Дело №2-478/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре Галкиной З.П., с участием истицы ФИО, представителя истицы ФИО, действующей на основании доверенности, ответчика - представителя администрации ОРГАНИЗАЦИЯ ФИО, третьего лица - представителя отдела социальной защиты населения Моргаушского района Министерства здравоохранения и социального развития в Чувашской Республики ФИО, действующего на основании доверенности, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к администрации ОРГАНИЗАЦИЯ, администрации ОРГАНИЗАЦИЯ о признании отказа администрации ОРГАНИЗАЦИЯ от "ДАТА" № незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО обратилась в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с иском к администрации ОРГАНИЗАЦИЯ и администрации ОРГАНИЗАЦИЯ о признании отказа администрации ОРГАНИЗАЦИЯ от "ДАТА" № незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что "ДАТА" она обратилась с заявлением к главе администрации ОРГАНИЗАЦИЯ о постановке на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий. "ДАТА" администрация ОРГАНИЗАЦИЯ письмом за № отказала ей в постановке на учет. Отказ мотивирован тем, что согласно представленных ею документов, она совершила действия, в результате которых, граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Она не согласна с данным отказом, так как намеренного ухудшения жилищных условий с ее стороны не было.
В судебном заседании представитель истца ФИО поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Суду пояснила, что сознательного ухудшения жилищных условий со стороны ФИО не было, в "АДРЕС" ФИО проживает одна. Данное жилье является непригодным, ветхим. Кроме того, ФИО не имеет собственного жилья. Указанное жилье не зарегистрировано за ФИО Более того в соответствии с законом «О ветеранах» члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истица ФИО на судебное заседание свои исковые требования поддержала, просила удовлетворить их.
Ответчик - представитель администрации ОРГАНИЗАЦИЯ ФИО, исковые требования не признала, в судебном заседании пояснил, что ФИО в жилом "АДРЕС" проживает одна. Данное жилое помещение "ДАТА" межведомственной комиссией было признано непригодным. Доказательств о намеренном ухудшении жилищных условий со стороны ФИО у администрации сельского поселения не имеется.
Ответчик - администрация ОРГАНИЗАЦИЯ надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явилась, своего представителя не направила. Из поступившего заявления следует, что просит отказать в удовлетворения исковых требований.
Третье лицо - представитель отдела социальной защиты населения Моргаушского района Министерства здравоохранения и социального развития в Чувашской Республике ФИО исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Она, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на все льготы предусмотренные законом.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, которых достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Предметом судебной защиты в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина.
Согласно пункту 1статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ и статьей 2 Закона от 27.04.1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Нарушение прав и свобод это такой результат обжалуемых действий, при которых гражданин реально не смог в конкретной ситуации воспользоваться принадлежащими ему правами (свободами), гарантированными Конституцией РФ, международными правовыми актами, законодательством Российской Федерации.
Создание препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод это такой результат действий (решений), при котором гражданину необходимо преодолевать препятствия и ограничения, не предусмотренные законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Из заявления ФИО следует, что она "ДАТА" обратилась к главе администрации ОРГАНИЗАЦИЯ для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как вдова участника Великой Отечественной войны.
Согласно выписки из похозяйственной книги № от "ДАТА" № и справки № от "ДАТА", выданных администрацией ОРГАНИЗАЦИЯ, следует, что в жилом "АДРЕС" "АДРЕС" зарегистрирована ФИО, "ДАТА" года рождения.
Из удостоверения № от "ДАТА" следует, что ФИО имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из удостоверения № от "ДАТА", ФИО имеет право на льготы и преимущества, установленные в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О ветеранах». Удостоверение бессрочное, действительно на всей территории Российской Федерации.
Положения п.1 ст. 4 Закона ЧР от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" (Принят ГС ЧР 27.09.2005) предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что жильем за счет средств федерального бюджета обеспечиваются члены семь погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из справки за № от "ДАТА", выданной МУП «ОРГАНИЗАЦИЯ, следует, что жилой дом "АДРЕС" имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую - <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из ответа (отказа) главы администрации ОРГАНИЗАЦИЯ за № от "ДАТА" следует, что в связи с тем, что ФИО совершила действия, в результате которых, граждане на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако администрацией ОРГАНИЗАЦИЯ не указано конкретное обстоятельство, послужившее вынесению такого решения.
Кроме того как следует из пояснений представителя ответчика - администрации ОРГАНИЗАЦИЯ доказательств о намеренном ухудшении жилищных условий со стороны ФИО у администрации сельского поселения не имеется.
Как установлено в судебном заседании ФИО после обращения к главе администрации ОРГАНИЗАЦИЯ для постановки на учет в качестве нуждающейся, какие-либо действия по ухудшению своих жилищных условий по адресу: "АДРЕС", не предпринимала и не могла предпринять, так как не имеет в праве собственности какого либо жилого помещения, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от "ДАТА" №.
Кроме того, как следует из акта обследования помещения № от "ДАТА" и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) № от "ДАТА", "АДРЕС" признан ветхим и непригодным для проживания.
Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя истицы ФИО в "АДРЕС" ФИО проживала все время, так как до этого она проживала и ухаживала за проживавшей в этом же доме ФИО, которая умерла в "ДАТА" году. Ранее она была зарегистрирована по "АДРЕС", однако в перемене регистрации не было необходимости. В настоящее время данный дом принадлежит на праве собственности ей (ФИО), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "ДАТА" №.
Данные факты нашли сове подтверждения и в показаниях, допрошенных в суде свидетелей ФИО и ФИО, которые показали, что ФИО проживает в "АДРЕС" одна более "ДАТА" лет. Данный дом признан ветхим. Подтвердили, что она своего жилья не имеет.
То, что ФИО не имеет права собственности по прежнему месту регистрации, то есть по "АДРЕС", также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "ДАТА" №, из которой следует, что вышеуказанный дом принадлежит на праве собственности ФИО.
Таким образом, исходя из изложенного, сам по себе факт регистрации указанного лица в 2010 году при наличии доказательств о фактическом ее проживании ранее даты регистрации не является доказательством совершения ФИО намеренных действий с целью встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в действиях ФИО не усматривается намеренность с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являющаяся единственным критерием для отказа в постановке на такой учет.
В соответствии с частью 2 статьи 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Изучив документы, представленные ФИО при постановке на учет, суд пришел к выводу, что на момент обращения ФИО в администрацию ОРГАНИЗАЦИЯ она не имела в собственности какого-либо жилого помещения, что подтверждается материалами дела.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации №5-ФЗ от 12 мая 1995 года в редакции Закона от 21 декабря 2009 года N327-ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.21 вышеуказанного закона члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.
Таким образом, исковое заявление ФИО подлежит удовлетворению в полном объеме.
Других доказательств сторонами суду не представлено и не просили их исследовать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО удовлетворить.
Признать отказ главы администрации ОРГАНИЗАЦИЯ от "ДАТА" № незаконным.
Признать за ФИО право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Моргаушского
районного суда Чувашской Республики С.В. Трихалкин