована устройствами защитного отключения (УЗО) (№69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 57 ПГТБ 01-03: п. 6.17 СНиП 31-02-01);
13. Пожароопасные помещения (архивы, кладовые, котельная) не оборудованы противопожарными дверьми (№69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 57 ППБ 01-03, СНиП21-01-97** п. 7.4. п. 7.1.28 ПУЭ);
14. не произведен планово-предупредительный ремонт всего электрооборудования и электрической сети в соответствии с ПУЭ «Правилам устройства электроустановок» (№69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 57 ППБ 01-03);
15. Отсутствует система молния защиты (№69-ФЗ от 21.12.94 г. №123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 57 ППБ 01-03);
16. Отсутствуют знаки пожарной безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-2003 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» (№69-ФЗ от 21.12.94 г. № 123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 27 ППБ 01-03);
17. Помещение не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения - огнетушителями, в соответствии с нормой положенности, (№ 69-ФЗ от 21.12.94г. № 123-Ф3от22.07.08 г. п. 108 прил. 3 ППБ 01-03);
18. На фасаде здания отсутствует указатель места расположения ближайшего наружного источника противопожарного водоснабжения (№ 69-ФЗ от 21.12.94 г. № 123-Ф3 от 22.07.08г. п. 90 ППБ 01-03);
19. Не организована и не проведена опашка территорий сельских населенных пунктов, территорий домовладений от сухой сорной растительности (№ 69-ФЗ от 21.12.94г. № 123-Ф3 от 22.07.08 г. п. 21 ППБ 01-03) л.д. 8-11).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности, которыми являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Статьей 5 вышеуказанного закона установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 19 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» установлены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В частности к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Непринятие А мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает реальную угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц, как жителей, так и приезжих лиц, круг которых установить не представляется возможным.
В связи с данными обстоятельствами прокурор правомерно обратился в суд с исковыми требованиями об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, которые суд считает подлежащими удовлетворению, в части уточненных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Морозовского района Ростовской области - удовлетворить.
Обязать А в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения норм пожарной безопасности, а именно:
на территории сельских населенных пунктов или вблизи их ((Адрес)) в радиусе 200 м к естественным водоисточникам (пруды и т.п.) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года;
распорядительным документом главы Администрации определить территорию общего пользования сельских населенных пунктов А и оснастить их первичными средствами тушении пожаров и противопожарным инвентарем;
у пожарных водоисточников в сельских населенных пунктах, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;
территории сельских населенных пунктов А обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара;
обеспечить сельские населенные пункты для целей пожаротушения пожарными мотопомпами.
В административном здании администрации А по адресу: (Адрес) помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре;
распорядительным документом установить соответствующий противопожарный режим, в том числе:
определить и оборудовать места для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму,
регламентировать порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара и назначить ответственных за их проведение;
провести эксплуатационные испытания в соответствии с ППБ, ПУЭ, ПТЭЭ по обработке огнезащитным составом сгораемых конструкций чердачного помещения, соединений элекропроводки, устройства защитного отключения (УЗО), системы молния защиты;
установить знаки пожарной безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026=2003 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».
Обязать А в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда подвергнуть эксплуатационным испытаниям состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения административного здания.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.
Судья: