О возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием



Дело Номер

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата года Адрес

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре ФИО,

с участием истицы ФИО, представителя ФИО, действующего на основании доверенности от Дата года,

ответчика - представителя ОРГАНИЗАЦИЯ ФИО действующей на основании доверенности от Дата года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО, ФИО к ОРГАНИЗАЦИЯ о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО и ФИО обратились в суд с иском к ОРГАНИЗАЦИЯ о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием. Заявление мотивировано тем, что Дата года они заключили договор участия в долевом строительстве жилья с ОРГАНИЗАЦИЯ на строительство двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Чувашская Адрес общей площадью Номер В окончательной форме договор был заключен Дата года и зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе по Чувашской Республике. Согласно п.1.5 договора участия в долевом строительстве Номер от Дата года стоимость квартиры составляет 590 940 руб. Дата года между ними и застройщиком был подписан акт приема-передачи квартиры. В Дата года ими был получен кредит на оплату стоимости квартиры по условиям долевого участия по программе «Молодая семья» в размере 532 000 руб. Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.10.2002 г. №274 «О республиканской программе «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы» они имеют право на получение 15% субсидии от стоимости приобретенного жилья. Стоимость жилья составляет 590940 руб., соответственно, размер субсидии составляет 88 641 рублей. Дата года они обратились в ОРГАНИЗАЦИЯ с пакетом документов для получения социальной выплаты в размере 15 % стоимости жилья. Документы были приняты без замечаний и им сообщили, что в конце Дата они получат субсидию. Но до сегодняшнего дня они не получили субсидию. Они неоднократно обращались в ОРГАНИЗАЦИЯ по поводу получения субсидии, но получали ответы, что данный вопрос будет решен позже. Так, письмом от Дата года Номер ответили, что вопрос о выделении субсидии будет рассматриваться до Дата. Письмом от Дата года за Номер ответчик сообщил, что вопрос о выделении субсидии будет рассматриваться до Дата. Далее ответчик просил представить дополнительные документы. Они незамедлительно собрали весь пакет документов, но вопрос о предоставлении субсидии так и не решился. Прокурорская проверка показала, что их личные дела в ОРГАНИЗАЦИЯ для решения вопроса о предоставлении 15% субсидии ОРГАНИЗАЦИЯ не предоставлялись. В связи с неправомерным бездействием ОРГАНИЗАЦИЯ по изложенному вопросу прокуратурой района в адрес ОРГАНИЗАЦИЯ внесено представление об устранении выявленных нарушений. Таким образом, проведенной прокуратурой района проверки установлено незаконное бездействие ОРГАНИЗАЦИЯ. В результате незаконного бездействия ОРГАНИЗАЦИЯ их семья не получила субсидию в размере 15% от стоимости жилья, то есть 88 641 руб. Кроме того, незаконным бездействием ОРГАНИЗАЦИЯ причинила им моральный вред, который оценивают в 100 000 руб., то есть по 50 000 рублей каждому. Также просят взыскать с ответчика расходы на оплату представителя в размере 20000 рублей.

Истица ФИО в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

В судебном заседании истец ФИО, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истцов ФИО поддержал исковые требования ФИО по изложенным в нем основаниям, а также пояснения, данные в ходе предыдущих судебных заседаниях. Суду пояснил, что из ответов ОРГАНИЗАЦИЯ следует, что личное дело семьи ФИО ОРГАНИЗАЦИЯ не представлено в ОРГАНИЗАЦИЯ, в связи с чем они не были включены в список нуждающихся в получении 15 % субсидии. Все семьи, которые стояли в очереди, и личные дела которых были представлены в ОРГАНИЗАЦИЯ, получили субсидию. Считает, что доказательства того, что ОРГАНИЗАЦИЯ не бездействовала, не представлены и действия ОРГАНИЗАЦИЯ незаконны, поскольку последняя обязана представлять списки молодых семей в ОРГАНИЗАЦИЯ. В самой программе говорится, что органы местного самоуправления формируют списки молодых семей и представляют их в ОРГАНИЗАЦИЯ.

Ответчик - представитель ОРГАНИЗАЦИЯ ФИО исковые требования не признала. Пояснения, данные в ходе предыдущих судебных заседаниях поддержала. Суду пояснила, что ОРГАНИЗАЦИЯ доказала, что ОРГАНИЗАЦИЯ не бездействовала, поскольку сделала все возможное, чтобы все семьи, участвующие в программе, получили субсидию. По данной программе поддержки молодых семей в ОРГАНИЗАЦИЯпредставлялись списки и другие документы. То, что ОРГАНИЗАЦИЯ говорит, что ОРГАНИЗАЦИЯ не представляла списки - это неверно, от них не поступало ни одного документа, где говорилось бы о том, что по семье ФИО не хватает документов. В Дата бюджет был принят определенной суммой, этого лимита не хватило. ОРГАНИЗАЦИЯ обратилась в ОРГАНИЗАЦИЯ После этого Дата граждане снова начали обращаться в ОРГАНИЗАЦИЯ в связи с тем, что они не получили денежные средства. ОРГАНИЗАЦИЯ снова обратилась в ОРГАНИЗАЦИЯ, там сообщили, что такие граждане, которые не получили субсидию, есть не только в Адрес, но и в других районах. В Дата программа поменялась, и эти семьи так и остались. По адресу Адрес квартиры получили 13 семей. 11 семей получили субсидию, две семьи остались. В том числе и семья ФИО. Кроме того, в соответствии с Соглашением о субсидировании за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики процентных ставок по кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья ОРГАНИЗАЦИЯ контролирует работу ОРГАНИЗАЦИЯ районов по подготовке и представлению в Банк списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете по предоставлению жилых площадей в органах местного самоуправления.

Ответчик - ОРГАНИЗАЦИЯ надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явился.

Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 ч.2 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, предусмотрено статьей 53 Конституции Российской Федерации. Данное положение Конституции конкретизируется в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 16 ГК РФ закрепляет принцип возмещения убытков, причиненных в результате неправомерных действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В целях государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации в Чувашской Республике Кабинетом Министров Чувашской Республики 15 октября 2002 года утверждена республиканская программа «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2010 годы» № 274 (в редакции Постановления Кабинета Министров ЧР от 25.09.2008 года № 288 наименование программы - республиканская программа «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы»).

Из материалов дела следует, что в соответствии с программой «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы» государственная поддержка за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики направляется на социальные выплаты на строительство жилого помещения в размере 15% расчетной (средней) стоимости жилого помещения, определяемой исходя из количества членов молодой семьи, общей площади жилого помещения 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.м. - на семью из двух человек, и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением ОРГАНИЗАЦИЯ Номер от Дата г. ФИО, проживающий в Адрес, имеющий в составе семьи восемь человек, поставлен на учет по улучшению жилищных условий.

Согласно списку молодых семей Адрес, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО числится под Номер.

Как следует из раздела 4 программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2010 годы» от Дата года Номер (в ред. от Дата года Номер), действовавшей на момент постановки ФИО на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, задачами органов местного самоуправления в Чувашской Республики являются: разработка и утверждение муниципальных программ обеспечение жильем молодых семей; формирование списков молодых семей на территории района (города) и представление их государственному заказчику.

В соответствии республиканской программой «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы» (в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от Дата года Номер) государственным заказчиком Программы является ОРГАНИЗАЦИЯ (далее по тексту «ОРГАНИЗАЦИЯ»).

Дата года семья ФИО заключила договор участия в долевом строительстве с ОРГАНИЗАЦИЯ (застройщик) на строительство двухкомнатной квартиры по адресу: Адрес. В окончательном варианте договор был подписан Дата года под Номер.

Согласно п.1.5 договора стоимость квартиры составляет 590 940 рублей.

Дата года на основании акта-приема-передачи застройщик передал, а ФИО приняли в общую долевую собственность по 1/3 доле в праве двухкомнатную квартиру Номер, общей площадью Номер в жилом доме Номер по Адрес.

В судебном заседании установлено, что ОРГАНИЗАЦИЯ в ОРГАНИЗАЦИЯ были представлены дела по 16 молодым семьям, изъявившим желание получить безвозмездную субсидию в размере 15% в рамках республиканской программы «Молодая семья Чувашской Республики». Среди получателей 15% безвозмездных субсидий по механизму государственной поддержки, действовавшему в период с 2003 г. по 2006 г. в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы», семья ФИО и ФИО не значится, тогда как другие молодые семьи, включенные в список нуждающихся в улучшении жилищных условий после ФИО, получили безвозмездную субсидию.

Как следует из сообщения прокурора Адрес в адрес ФИО Номер от Дата года л.д. 12), в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что заявление ФИО о возмещении ему 15% стоимости жилого помещения с приложенными к нему документами в ОРГАНИЗАЦИЯ своевременно не рассмотрено, в уполномоченный орган для решения вопроса о предоставлении субсидии учетное дело не направлялось, в результате чего были существенно нарушены право на получение государственной поддержки в решении жилищного вопроса. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами ОРГАНИЗАЦИЯ а также об отсутствии должного контроля со стороны руководства - заместителя ОРГАНИЗАЦИЯ

Из сообщения прокурора Адрес в адрес ФИО Номер от Дата года л.д. 13) следует, что согласно информации ОРГАНИЗАЦИЯ, начиная с 2006 года по 2007 года, неоднократно обращался в ОРГАНИЗАЦИЯ с просьбой о предоставлении в министерство всех дел по молодым семьям, изъявившим желание получить безвозмездную субсидию в размере 15% в рамках республиканской программы «Молодая семья Чувашской Республики» - по ранее действующему механизму государственной поддержки. Также ОРГАНИЗАЦИЯ была предупреждена о прекращении финансирования указанной программы в связи с переходом Чувашской Республики на новый механизм государственной поддержки - реализация программы «Обеспечение жильем молодых семей ФЦП «Жилище».

Исследуя результаты прокурорских проверок, суд приходит к выводу, что прокуратурой Адрес проверка по заявлению ФИО проведена не в полном объеме, поскольку в ходе проверки не выяснены механизм действия программы, сведения о выделенных средствах на реализацию программы, не опрошены сотрудники ОРГАНИЗАЦИЯ, в связи с чем вывод о ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами ОРГАНИЗАЦИЯ и ненаправлении учетного дела ФИО в ОРГАНИЗАЦИЯ для решения вопроса о предоставлении субсидии сделан преждевременно.

Свидетель ФИО показал, что в Дата семья ФИО состоит в очереди на улучшении жилищных условий. Позже, Дата года они заключили льготный кредитный договор по программе «Молодая семья» по сниженным процентным ставкам. Они также имели право на получение пятнадцати процентной субсидии, для этого он неоднократно обращался в администрацию, но ему говорили, что документы направлены в ОРГАНИЗАЦИЯ, и вопрос уже решается, что семья ФИО включена в сводный список. Однако прошло уже несколько лет, но семья ФИО до сих пор не получила субсидию. После они обратились в прокуратуру района.

Как следует из показаний свидетеля ФИО, с Дата она работала специалистом в ОРГАНИЗАЦИЯ. В ее обязанности входило сбор документов и постановка на учет молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все документы от семей принимались на общих основаниях. Семья ФИО также была участником программы «Государственной поддержки молодых семей в решении жилищных проблем на 2002-2015 г.» и они были включены в сводный список, который в последующем был предоставлен в ОРГАНИЗАЦИЯ и в сбербанк, для получения льготного кредита. Она сама отвозила все документы молодых семей, участников программы в ОРГАНИЗАЦИЯ, в том числе и семьи ФИО. Все документы были приняты специалистами ОРГАНИЗАЦИЯ, замечания не поступили. Предоставление личных дел молодых семей в соответствии с вышеуказанной программой не предусмотрено, так как они формировали лишь сводный список и предоставляли необходимые документы только по запросу ОРГАНИЗАЦИЯ, а ОРГАНИЗАЦИЯ за такими документами не обращался. Кроме того, администрация не контролирует получение молодыми семьями субсидии.

Как следует из письма ОРГАНИЗАЦИЯот Дата года за Номер, ОРГАНИЗАЦИЯ, начиная с Дата неоднократно обращалось в адрес ОРГАНИЗАЦИЯ с просьбой о представлении в Министерство всех дел по молодым семьям, изъявившим желание получить безвозмездную субсидию в размере 15% в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решение жилищной проблемы на 2002-2015 годы» - по ранее действовавшему механизму государственной поддержки (с 2003 по 2006 г.г.). ОРГАНИЗАЦИЯ была предупреждена о том, что на финансирование ранее действовавшего механизма государственной поддержки молодых семей, средства выделяться больше не будут в связи с переходом Чувашской Республики на новый механизм государственной поддержки молодых семей - реализация программы «Обеспечение жильем молодых семей ФЦП «Жилище». ОРГАНИЗАЦИЯ в ОРГАНИЗАЦИЯ были представлены дела по 16 молодым семьям, на сумму 1244,108 тыс. руб. В этом объеме в Дата из бюджета Чувашской Республики были выделены средства и представлены молодым семьям в виде субсидии. Среди получателей 15% безвозмездных субсидий по механизму государственной поддержки, действовавшему в период с Дата в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решение жилищной проблемы на 2002-2015 годы», семья ФИО, ФИО не значится. Документы на получение 15% субсидии по вышеуказанной семье ОРГАНИЗАЦИЯ в ОРГАНИЗАЦИЯ не представлялись.

В судебном заседании установлено, что указанные доводы ОРГАНИЗАЦИЯ какими-либо доказательствами не подтверждаются и в материалах дела они отсутствуют. Кроме того, ОРГАНИЗАЦИЯ не представил доказательств об обращении в адрес ОРГАНИЗАЦИЯ с просьбой о представлении в Министерство всех личных дел по молодым семьям, изъявившим желание получить безвозмездную субсидию в размере 15% в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решение жилищной проблемы на 2002-2015 годы», хотя суд неоднократно запрашивал данные доказательства.

Кроме того, как следует из письма ОРГАНИЗАЦИЯ Номер от Дата года л.д.118) представление личных дел молодых семей - участников вышеуказанной программы в ОРГАНИЗАЦИЯ нормативными актами не предусмотрено. Перечисление средств по субсидии производилось на основании документов, которые предоставлялись органами местного самоуправления в ОРГАНИЗАЦИЯ на каждую молодую семью: 1) список на молодого гражданина - члена молодой семьи с указанием размера субсидий, номера расчетного счета на который следует зачислить субсидию; 2) расчет субсидии; 3) копия договора купли-продажи, договора долевого участия на строительство жилья или договора подряда на строительство индивидуального дома; 4) копия кредитного договора.

Задачами органов местного самоуправления в соответствии с указанной программой является формирование списков молодых семей - участников подпрограммы на территории муниципального района (городского округа) и представление их государственному заказчику. Государственный заказчик программы (Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики) осуществляет сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, представляемых органами местного самоуправления, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Чувашской Республике. Задачами органов исполнительной власти Чувашской Республики (участников программы) является определение объемов, форм и методов оказания государственной поддержки молодым семьям за счет бюджетных средств и привлеченных внебюджетных источников.

В судебном заседании установлено, что в период с Дата ОРГАНИЗАЦИЯ предоставляла все данные в ОРГАНИЗАЦИЯ, где министерство в соответствии с требованиями программы составляло сводный список, участников программы и должно было осуществлять сбор данных о молодых семьях.

ОРГАНИЗАЦИЯ с вопросом предоставления дополнительных документов либо исправления имеющихся в личных делах документов либо по другим вопросам, которыми доказывалось бездействие ОРГАНИЗАЦИЯ, не обращалось.

Доводы представителя ответчика о том, что ОРГАНИЗАЦИЯ не бездействовала, все документы молодых семей, в том числе и документы семьи ФИО, были представлены в ОРГАНИЗАЦИЯ, суд находит обоснованными, данное обстоятельство подтверждается сопроводительными письмами.

Как следует из пояснений представителя ответчика, семья ФИО частично воспользовалась государственной поддержкой в решении жилищного вопроса, используя заемные средства банка на льготных условиях кредитования.

Данный факт подтверждается Списком граждан, членов молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете для предоставления жилой площади имеющих право на получение кредита в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 г. № 51, представленным дополнительным офисом ОРГАНИЗАЦИЯ где под номером 41 значится ФИО.

Кроме того, данный факт подтвердил допрошенный в суде в качестве свидетеля ФИО, который показал, что он работает начальником кредитного сектора кредитования в дополнительном офисе ОРГАНИЗАЦИЯ. Дата года на основании кредитного договора и на основании Списка граждан, членов молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете для предоставления жилой площади имеющих право на получение кредита в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 г. № 51, представленного ОРГАНИЗАЦИЯ семье ФИО был предоставлен кредит по сниженным процентным ставкам. Также в соответствии с вышеуказанным договором и процентные ставки субсидировались, то есть в первые три года семья ФИО платила 5%, а в последующие года 10% годовых.

Согласно кредитному договору Номер от Дата года, заключенному между ОРГАНИЗАЦИЯ и ФИО и ФИО, кредитор обязуется предоставить заемщикам кредит в сумме 531 846 руб. на строительство (долевое участие в строительстве квартиры), находящейся по адресу: Чувашская Адрес на срок по Дата года под 18% годовых, из которых по Дата года созаемщики уплачивают 5% годовых, а с Дата года созаемщики уплачивают 10% годовых. ОРГАНИЗАЦИЯ уплачивает разницу между действующей по настоящему договору процентной ставкой, уплачиваемой созаемщиками, согласно «Порядка субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам, привлекаемым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, за счет средств республиканского бюджета», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №202 от 24.07.2002 г. и соглашения о субсидировании за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики процентных ставок по кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья» от 24.02.2005 г., заключенного между Министерством финансов Чувашской Республики, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Чувашским отделением Адрес. В случае прекращения поступления платежей со стороны ОРГАНИЗАЦИЯ вся сумма процентов, исчисленная по ставке в размере 18% годовых, взимается с ответчиков.

Как следует из списка граждан, членов молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете для предоставления жилой площади, имеющих право на получение кредита в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 н. №51, предоставленного самим ОРГАНИЗАЦИЯ, в списке очередников значится ФИО, которому предоставлено частичное субсидирование процентной ставки.

На основании изложенного, суд считает, что ОРГАНИЗАЦИЯ выполнила все возложенные на нее функции по оказанию государственной поддержки молодым семьям района, в частности, семье ФИО.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием, необходимо отказать.

Поскольку суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, оснований для взыскания с ОРГАНИЗАЦИЯ денежной сумм в счет возмещения морального вреда и судебных расходов также не имеется.

Других доказательств сторонами суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований ФИО и ФИО к ОРГАНИЗАЦИЯ о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи через Моргаушский районный суд Чувашской Республики кассационной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено Дата

Судья Моргаушского

районного суда Чувашской Республики С.В. Трихалкин