По иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО о признании межевания границ земельного участка незаконным



Дело №2-407/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 года с. Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре судебного заседания Яковлеве А.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Сокрашкина Э.Г., ответчика ФИО, его представителя ФИО, третьего лица - представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики ФИО, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ФИО о признании произведенного межевания и акта согласования границ земельного участка с кадастровым номером №37 межевого плана № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Моргаушского района Чувашской республики обратился в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с иском к ФИО о признании незаконным права собственности ФИО на часть земельного участка, образованную при межевании участка земли возле бани за прежними границами его хозяйства, в состав которого входит водный объект, а также обязать Моргаушский отдел Управления Росреестра по ЧР внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ в части исключении права собственности на указанный земельный участка. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Моргаушского района рассмотрено обращение ФИО о нарушении земельного законодательства. Проведенной проверкой установлено, что собственником земельного участка площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> является ФИО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. Право собственности у ФИО на земельный участок возник на основании постановления АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ. В целях оформления права собственности на предусмотренные указанным постановлением 40 соток в ДД.ММ.ГГГГ ФИО было произведено межевание земельного участка, при этом взамен задней части огорода по указанию ФИО был отмежеван участок земли возле бани, выходивший за прежние границы огорода, в состав которого целиком входил указанный водоем. Кроме того, при межевании был превышен размер предоставленной по постановлению АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ площади. Так вместо 4000 кв.м. было отмежевано <данные изъяты> кв.м. при максимально допустимых погрешностях 110 кв.м. В связи с чем, просил признать незаконным право собственности ФИО на часть земельного участка, образованную при межевании участка земли возле бани за прежними границами его хозяйства, в состав которого входит водный объект. Обязать Моргаушский отдел Управления Росреестра по Чувашской Республике внести изменение в свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> в части исключения права собственности на указанный в п.1 земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Сокрашкин Э.Г. изменив исковые требования просил признать проведенное межевание и акт согласование границ земельного участка с кадастровым номером № межевого плана № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ФИО произвести межевание границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с чертежом границ земельного участка, закрепленным в государственном акте №. Также, ДД.ММ.ГГГГ, отказался от требований в части обязании ФИО произвести межевание границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с чертежом границ земельного участка, закрепленным в государственном акте №.

В судебном заседании представитель истца Сокрашкин Э.Г. поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям. Суду пояснил, что при межевании земельного участка ФИО, расположенного по адресу: <адрес>, и государственной регистрации права на него не принято во внимание, что в состав отмежеванного участка входит часть земельного участка, занятая прудом. Данный водоем был создан в 1937 году жителями деревни путем запруды родника для нужд населения. Жители деревни ранее пользовались этим водоемом для целей противопожарной безопасности, поскольку к нему имеются хорошие подъездные пути, а сам водоем находится в центре деревни. Кроме того, данный водоем использовался для водопоя скотины. Также пояснил, что при межевании допущено нарушение порядка нарушения, в частности в акте согласовании границ имеется подпись АДМИНИСТРАЦИЯ, которую поставил специалист АДМИНИСТРАЦИЯ не имеющий на то каких либо полномочий, а также доверенность на подписания. Просил признать межевание и акт согласования границ земельного участка ФИО с кадастровым номером № межевого плана № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Ответчик ФИО и его представитель ФИО исковые требования не признали. Суду пояснили, что межевание земельного участка проводилось в соответствии с действующим законодательством. Не доверять результатам межевания, проведенным ООО нет оснований.

Представитель третьего лица Моргаушского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ за № в Едином государственном реестре прав на основании Постановления АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков в собственность» зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером № общей площадью 4000 кв.м.. Решение вопроса по поводу исковых требований оставляет на усмотрения суда.

Выслушав мнения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, которых, по мнению сторон достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

В силу ч.7 ст.36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007г, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, земельный участок как объект права представляет собой конкретно определенную вещь, характеризуется такими признаками, как общий размер, границы и местоположение, позволяющие индивидуализировать его, в том числе и на местности.

В результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ, в частности, межевой план земельного участка (ст.37 Закона № 221-ФЗ).

В межевом плане указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Порядок установление характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ст.38 Закона № 221-ФЗ).

В силу ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей вся заинтересованных лиц или их представителей (ст.40 указанного Закона)

Постановлением АДМИНИСТРАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельный участков за гражданами» ФИО предоставлен приусадебный участок при жилом доме площадью 0,40 га, для ведения личного подсобного хозяйства в собственность, что также подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной МУ «АРХИВ»

В соответствии с указанным постановлением ФИО выдан государственный акт на право собственности на землю площадью 0,30 га за №

По заявлению ФИО ДД.ММ.ГГГГ работниками ООО проведено межевание его земельного участка.

Из акта согласования границ следует, что при межевания земельного участка ФИО присутствовали правообладатели ФИО и АДМИНИСТРАЦИЯ ФИО

Однако из показаний свидетеля ФИО, ведущего специалиста АДМИНИСТРАЦИЯ, допрошенной в ходе судебного заседания следует, что в акте согласования границ земельного участка ФИО от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № вместо главы поселения расписалась она, так как к ней в АДМИНИСТРАЦИЯ в марте 2009 года неоднократно приходила ФИО, чтобы подписать акт согласования границ земельного участка. Однако главу АДМИНИСТРАЦИЯ она не могла застать. ДД.ММ.ГГГГ ФИО снова подошла к ней и попросила подписать акт согласования границ земельного участка ФИО. В тот момент главы поселения не было на месте, и ей пришлось расписаться вместо него. На месте расположения земельного участка ФИО она в тот день и никогда ранее не была. Доверенность на представление АДМИНИСТРАЦИЯ, в том числе на удостоверение своей подписью акта согласования границ ей не выдавалась. Полномочий на это у нее не было. Кроме того извещение о времени и месте проведения межевания в администрацию не поступало, в извещении она подписалась в тот же день.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в собственности ФИО находится земельный участок площадью 4000+110 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Согласно межевого плана земельный участок ФИО в системе координат: Чувашская Республика имеет протяженность границ - 281,65 м., площадь - 0,4208 га., в системе координат: СК21 имеет протяженность границы - 281,56 м., площадь - 0,4204 га.

Пунктами 11, 12 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (в ред. от 18.04.2003) лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

Пунктом 8 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

При таких обстоятельствах суд находит, что АДМИНИСТРАЦИЯ ФИО не был в письменной форме извещен о межевании земельного участка ФИО

Согласно п.9.2, п.15 вышеуказанной Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, акт согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не был утвержден комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района.

Из доводов представителя истца Сокрашкина Э.Г. следует, что в результате межевания земельного участка ФИО в состав отмежеванного участка входит часть земельного участка, занятая прудом.

Данный факт подтверждается также, показаниями допрошенных в суде свидетелей ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, фотографиями, актом Моргаушского Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых следует, что земельный участок с прудом считается сформированным, определены координаты характерных точек, поставлен на кадастровый учет, прошел регистрацию в регистрационной палате. Данный водоем полностью входит в земельный участок, принадлежащий ФИО

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в результате межевания земельного участка ФИО нарушено право пользования неопределенного круга лиц земельным участком, поскольку они лишены права пользования части земельного участка.

В соответствии с ч.3 ст.8 Водного кодекса РФ не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Кроме того, согласно п.8 ст.27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно ст.3 п.9 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Определяя права собственности на спорный земельный участок, суд исходит из следующего:

В соответствии с ЗК РСФСР (от 1.07.1970г.) право собственности на землю принадлежало только государству. В силу ст.9-13,104,105 ЗК РСФСР гражданам земля (в том числе и для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства) передавалась лишь в бесплатное, бессрочное пользование на основе решения исполнительного комитета Совета народных депутатов.

ЗК РСФСР, действовавшим с 25.04.1991 по 25.10.2001 (утратил силу в связи с введением в действие Земельного кодекса РФ, Федеральные законы N 136-ФЗ, N 137-ФЗ) гражданам РСФСР предоставлено право собственности на землю (установленное ранее Законом РСФСР «О земельной реформе» 1990г.), пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками (понятие пожизненного наследуемого владения исключено Указом Президента РФ 24.12.93г № 2287).

В соответствии со ст.31 ЗК РСФСР право собственности на землю удостоверяется государственным актом.

Постановлением СМ РСФСР от 17.09.1991г. №493 утверждена форма государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан.

Согласно «Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» (Утв. Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ от 9.03.1992 г. во исполнение вышеназванного Постановления СМ РСФСР взамен "Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей", утвержденной Минсельхозом СССР 7.09.1976 г.) государственный акт на право собственности на землю, выдается гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, для иных целей.

Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.

Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с: изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование); переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю.

Согласно п.1.6. Инструкции перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований, в т.ч. и граждан производится по личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель.

При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.

Согласно ст.2, 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122 - ФЗ от21.07.1997г. государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из протокола выявления технической ошибки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обработке заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости за № от ДД.ММ.ГГГГ выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющем кадастровый номер №. В ГКН содержались сведения о земельном участке №, где площадь земельного участка 3000 кв.м., а на основании постановления АДМИНИСТРАЦИЯ составляет 4000 кв.м.

Из решения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании рассмотрения заявления об учете изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в представленных документах недостатков не выявлено. На основании изложенного принято решение о проведении государственного учета

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 4000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО

В судебном заседании установлено, что новый государственный акт не выдавался.

В связи с этим, суд находит, что исковые требования прокурора Моргаушского района Чувашской Республики о признании межевание и акта согласования границ земельного участка ФИО с кадастровым номером № межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ незаконным подлежит удовлетворению, поскольку в результате межевания нарушено право пользования неопределенного круга лиц, а также Инструкция по межеванию земель.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор вправе обращаться в суд с заявлениями, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду.

Других доказательств суду стороны не представили и не просили их исследовать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ФИО о признании произведенного межевания и акта согласования границ земельного участка с кадастровым номером № межевого плана № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, удовлетворить.

Признать межевание и акт согласование границ земельного участка ФИО с кадастровым номером № межевого плана № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Решение суда стороны вправе обжаловать в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2010 года.

Судья Моргаушского районного суда

Чувашской Республики С.В. Трихалкин