№ 2-795/10 Решение именем Российской Федерации (дата) г. Морозовск Морозовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Целованьевой Н.А., с участием: помощника прокурора Морозовского района Ростовской области Колосова Д.С., представителя Морозовского отделения №1835 АК СБ РФ (ОАО) Ружановской А.С., при секретаре Фроловой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Морозовского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к АК Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Морозовского отделения N 1835 об обязании выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ к АК Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Морозовского отделения N 1835, ссылаясь на то, что проверкой прокуратуры Морозовского района соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Морозовском отделении N 1835 АК СБ РФ выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что среднесписочная численность работников в Морозовском отделении N 1835 составляет <данные изъяты> человек, из которых <данные изъяты> является инвалидом. Так как квота для трудоустройства инвалидов в процентном соотношении к среднесписочной составляет <данные изъяты> человек, то в нарушение требований законодательства, ответчиком не выделено <данные изъяты> рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в В связи с чем, просит обязать АК Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Морозовского отделения N 1835 выделить <данные изъяты> рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в месячный срок. Впоследствии подали уточненное исковое заявление в котором просили обязать АК Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Морозовского отделения N 1835 выделить <данные изъяты> рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в месячный срок (л.д. <данные изъяты> В судебном заседании помощник прокурора Колосов Д.С. исковое заявление поддержал, пояснил те же обстоятельства, что указаны в исковом заявлении. Представитель ответчика АК Сберегательный банк РФ (ОАО) в лице Морозовского отделения N 1835 Ружановская А.С., исковые требования не признала, пояснила, что самостоятельно без согласования с вышестоящей организацией установить квоту для трудоустройства инвалидов они не полномочны. Из представленного в суд письменного отзыва ответчика на иск прокурора следует, что в настоящее время в Морозовском отделении №1835 трудоустроены три инвалида. В Морозовском отделении издан приказ о назначении лица, ответственного за ежемесячное предоставление в ГУ Центр занятости населения информации, необходимой для организации занятости инвалидов и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. При трудоустройстве инвалидов работодатель должен учитывать требования к условиям работы, прописанные в индивидуальной карте реабилитации инвалида. Однако работа в Сбербанке сопряжена с физическими и моральными нагрузками, что не всегда соответствует рекомендуемым условиям труда инвалида. Отказов Морозовским отделением №1835 в приеме на работу инвалидов не зафиксировано, в случае обращения в приеме на работу и образования вакантных должностей, кандидаты и возможности их трудоустройства в обязательном порядке будут рассмотрены. Согласно указания Генеральной прокуратуры, основанием для предъявления прокурором иска в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Между тем, какие-либо заявления или жалобы в адрес Морозовского отделения №1835 не поступали. Кроме того, в Сбербанке России в настоящее время проводятся мероприятия по оптимизации штатной численности работников. Согласно доведенного плана по штатной численности работников на (дата) численность персонала должна составлять <данные изъяты>. Исходя из данных обстоятельств, просят отказать в иске прокурора. Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Статья 20 и 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда путем установления в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям наиболее подходящим для трудоустройства, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Статья 21 указанного Федерального закона устанавливает, что организациям, численность работников которых составляет более <данные изъяты> человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с пунктами 3 и 4 Областного закона от 07.03.2006 N 461-ЗС "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области" работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют квотируемые рабочие места за счет собственных средств. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ростовской области, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды. Перечень организаций, которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов, и порядок квотирования рабочих мест для инвалидов определяются АдминистрациейРостовской области. Согласно ст. 5 Областного закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов·создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять ежемесячно органам службы занятости населения в установленном Администрацией Ростовской области порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Статья 13 Федерального Закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Так, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Из материалов дела судом усматривается, что письмом ГУ Центра занятости населения Морозовского района на имя прокурора Морозовского района ему сообщается, что филиал АК СБ РФ (ОАО) Морозовское отделение №1835 не заквотировало рабочие места для инвалидов в полном объеме. В связи с чем, просят оказать содействие в исполнении законодательства, направленного на защиту инвалидов (л.д. <данные изъяты> Из информации филиала АК СБ РФ (ОАО) Морозовское отделение №1835 следует, что среднесписочная численность работников Морозовского отделения №1835 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) составляет <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> является инвалидом (л.д. <данные изъяты> Согласно дополнительно представленной информации в судебное заседание ответчиком среднесписочная численность за сентябрь составляет <данные изъяты>. Согласно представленных договоров и справок ВТЭК в филиале АК СБ РФ (ОАО) Морозовское отделение №1835 работает <данные изъяты> инвалида. Судом усматривается, что в нарушение требований законодательства Морозовским отделением №1835 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) не выделено <данные изъяты> рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, соответствующая информация ответчиком в службу занятости представлена. Ссылки филиала АК СБ РФ (ОАО) Морозовское отделение №1835 на предоставление работы инвалидам в Морозовском отделении не свидетельствуют о надлежащем выполнении требований вышеизложенного законодательства, так как рабочие места должны быть выделены специально для предоставления их инвалидам соответствующим приказом, распоряжением и т.д. руководителя организации. Довод филиала АК СБ РФ (ОАО) Морозовское отделение №1835 о сложностях при трудоустройстве инвалидов в связи со спецификой работы в Сбербанке не могут быть приняты судом во внимание, так как филиал АК СБ РФ (ОАО) Морозовское отделение №1835 входит в утвержденный приказом Минтруда Ростовской области от (дата) № перечень организаций, которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов, поэтому его исполнение является обязательным. Указание на неправомочность предъявления в суд прокурором данного искового заявления в связи с отсутствием заявлений от граждан так же не принимается судом в связи с ошибочным трактованием законодательства. Прокурором заявлено требование в защиту интересов неопределенного круга лиц, а не отдельного гражданина, поэтому предварительная подача заявления прокурору кем-либо из граждан не требуется. Таким образом, ответчиком нарушаются конституционные права инвалидов, не обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов и требования прокурора Морозовского района подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Морозовского района Ростовской области - удовлетворить. Обязать филиал Акционерного Коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Морозовское отделение №1835 устранить нарушение закона путем выделения четырех рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда. Взыскать с филиала Акционерного Коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Морозовского отделения №1835 госпошлину в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение десяти суток с момента составления мотивированного решения суда. Судья:
защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.